О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рулевой "Салюта"

Роль генерального директора в судьбе любого предприятия оборонно-промышленного комплекса, особенно такого крупного, как ФГУП "ММПП "Салют", трудно переоценить

Роль генерального директора в судьбе любого предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), особенно такого крупного, как ФГУП "ММПП "Салют", трудно переоценить. Особенно, если нет госзаказа, если разрушена отлаженная система управления отраслью и предприятия ОПК брошены в пучину рыночных реформ. Такая ситуация в "оборонке" была, напомним, всего пять лет назад. И если предприятие выжило, смогло сохранить научный, производственный и кадровый потенциал, то заслуга в этом в первую очередь генерального директора и его команды. Юрий Сергеевич Елисеев именно такой руководитель, прошедший огонь, воду и медные трубы. На прошлой неделе Федеральное агентство по промышленности провело заседание конкурсной комиссии на замещение должности генерального директора ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют". Победителем объявлен действующий директор Юрий Елисеев. Комиссией Роспрома предложено заключить договор с Ю.С. Елисеевым на замещение должности генерального директора предприятия сроком на 5 лет.

Проходная юности

Юрий Елисеев принадлежит к плеяде генеральных, которые всю свою жизнь неразрывно связаны с родным предприятием. Он чувствует себя частицей "Салюта", знает наизусть каждый цех, закуток. Юрий Сергеевич пришел на ММПП "Салют" сразу после окончания кузницы оборонщиков - МВТУ им. Н.Э. Баумана и службы в армии в 1975 году. Работать в "почтовом ящике" тогда было не только почетно, но и ответственно.

Он начинал карьеру с низов - простым слесарем механосборочных работ. Работу свою любил и отдавал ей всего себя. Поэтому перед молодым и настойчивым сотрудником открывались перспективы профессионального роста.

Уже в 1981 году он вырос до начальника цеха, в 1988 г. стал заместителем главного инженера по механизации и автоматизации, а в 1994 г. занял должность технического директора предприятия.

С октября 1996 года Юрий Елисеев директор, а с 1997 г. - генеральный директор ФГУП "ММПП "Салют". Он доктор технических наук, профессор, действительный член Российской инженерной академии, лауреат премии Правительства РФ за разработку и создание новой техники, почетный авиастроитель.

Приказано выжить

Вот уже тридцать лет работает на "Салюте" Юрий Сергеевич. Срок немалый, и было в этот период всякое. Конечно, особняком стоят времена после развала Советского Союза. Тяжело тогда пришлось. Все незыблемые устои рушились на глазах. "Оборонка" вдруг стала никому не нужна, и экономический кризис поражал самые, казалось бы, стабильные и успешные предприятия.

Юрию Елисееву "повезло", он возглавил "Салют" в самый разгул рыночных "реформ". Тогда-то судьба и проверила его на излом. Отступать и сдаваться было нельзя, за генеральным директором был многотысячный коллектив, родное предприятие, с которым была связана вся жизнь, находилось в критическом состоянии.

Бросить "Салют" на произвол судьбы нельзя было и потому, что с заводом неразрывно связана вся история отечественной авиации. Предприятие возникло в 1912 году, когда на Николаевской улице (ныне Ткацкая) создали первый в России специализированный завод по производству авиационных моторов. На нем из узлов и деталей, поставляемых из Франции, собирали моторы "Гном" мощностью 80 л.с., которые устанавливали на самолеты "Ньюпор-4", "Фарман" и другие.

Потом здесь освоили первые отечественные моторы М-4 и М-5 мощностью до 400 л.с. Их устанавливали на самолеты-разведчики Р-1, Р-2, бомбардировщики ТБ-1, истребители И-1, И-2.

