Источник: газета «Ведомости»
Автор: Елена Мазнева
Опубликовано: 31.08.2006, 12:04

В полет за деньгами

Отправляет "Аэрофлот" Валерий Окулов


Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов впервые публично объяснил, как государству стоит распорядиться 60-65% акций "Аэрофлота", после того как его допэмиссия будет оплачена госпакетами других авиакомпаний. Он считает, что государству нужно сохранить за собой 51%, а "лишние" 10-15% продать на бирже. С таким free-float аналитики уже прозвали "Аэрофлот" "летающей "Роснефтью".

"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания страны, в 2005 г. вместе с "дочками" перевезла 8,1 млн пассажиров. Выручка за 2005 г. по МСФО - $2,5 млрд, чистая прибыль - $189,8 млн. Государство владеет 51,2% акций "Аэрофлота", около 30% - у Национальной резервной корпорации (НРК), примерно 15% - под контролем менеджмента. Уставный капитал состоит из 1,1 млрд обыкновенных акций.

Окулов давно мечтает получить госпакеты крупнейших конкурентов своей компании. Еще в 2004 г. он предложил провести допэмиссию "Аэрофлота", оплатив ее госакциями других авиакомпаний. В начале 2006 г. в этом списке оказались "Пулково", ГТК "Россия", "Дальавиа" (по 100% у государства), "Владивосток Авиа", "КрасЭйр" (по 51%), "Сибирь" (25,5%). В июне акционеры утвердили "Аэрофлоту" 250 млн объявленных акций для будущей допэмиссии (вчера стоимость такого пакета на ММВБ составила около $550 млн). И если все бумаги выкупит государство, то его доля в "Аэрофлоте" вырастет до 60%.

Вчера Окулов заявил, что госпакет может подрасти до 60-65%, передает "Интерфакс". Смысла держать больше 51% для государства нет, добавил он. Поэтому до 15% акций "Аэрофлота" правительство может разместить на фондовой бирже. Прокомментировать свое заявление "Ведомостям" Окулов отказался. А чиновники пока его совету следовать не спешат. Ведь министерства и ведомства до сих пор не решили, какими активами стоит оплатить дополнительные акции "Аэрофлота".

В июне "Аэрофлот" представил первую схему своего укрупнения - за счет "Дальавиа", "Владивосток Авиа", а также совсем небольших "Чукотавиа", "Корякского авиапредприятия", "Сахалинских авиатрасс" и "Магаданских авиалиний" (сейчас все они - ФГУПы), вспоминают два сотрудника профильных ведомств. Их дальние перевозки "Аэрофлот" предложил передать новому ЗАО "Аэрофлот-Восток", где "Аэрофлот" мог получить 70-100% акций. Местные же перевозки - выделить в отдельную структуру. Ее 75% получили бы региональные власти, а "Аэрофлот-Восток" - оставшиеся 25%. "Местная" компания подвозила бы пассажиров до аэропорта Хабаровска, который и должен по замыслу "Аэрофлота" стать главным дальневосточным аэропортом. Дальше пассажиров должен везти "Аэрофлот-Восток".

Месяц назад комитет по стратегии при совете директоров "Аэрофлота" отправил концепцию на доработку до октября, утверждают два члена совета. Готовых схем по консолидации "Пулково", ГТК "Россия", "КрасЭйр" и "Сибири" у "Аэрофлота" также нет, добавляет один из них. Чиновник Минтранса рассказывает, что планы "Аэрофлота" по Дальнему Востоку раскритиковали и местные губернаторы. Самыми ярыми противниками были Амурская область, Приморский край и Якутия (копии их обращений есть у "Ведомостей"). Больше всего им не понравилось, что "местная" авиакомпания будет зависеть от бюджета регионов, а "Аэрофлот" будет развивать только выгодные для него рейсы. Не устраивает их и то, что развивать предлагается только аэропорт Хабаровска.

Как будет доработан план "Аэрофлота", опрошенные "Ведомостями" сотрудники Минтранса, Росимущества и Минэкономразвития не говорят. Но увеличивать free-float "Аэрофлота", несомненно, надо, признает сотрудник Минтранса. Согласен с этим и заместитель гендиректора НРК Леонид Душатин.

А эксперты от заявления Окулова в восторге. Сейчас на рынке торгуется максимум 2-3% акций "Аэрофлота", замечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. "Но если государство сразу разместит на бирже 15% акций национального перевозчика, спрос на них будет зашкаливать, это будет летающая "Роснефть" стоимостью $3-5 млрд", - уверен он. Впрочем, аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова считает, что до конца 2007 г. "Аэрофлоту" удастся получить только "Дальавиа" и "Владивосток Авиа" общей стоимостью $125 млн (доля государства тогда может подрасти максимум до 54%). По остальным активам процесс затянется из-за противоречий среди федеральных и региональных чиновников, заключает эксперт.

Что еще планирует "Аэрофлот"

"Аэрофлот" может реализовать проект "Шереметьево-3" сам, без участия другой госкомпании - аэропорта "Шереметьево", который недавно отложил покупку 25% акций оператора проекта, АО "Терминал", заявил вчера Окулов. Как "Аэрофлот" расширит свой парк дальнемагистральных самолетов (за счет Boeing 787 или Airbus-350), совет директоров компании может решить 15 сентября, добавил он. "Аэрофлот" планировал купить 22 таких лайнера (на $3 млрд) с опционом еще на 12. Близкий к компании источник говорит, что "Аэрофлот" хочет разделить контракт между Boeing и Airbus.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 31 августа 2006 года | Дайджест публикаций за 31 августа 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Владивосток Авиа, Дальавиа, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Аэрофлот - российские авиалинии, Сахнова Елена, ЧукотАВИА, Хабаровский аэропорт, ЧукотАВИА, Якутия, Владивосток Авиа (Vladivostok Air), Окулов Валерий (в процессе тестирования)