О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летная работа без летального исхода

Глава Правительства РФ М. Фрадков поручил вице-премьеру - министру обороны РФ С. Иванову навести порядок в сфере безопасности полетов

Глава Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков поручил вице-премьеру - министру обороны РФ Сергею Иванову навести порядок в "святая святых" авиации - сфере безопасности полетов. Министр обороны, намекнув, что и сертификацией запасных частей к воздушным крейсерам давно пора заняться, пообещал, что поставленная Правительством РФ задача будет выполнена. Проблемы эти известны давно, а обострились после трагедии - падения под Донецком Ту-154М "Пулковских авиалиний".

На чем и как мы летаем

- "Ростов-контроль", я, борт (номер не указываем), прошу вынужденной посадки на Адлер, - говорит командир Ту-134. - Отказ двигателей.

У машины, которую закупила в Грузии одна из российских авиакомпаний, решившая отремонтировать самолет и запустить его в эксплуатацию, в одночасье отказали все трижды дублированные системы подачи топлива. Древняя "Тушка" , которую перегоняли на авиаремонтный завод, лишившись тяги, буквально планировала на аэродром. Сесть удалось без потерь, на борту пассажиров и груза не было.

Другой случай.

- Еще над Волгой самолет бизнес-класса Falcon, который должен был сесть в Домодедове, запросил посадки в Шереметьеве, - рассказывает знакомый авиадиспетчер. - Естественно, поинтересовались, с чем это связано и стоит ли по чьей-то прихоти ломать весь график движения воздушных судов в районе Москвы. На экранах было четко видно, что машина идет на высоте около 9000 метров и снижаться не собирается, хотя ей давным-давно пора занять другой эшелон.

Вскоре командир корабля сообщил об отказе правого двигателя. Затем об отказе левого. Тут уже не до шуток. Естественно, "очистили" небо над Шереметьевом, некоторым бортам пришлось уйти на второй круг. Falcon успешно приземлился. При "разборе полетов" выяснилось, что на борту просто не было топлива, то-то командир до последнего держал высоту в 9000 метров.

... На "Фальконы" денег хватает, а на керосин - нет. Комментарии излишни. Интересно, были ли на борту пассажиры "бизнес-класса"?

... Взяв в руки фотоаппарат, шагаю по только что прорубленной просеке. Стволы тридцатиметровых сосен словно срезало, в сотне метров впереди виден обгоревший киль воздушного крейсера. Машина, только набирая высоту, неожиданно "провалилась" и вошла в лес. "Движкам" перегруженного сверх всякой нормы военно-транспортного Ил-76 не хватило тяги.

... Заходящий на посадку ракетоносец Ту-22М умудрился зацепить передней "ногой" грузовой поезд, который вез несколько сотен тонн свежемороженых кур. "Перепрыгнув" через бетонный забор аэродрома, командир сумел посадить машину. Обошлось без жертв, но цены на местных рынках, куда потащили курятину со сбитого поезда, резко упали. Гвардейский полк получил очередное почетное звание: "Краснознаменно-бройлерный".

Продолжать печальный список элементарного разгильдяйства и желания подзаработать можно до бесконечности.

Не согрешишь - не покаешься

Безопасность полетов - дело святое. В иных авиакомпаниях, стремясь избежать лишних расходов, ею элементарно пренебрегают. Увы, нищета и стремление заработать деньги любыми способами диктует свой беспощадный приговор и летчикам, и пассажирам, и воздушным кораблям. Как навести порядок в небе и на земле? Не случайно в России под руководством вице-премьера - министра обороны РФ Сергея Иванова разрабатывается новая комплексная программа безопасности полетов. Она должна стать единой и для частных авиакомпаний, и для силовых структур, имеющих "свою" авиацию. Как стало известно, 1 сентября министр транспорта РФ Игорь Левитин уже направил в Правительство свои предложения по обеспечению безопасности полетов.

Ущерб от одной-единственной авиакатастрофы вполне может достигать сотен миллионов долларов США. Казалось бы, сумма более чем солидная, вполне сравнимая с нашим более чем Скудным военным бюджетом. Неужели падение самолета может обойтись стране столь дорого?

Расчеты ясно показывают, из чего складывается эта сумма. Одна только подготовка летчика 1 класса сегодня обходится государству в 5 миллионов долларов. Десятки миллионов долларов стоит современный многоцелевой истребитель, стоимость сверхзвукового стратегического ударного ракетоносца либо гражданского лайнера куда выше. Если приплюсовать сюда величину возможного ущерба на земле (выплаты семьям погибших вычеркиваем - они минимальны), то и 300 миллионов долларов покажутся не столь большой суммой. Но самая большая ценность - это жизни десятков и сотен людей. А, возможно, и миллионов, ведь падение самолета на объект повышенной опасности - будь то ядерная электростанция, химический завод, чревато серьезнейшими последствиями.

Невозможно оценить картину, сложившуюся с безопасностью полетов, опираясь лишь на статистику авиапроисшествий и авиакатастроф. Цифры - вещь лукавая. В 90-е годы количество авиапроисшествий по сравнению с предыдущим десятилетием снизилось, но и летать-то стали гораздо меньше. Прошло массовое сокращение Военно-воздушных сил, возникли серьезнейшие проблемы с топливом. В результате экипажи боевых машин в иных гарнизонах месяцами "отдыхали" на земле, вместо того чтобы заниматься плановой летной подготовкой в небе. По сравнению с 1991 годом интенсивность полетов военной авиации сократилась в 10-15 раз. Где уж тут поддерживать форму!

Уровень профессиональной подготовки резко упал, никакими теоретическими занятиями, тренировками на специальных тренажерах-имитаторах не заменить реальных полетов. Примечательная статистика - сейчас среднегодовой налет летчика российской боевой авиации равен 20-34 часам. А в ВВС США пилот, налетавший менее 200 часов в год, считается небоеготовным.

Казалось бы, существует целый пакет документов, жестко регламентирующих летную работу. Создавались они годами, оплачены горьким опытом - жизнями экипажей, разбитыми машинами. Но зачастую командир, стремясь выполнить поставленную задачу любой ценой, не берет в расчет низкий уровень подготовки экипажей. Подобное "рвение" порой оборачивается трагедией.

Не меньше бед приносит и излишнее, хотя и вынужденное при дефиците топлива, увлечение коммерческими перевозками. В результате экипажи перегружают самолеты, вылетают на неисправных машинах, пренебрегают метеоусловиями, да и просто "забывают" как следует отдохнуть перед дальней дорогой. Вот и растет число авиапроисшествий.

Вопреки утверждениям скептиков, поднимающаяся в небо техника, если о ней заботиться должным образом, пока еще достаточно надежна, хотя впору думать о массовых закупках новых машин. А вот количество ошибок и нарушений со стороны личного состава вызывает серьезнейшие опасения.

Несколько лет назад на глазах вице-премьера - министра обороны РФ Сергея Иванова два заходящих на посадку боевых вертолета Ми-24 зацепили друг за друга лопастями. Пять трупов, две разбитые машины. Командиры экипажей решили продемонстрировать министру свое летное мастерство, хотя в плане полетов парная посадка не предусматривалась. Сергей Иванов назвал этот случай "воздушным хулиганством". Вскоре последовали и оргвыводы.

По мнению знакомого генерала, недостатки в организации полетов слились с низким профессионализмом личного состава. Такова цена пренебрежения жизненными интересами авиации, попытками закрыть глаза на более чем скудное финансирование всех Вооруженных сил. Хочется верить, что процесс еще обратим, в противном случае россиянам уже в ближайшее время придется мириться с перспективой падения боевой машины прямо на голову.

Контроль плюс компьютер

В службе безопасности полетов ВВС прекрасно знают о новейших разработках российских конструкторов, создающих системы активной безопасности летательных аппаратов. В самом простейшем случае они женским голосом предупреждают летчика о возникновении нештатной ситуации на борту. Дальше - делай что хочешь. А вот системы следующего поколения, оценив работу узлов и агрегатов машины, уже деловито подсказывают пути выхода из сложной ситуации. В критический момент, на максимальных перегрузках, такой совет бесценен.

По логике вещей машина должна принимать решение самостоятельно. Бывают ситуации, когда летчик не может держать штурвал. Так было в 1998 году на Дальнем Востоке. Пилот доложил, что находится на высоте 13 тысяч метров, а через полторы минуты его машина врезалась в землю на сверхзвуковой скорости. Будь на борту перспективная разработка российских конструкторов - самолет бы принял решение за летчика, спас бы ему жизнь. Увы, пока о подобных новинках приходится только мечтать.

В ближайшие дни вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов намерен провести совещание, на котором будет произведен настоящий "разбор полетов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка