О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты лишатся государева крыла

Региональные аэропорты, которые Минтранс еще в прошлом году хотел передать местным властям, один за другим выставят на аукцион

Региональные аэропорты, сейчас государственные, которые Минтранс еще в прошлом году хотел передать местным властям, один за другим выставят на аукцион. На днях было объявлено о продаже госпакета в тюменском "Рощино", а в плане приватизации на 2007 год оказались аэропорты Салехарда, Уфы, Сочи и питерский "Пулково". Почему-то региональная сеть осталась вне государственных интересов, впрочем, в стране много частных компаний, готовых вложиться в эти активы.

Вслед за консолидацией авиастроительных активов под крылом государства могут быть объединены и аэропорты. В Минтрансе вынашивают план создания государственной компании для управления крупнейшими в стране аэропортами, крупные пакеты акций которых федерация сохранила в своих руках. При этом не исключено, что помимо "Шереметьево", "Пулково" и аэропортов Красноярска и Новосибирска под крыло единой управляющей компании войдут аэропорты, в которых у государства менее контрольного пакета акций, например, международный аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге. А вот что делать с региональными и местными аэропортами, чиновники не определились: Минтранс решил было отдать их на откуп региональным властям, а Минэкономразвития выставляет на открытые торги.

На днях Российский фонд федерального имущества в Тюменской области объявил о проведении в октябре этого года аукциона по продаже госпакета (100% акций) аэропорта "Рощино". Это международный аэропорт, который имеет федеральное значение, однако, несмотря на это, его решили передать в частные руки. "Региональные аэропорты остались вне государственных интересов, - заявил Накануне.RU первый заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Рощино" Валерий Коноплёв, - Значимость того или иного аэропорта определяет Правительство РФ, раз оно продает нас, значит считает, что особой значимости в "Рощино" нет. Однако мы считаем, что в Тюменском регионе имеем большое значение как региональный аэропорт". По объемам внутренних пассажирских авиаперевозок "Рощино" занимает 12 место среди аэропортов России, и 15 место, включая международные перевозки, отмечает Валерий Коноплёв. А среди региональных аэропортов с диапазоном до 1 млн отправок по итогам 2005 года "Рощино" признан лучшим аэропортом России и стран СНГ.

Начиная с 1992 года аэропортовая сеть России уменьшилась на 908 аэродромов. На сегодняшний день в стране 383 аэропорта, 62 из них, образующие опорную аэродромную сеть, федерального значения. За 2005 год количество аэропортов уменьшилось еще на 10 за счет выбытия аэропортов регионального и местного значения. С прибылью в стране, по данным Росавиации, работают всего 40-45 аэропортов, подавляющая же часть либо с убытками, либо едва сводят баланс.

Долгосрочная Транспортная стратегия, разработанная Минтрансом, предусматривает создание в России 8 ключевых узлов международного авиасообщения - хабов (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Краснодаре, Новосибирске, Самаре и Хабаровске) и сокращение числа международных аэропортов с нынешних 69 до 20. При этом, как уже отмечалось, в министерстве разрабатывают план создания государственной компании для управления крупнейшими в стране аэропортами. Отдельным пунктом в стратегии значится и развитие сети региональных и местных аэропортов, однако из средств федеральных программ им мало что достается.

"Государство заинтересовано в аэропортах, которые будут осуществлять перевозки по принципу хаба, в центр этого хаба будут заведены авиационные линии с региональных аэропортов, которые будут осуществлять подвоз пассажиров с населенных пунктов. Однако главенствующая роль, в том числе и основные ресурсы федеральных целевых программ, будут сосредоточены в основных 8-10-ти международных аэропортах-хабах. Государство будет вкладывать в развитие их аэродромного комплекса, а стратегический инвестор в развитие остальной инфраструктуры: аэровокзалов, транспорта и новые технологии обслуживания пассажиров и пр. А региональные аэропорты, судя по нам, остались вне государственного внимания", - недоумевает первый заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Рощино" Валерий Коноплёв. Он напоминает, что на реконструкцию и капитальный ремонт взлетно-посадочных полос, хотя аэродромный комплекс и находится в федеральной собственности и приватизации не подлежит, средства выделял только областной бюджет, а федерация даже не компенсировала эти вложения. "Авиация оценивается сегодня по макроэкономическим моделям, а конкретный, каждый аэропорт не рассматривается. "Рощино", где растут объемы перевозок, есть две базовые авиакомпании и развита инфраструктура, где в отличном состоянии взлетно-посадочные полосы, федерация считает нужным продать, как будто убыточное, как будто нужен частный инвестор", - говорит Валерий Коноплёв.

По существующей концепции развития отрасли Минтранса региональные аэропорты должны передаваться в ведение субъектов федерации, а не продаваться. Видите, какая несогласованность в Правительстве РФ? С одной стороны, Минтранс формирует концепцию развития отрасли, а с другой Минэкономразвития, абсолютно независимо от этих концепций, выставляет федеральное имущество на продажу.