В 1927 году, по решению правительства, заводы "Икар", "Мотор" и "Сальмсон" были объединены в один завод, который получил название "Завод № 24 имени М.В. Фрунзе". Это был уже крупносерийный завод по производству авиамоторов. В 1933 году на заводе началось серийное производство двигателей М-34 конструкции А.А. Микулина. В то время он являлся лучшим поршневым двигателем в мире и устанавливался на бомбардировщики ТБ-3, самолет-разведчик Р-7, пассажирские П-7 и МП-1, специальные АНТ-25, а двигатель ГАМ-34 - на торпедные катера и морские охотники.

В тридцатые годы на самолетах с двигателями завода № 24 было совершено 110 выдающихся перелетов и установлено 20 мировых рекордов. В их числе полет экипажа В.П. Чкалова - впервые в мире через Северный полюс в Америку на самолете АНТ-25 конструкции А.Н. Туполева с двигателями АМ-34 конструкции А.А. Микулина.

В предвоенные годы завод выпускал, кроме того, двигатели конструкции А.Д. Швецова М-62, М-63 для истребителей И-16, И-153.

Предприятие внесло значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Тогда оно было эвакуировано в Куйбышев. Многие работники завода мужественно сражались и пали смертью храбрых, их имена увековечены на заводском памятнике, у которого горит Вечный огонь. И всякий, кто приходит сейчас на завод, видит этот обелиск. Другие самоотверженно трудились и выпускали столь нужные стране авиадвигатели и, кстати, минометы. В 1943 году завод освоил производство и серийно выпускал двигатель АМ-38Ф для бронированного штурмовика Ил-2. За годы войны было произведено более 36 тыс. штурмовиков. Более чем на 10 тыс. были поставлены моторы завода.

После победы в 1947 году на "Салюте" начато серийное производство первого в России турбореактивного двигателя генерального конструктора академика Архипа Михайловича Люльки.

В 1962 году освоено серийное производство реактивного двигателя Р-15Б-300 генерального конструктора Сергея Константиновича Туманского. Его устанавливали на самолеты МиГ-25. Достигнуты рекорд скорости - 3.000 км/ч и потолок высоты - 37.000 м, а всего более 20 мировых рекордов. А в 1984 году начато серийное производство реактивного двигателя АЛ-31Ф для самолета Су-27, на котором установлено более 30 мировых рекордов.

Конечно, сохранить такое предприятие было для Ю.Елисеева делом чести. И, несмотря на все трудности, это удалось.

Вновь на лидирующих позициях

Так, уже в 2005 году объем реализации выпущенной продукции составил 13,4 млрд. рублей. 80 процентов станочного парка было обновлено. Работать на заводе вновь стало престижно, а средняя зарплата достигла 18.000 рублей, что для столичной "оборонки" очень неплохо, а для региональной и вовсе недосягаемый показатель.

Под руководством Юрия Елисеева в последние годы проведены серьезное реформирование и реструктуризация ФГУП "ММПП "Салют". Известно, что западные оборонные концерны практикуют соотношение военной и гражданской продукции 50 на 50. Это позволяет внедрять чрезвычайно дорогостоящие ниокровские военные разработки в гражданское производство и гибко и своевременно реагировать на изменения на рынке сбыта. Сегодня на "Салюте" это соотношение составляет 70 к 30, а совсем недавно оно было 90 к 10.

Внутри предприятия созданы конструкторские бюро перспективных разработок авиадвигателей, промышленных газотурбинных установок и автоматики. Кстати, Юрий Елисеев одним из первых в "оборонке" реализовал эту идею. Так, одним из таких КБ при предприятии в 2005 году разработана полностью цифровая система управления авиадвигателем САУ-235. Она позволила в пять раз повысить надежность двигателя и более чем в 2,5 раза снизить трудоемкость технического обслуживания.

В 2006 году создано уникальное оборудование по газоизостатической обработке под давлением отливок рабочих лопаток турбины авиадвигателей. Тем самым механические свойства лопаток улучшены на 20 процентов, а их ресурс теперь достигает 2.000 часов и выше.

Кстати, возродили на "Салюте" и производство авиационных графитов, которое в России было утрачено. Теперь оно стало экологически чистым.

И еще, раз уж речь зашла об экологии, на предприятии создан и действует уникальный завод по утилизации отходов, переработке твердых топлив методом паровоздушной газификации. На нем не только утилизируются отходы, но и получается электрическая и тепловая энергия.

Также в настоящее время на базе ФГУП "ММПП "Салют" формируется крупная интегрированная промышленная структура, в состав которой входят МКБ "Горизонт", МКБ "Гранит", АООТ "НИИД", Гаврилов-Ямский и Воскресенский машиностроительные заводы, ОАР "Агрегат" (г. Сим), заводы "Топаз" (г. Кишинев) и "Прибор" (г. Бендеры).

Эти предприятия работают по замкнутому циклу, начиная с НИОКРов и заканчивая утилизацией продукции. Всего в орбиту "Салюта" вовлечено более 20 тысяч специалистов!

Таким образом, сегодня ФГУП "ММПП "Салют" является одним из крупнейших двигателестроительных предприятий России. Предприятие специализируется на разработке, изготовлении и сервисном обслуживании авиадвигателей АЛ-31Ф, АЛ-31ФП, АЛ-31ФН для самолетов семейства Су-27, ремонте АЛ-21Ф для Су-22, Су-24 и Р-15Б-300 для МиГ-25, изготовлении узлов и деталей для Д-436Т (модификаций двигателя для самолетов Бе-200, Ту-334 и Ту-230), Д-27 для самолетов Ан-70, Ан-180 и Бе-42. А также на производстве и последующем техническом обслуживании газотурбинных установок и газоперекачивающих станций ГТЭ-25У, ГТУ-10-31С, ГТУ-89-СТ-20.

В гостях у "Салюта"

Продукция ФГУП "ММПП "Салют" сегодня востребована Вооруженными Силами России и гражданскими потребителями, а у самого предприятия, занимающего лидирующие позиции в отрасли, — хорошее будущее и прекрасные перспективы. Об этом заявил заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России Сергей Иванов летом с.г., посещая завод.

Как подчеркнул он, в настоящее время идет процесс реформирования авиационной промышленности, создается авиастроительная корпорация, объединяющая авиастроительные предприятия. Рассматриваются возможные направления дальнейшей интеграции предприятий, в частности предприятий авиационного двигателестроения.

Цель визита на Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" - ознакомление с крупнейшим двигателестроительным предприятием авиационной промышленности России. Конкурентоспособность страны напрямую зависит от развития таких высокотехнологичных отраслей, как двигателестроение, а значит, в наших интересах поддерживать такие эффективные предприятия, как ФГУП "ММПП "Салют".

Во время визита на предприятие Сергей Иванов ознакомился с производственными мощностями, работой сборочных цехов, парком высокотехнологичного оборудования и широким спектром готовой продукции завода.

Он оценил глубокую технологическую модернизацию, проведенную на предприятии, а также высокую квалификацию персонала.

В ходе визита С. Иванов заслушал доклад руководства ФГУП "ММПП "Салют" о реализации программы серийного производства турбореактивного двухконтурного двигателя АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130, поставленных на вооружение ВВС России, о новом двигателе для истребителей-бомбардировщиков ВВС Индии МиГ-27, а также о программе модернизации двигателя АЛ-31Ф-М1 для самолетов семейства "Су".

После осмотра цехов заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России провел совещание с руководством завода "Салют" в конструкторском бюро предприятия, где заслушал доклад об основных направлениях модернизации и расширения номенклатуры выпускаемых авиадвигателей, а также перспективных разработках конструкторского бюро.

Также во время совещания генеральный директор "Салюта" Юрий Елисеев доложил об участии предприятия в программе создания двигателя нового поколения. А Сергей Иванов в свою очередь отметил, что "направление создания двигателя пятого поколения, принятое на предприятии, является правильным, оно заключается в том, что двигатель модернизируется поэтапно. Какие-то узлы, элементы, агрегаты модернизируются, повышается эффективность, и мы идем дальше".

Кроме того, генеральный директор "Салюта" заявил о завершении государственных стендовых и летных испытаний двигателя АЛ-31Ф-М1 и сообщил, что "государственная комиссия удовлетворена результатами испытаний и в настоящее время готовится отчет о результатах испытаний двигателя АЛ-31Ф-М1". Ю. Елисеев также отметил, что "все работы по разработке и производству двигателя были осуществлены за собственные средства предприятия, без привлечения бюджетного финансирования, затраты при этом составили около 40 млн. долларов".

По словам Юрия Сергеевича, "двигатель предназначен как для установки на новые самолеты типа Су-34, так и для модернизации уже существующего парка самолетов семейства "Су", находящихся на вооружении российских ВВС и ВВС других стран".

Побывал этим летом на "Салюте" и главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов. В ходе визита он заявил, что мощности предприятия полностью удовлетворяют потребности ВВС в модернизации и ремонте двигателей. Достаточно сказать, что только в 2005 году на заводе было отремонтировано 364 двигателя.

В настоящее время основной заказчик ММПП "Салют" - Военно-воздушные силы России. Предприятие участвует в создании двигателя пятого поколения. Говоря о самолете пятого поколения, главком ВВС генерал армии В. Михайлов заявил, что опытные образцы этой машины поднимутся в воздух в 2007 году и на них будут установлены промежуточные двигатели АИ-222-25 от самолета Як-130. Требования, которые будут предъявляться к двигателю пятого поколения, — надежность и ресурсность. По словам генерала армии В. Михайлова, уже много идей воплощено в жизнь. Отметим, что 13 октября сего года главком ВВС вновь подтвердил, что авиадвигатели "Салюта" АЛ-31Ф-М1 будут устанавливать на боевые самолеты пятого поколения, а также серийные машины Су-34 и Су-27СМ. Этот двигатель, по мнению Владимира Михайлова, "соответствует требованиям сегодняшнего дня, отличается высокими характеристиками по тяге, экономичности, продолжительности эксплуатации и пр."

Примечательно, что сегодня главкомом ВВС РФ Владимиром Михайловым уже утвержден акт Государственной комиссии по приемке на вооружение модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1. Его подписание означает завершение всех стендовых и летных испытаний двигателя.

Кадры решают все

Плох тот гендиректор, который не заботится о своих людях. Но на "Салюте" не так, и поэтому коллектив любит и уважает Юрия Сергеевича.

На предприятии удалось сохранить социально-бытовые объекты, созданные еще в советские времена. На балансе завода - оздоровительные лагеря на Черном море и в Подмосковье, санаторий-профилакторий, медсанчасть, детские сады, Дом культуры. Гордость заводчан - прекрасный спортивный комплекс, на котором проводятся и общегородские мероприятия. Кстати, мэрия Москвы неоднократно благодарила руководство "Салюта" за последовательную и ответственную социальную политику.

С 2000 года на предприятии создано более 5.000 рабочих мест, среди которых 600 рабочих мест для подростков и инвалидов.

Созданы и условия для профессионального роста. В коллективе "Салюта" сегодня трудятся 14 докторов наук, 122 кандидата и более 150 аспирантов. Более половины работников имеют высшее и среднее профессиональное образование. Не случайно предприятию единственному в отечественном авиапроме присвоен статус Федерального научно-производственного центра.

У Юрия Сергеевича, которому 28 июля 2006 года исполнилось 55 лет, много творческих планов. За те тридцать лет, которые он руководит "Салютом", немало удалось сделать, но многое еще предстоит. Главное, что удалось собрать коллектив единомышленников от руководителей до рабочих, который готов идти за своим генеральным и трудиться на благо России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка