Источник: газета «Финансовые Известия»
Автор: Валентина Пономарева
Опубликовано: 25.09.2006, 10:16

Потребители ждут понятную систему


С 1 ноября "Росаэронавигация" увеличивает ставки сборов за обслуживание на внутренних линиях для авиакомпаний почти в два раза, что неминуемо приведет к повышению цен на авиабилеты. Станут ли полеты более безопасными - этот вопрос остается открытым.

К сожалению, авиакатастрофы в России стали за последние годы практически привычным явлением: люди гибнут, ответственность несут стрелочники, а в авиации принципиально ничего не меняется. Как известно, у поражения - в отличие от победы - нет родителей. Кризисная ситуация, в которой находится российская авиация, сложилась не в один день. На протяжении последних лет состояние авиационного парка и инфраструктуры стремительно ухудшалось. Самолеты, отработавшие свой ресурс, не заменялись новыми. Косметические ремонты с использованием подчас контрафактных запасных частей не могли дать "вторую жизнь" морально устаревшей и физически изношенной технике.

Последствия этого общеизвестны - сбои графика движения, задержки авиарейсов, мелкие аварии и крупные катастрофы. С февраля 2000 года у штурвала гражданской авиации стоит нынешний руководитель Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС) Александр Нерадько: шесть лет назад он был назначен первым замминистра транспорта, курирующим авиационную отрасль. Руководя министерством, Александр Нерадько одновременно возглавлял главное отраслевое ведомство, которое непосредственно регулировало практически все отношения в отрасли. С 1993 года чиновник работал в Государственной комиссии по надзору за безопасностью (Госавианадзоре), Межгосударственном авиационном комитете, возглавлял управление госнадзора за безопасностью полетов в Федеральной авиационной службе, с 2000 по 2004 год был руководителем Госслужбы гражданской авиации (ГСГА, предшественница нынешнего Федерального агентства воздушного транспорта), а в рамках административной реформы в марте 2004 года был назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). В октябре прошлого года Нерадько получил нынешнюю должность - руководителя ФАНС.

Сейчас очевидно: единственный путь к преодолению кризиса в российской авиации - подъем отечественного авиапрома. Однако в этом направлении, как и в направлении решения хотя бы одной из многочисленных хронических проблем российской авиации, в последние годы ничего сделано не было. Производимые Россией самолеты все больше морально устаревали, авиационный парк изнашивался, инфраструктура приходила в упадок. Однако вместо стратегических шагов по коренной модернизации отрасли видны лишь мелкие и во многом спорные тактические решения. В качестве примера можно привести введение заградительных пошлин на ввоз современных воздушных судов иностранного производства. Данная мера ни чем не помогла российской авиационной промышленности, но привела к еще большей деградации авиационного парка. Авиакомпании сейчас ввозят морально и физически устаревшую авиационную технику, ставя собственные экономические интересы выше интересов обеспечения безопасности полетов. Таким образом чиновники от авиации добились того, что российский авиапарк состоит не только из старых отечественных самолетов, но и из закупаемых за рубежом далеко не новых судов.

Александр Нерадько возглавил ведомство, которое получило практически полный контроль над авиационными перевозками в российском небе. В функции ведомства перешли государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию всех самолетов, которых угораздило залететь в российское воздушное пространство, а также лицензирование, сертификация, управление государственным имуществом, сборы за аэронавигационное обслуживание, выдача разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов. Эксперты считают, что российской авиации грозит появление своеобразной монополии, контролирующей львиную долю транспортных и денежных потоков, обладающей возможностью влияния на рынок чартерных перевозок.

Это, похоже, говорит о том, что ведомство планирует начать активно регулировать сверхдоходный рынок чартерных перевозок. Из "Росаэронавигации" за подписью Михаила Парнева, возглавляющего управление международного сотрудничества, авиакомпаниям рассылаются телеграммы с требованием направлять заявки на получение разрешений на выполнение международных разовых полетов в адрес возглавляемого им управления. Активность нового куратора уже вызвала определенное напряжение среди потребителей услуг чартерных перевозок. "Авиакомпании и туроператоры рискуют стать заложниками административных амбиций "Росаэронавигации", - звучат комментарии участников туристического рынка.

Одна из главных задач руководства гражданской авиации - сбережение человеческих жизней. О сегодняшней ситуации мы можем судить по траурным заголовкам газет и кадрам телевизионной хроники. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо организовать прозрачную, понятную для всех систему управления отечественной авиацией, исключающую пересечение функций и полномочий различных ведомств. Ведь, как известно, именно управленческая неразбериха создает плодородную почву для коррупции и злоупотреблений. Безопасность должна гарантироваться бесперебойной работой системы в целом, а не зависеть от действий или бездействия отдельных чиновников.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 сентября 2006 года | Дайджест публикаций за 25 сентября 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Нерадько Александр (в процессе тестирования)