В Минтрансе и тюменском отделении Российского фонда федерального имущества не удалось узнать, почему "Рощино" - один из немногих безубыточных аэропортов в стране - было решено выставить на аукцион. Причина непонятна, заметим, не только руководству самого "Рощино", но и другим участникам рынка. "Региональные власти вполне адекватно развивают аэропорт "Рощино", определена долгосрочная стратегия и, по моему мнению, в настоящий момент участия частного инвестора там абсолютно не требуется", - говорит в беседе с Накануне.RU генеральный директор ОАО "Аэропорт "Кольцово" Михаил Максимов. При этом он признал, что "Кольцово" (45% акций которого владеют структуры "Реновы") может принять участие в аукционе по "Рощино". "Аэропорт всегда рассматривает возможность своего участия, если появляются интересные активы в том сегменте, в котором мы работаем. Надо внимательно изучить, что именно там продается, ведь аэровокзал

и все остальное не принадлежит тому юрлицу, которое продается [аэровокзал принадлежит ОАО "Терминал-Рощино", почти 90% акций которого находятся у администрации Тюменской области; аэродром в федеральной собственности; "Рощино" обеспечивает взлет и посадку воздушных судов, ведет коммерческое обслуживание пассажирских, грузовых и почтовых авиаперевозок на внутренних и международных линиях, обслуживает пассажиров, владеет соответствующими лицензиями и имеет долгосрочный договор на использование взлетно-посадочных полос и аэровокзала, - прим.ред]. Мы пока не знаем, есть ли другие привлекательные активы, которые реально принадлежат предприятию", - отмечает Михаил Максимов.

Интерес к покупке "Рощино" могут проявить и две авиакомпании - "ЮТэйр" и "Ямал", которые являются его базовыми авиаперевозчиками. В авиакомпаниях от комментариев на этот счет отказались. Еще одним вероятным претендентом считается нефтяная компания "Лукойл", чье дочернее предприятие ОАО "Рощино-ГСМ" осуществляет заправку самолетов. "Аэропортовый бизнес достаточно привлекателен для многих компаний, позволяет, например, продавать нефтепродукты. Так, интерес "Реновы", совладельца ТНК-ВР, к "Кольцово" понятен: не секрет, что в Екатеринбурге самое дорогое в России авиатопливо, потому что именно аэропорт диктует цены", - объясняет руководитель Уральского филиала ИФГ "Аккорд-Инвест" Константин Селянин. Однако в "Лукойле" заявляют, что аэропортовый бизнес компанию не интересует. "Для нас это непрофильный бизнес. "Лукойл", напротив, избавляется от непрофильных активов. Не важно, легковые автомобили, локомотивы или воздушные суда, наш бизнес - производство нефтепродуктов и продажа их оптом и в розницу, а участие в приватизации аэропорта считаем не целесообразно", - утверждает представитель нефтяной компании.

О том, каким структурам может быть интересна покупка аэропорта, в "Рощино" размышлять не стали, но убеждены, что авиакомпании участвовать в торгах не станут. "Авиакомпании - очень мобильные хозяйствующие субъекты. Например, у нас базовая авиакомпания "ЮТэйр", но в то же время у них баз много: зарегистрированы в Ханты-Мансийске, руководство в Сургуте, база технического обслуживания и цена бортпитания, а также часть основных судов находятся у нас, во "Внуково" представительство... То есть авиакомпаниям в конкретные аэропорты вкладываться не целесообразно, и история показала, что они делать этого не будут", - говорит первый заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Рощино" Валерий Коноплёв. По его словам, ни одна из базовых авиакомпаний аэропорта - "ЮТэйр" и "Ямал" - не оказывала ему помощи в развитии. "Аэропортами должны управлять те, кто заинтересован в его развитии. При продаже не обязательно появится покупатель, которому транспортные нужды Тюменской области будут близки. Он [новый владелец] может преследовать свои цели: купить пакет, чтобы потом перепродать его по частям и получить какой-то выигрыш", - опасается Валерий Коноплёв.

А в Уральском управлении Росавиации напоминают, что, когда в план приватизации попало "Второе Свердловское авиапредприятие" (аэропорт местного значения "Уктус"), тоже задавались вопросом зачем? "Губернатор области в этом году писал письма в Правительство РФ с просьбой передать имущественный комплекс "Уктуса" в собственность регионального правительства, однако на это ответили, что нет законодательных актов о порядке передачи федерального имущества, нет механизма, а в случае его (аэропорта) продажи, пожалуйста, участвуйте в торгах", - рассказали в управлении.

Еще в прошлом году большую часть аэропортов Минтранс планировал передать в ведение региональных и местных властей, без привлечения ресурсов которых сохранить региональную аэропортовую сеть весьма сложно. Однако, скорее всего, считают эксперты, в собственности федерации останутся восемь-десять крупных узловых аэропортов и не более 20-ти региональных федерального значения, остальные, очевидно, выставят на аукцион. В плане приватизации на 2007 год, кстати, значатся аэропорты Салехарда, Уфы и даже полностью государственные "Сочи" и питерский "Пулково". О судьбе последних много спорили, Сочи, к примеру, особо привлекателен для частного бизнеса, ведь шанс заполучить зимнюю Олимпиаду-2014 обеспечил городу беспрецедентное финансирование на превращение в курорт мирового уровня. Надо полагать, что в стране найдется немало частных компаний, готовых вложиться в эти активы. В целом же от приватизации гособъектов чиновники рассчитывают выручить в 2007 году 41 млрд рублей, примерно столько же в 2008-2009 годах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка