О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Куда летят украинские самолеты?

О том, каково будущее украинского авиапрома в целом и проекта Ан-70 в частности, рассказал заместитель генерального конструктора АНТК им. О.К.Антонова А. Кива

В последнее время украинский авиастроительный рынок начинает набирать обороты. Отечественные предприятия, такие как АНТК им. О.К.Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и киевский завод "Авиант", активизируют совместное сотрудничество.

В то же время одной из наиболее острых на сегодня тем в украинской авиапромышленности остается проект Ан-70, от которого российские чиновники отказывались уже не один раз. О том, каково будущее украинского авиапрома в целом и проекта Ан-70 в частности, в интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал заместитель генерального конструктора АНТК им. О.К.Антонова Александр Кива.

- Недавно представители России заявили об окончательном отказе от сотрудничества в рамках проекта Ан-70. Какова дальнейшая судьба проекта?

- Мы уже очень много раз слышали о том, что Россия отказалась от сотрудничества в проекте Ан-70. Но решения принимаются как о входе, так и выходе из программы не по заявлениям, даже очень высоким. Есть определенная процедура. И процедура как вхождения, так и выхода прописана в межправительственном соглашении. Поэтому о выходе России из проекта можно будет говорить только при выполнении всех этих процедур.

Кроме того, неоднократно звучат заявления о том, что вопрос будет подниматься при встрече двух президентов, потому что программа имеет целый ряд аспектов не только технических, но и политических, организационных, финансовых, которые, наверное, должны решаться на очень высоком уровне.

- Расскажите об известных моделях, разработанных АНТК - самолетах Ан-140 и Ан-148. Есть ли на них заказы? Можете назвать конкретных заказчиков на машины?

- На Ан-140 есть достаточное количество заказчиков, прежде всего за пределами Украины, но в том числе и внутри страны. Как на самолет в базовой (пассажирской) версии, так и в различных специализированных версиях. Во всяком случае, есть потенциальный интерес. И мы, как АНТК им. О.К.Антонова, совместно с нашими партнерами - Харьковским авиазаводом, Самарским заводом, двигателистами из Запорожья - просто принимаем совместные усилия, чтобы выйти на новые рынки и новых заказчиков к этому самолету привлечь. Если говорить о конкретном заказчике, то в Украине на сегодня эксплуатируется 4 самолета в авиакомпании "Аэромост" (Харьков), 2- "Ильичавиа" (Ильичевск), 1 - "Мотор Січ" (Запорожье). Кроме того, 3 Ан-140 эксплуатируются в Иране и 2 - в Азербайджане. В России заказчиком самолета является российская компания "Якутия", которая недавно получила свой первый самолет. В целом она имеет контракт на приобретение 7 машин. По нашему мнению, этот регион при успешном развитии программы потребует в несколько раз больше, чем то, что подписала на сегодня "Якутия". Поэтому мы с оптимизмом смотрим на это направление, и, кроме того, в своих планах стремимся максимально удовлетворить требования заказчиков, чтобы действительно они получали удовольствие от эксплуатации самолета.

Если же говорить об украинском рынке в целом, то есть оптимистический и пессимистический прогноз. В целом оценивалось, что самолет должен прийти на замену Ан-24. Сегодня самолеты эти действительно постепенно завершают свою эксплуатацию, а авиакомпаниям нужно производить замену. В свое время рынок Украины оценивался в 40-60 самолетов, в зависимости от конъюнктуры, от платежеспособности и спроса. Я думаю, что в ближайшее время реально говорить, конечно же, о меньших величинах, потому что, к сожалению, экономика "пробуксовывает" и ВВП не очень стремительно растет, как нам бы этого хотелось. А по известной формуле темп роста перевозок пропорционален темпу роста ВВП.

Что же касается Ан-148, то мы рассчитывали, что он успешно должен заменить самолет Ту-134. При создании самолета учитывались те региональные условия, которые существуют на сегодня у потребителей. Это будет качественный, это будет высококлассный самолет под действительно требования региональных авиакомпаний. Есть контракт на Ан-148 по заказу Казахстана, есть контракты с авиакомпаниями "Красноярские авиалинии" и "Пулково".

- Когда можно ожидать серийного производства Ан-148?

- В Киеве уже началось серийное производство этих самолетов. Участвует и Воронежский завод, но основное производство сосредоточено в Киеве. И по существующим планам, ко второй половине следующего года, может быть, к середине следующего года, мы надеемся, что первый самолет будет передан заказчику. В целом на данный момент в разных вариантах (начиная от "твердых" заказов и заканчивая "меморандумами о намерениях") имеется подтвержденная заинтересованность более чем в 100 самолетах Ан-148.

- Если говорить о сотрудничестве с российскими компаниями в части производства самолетов, то кого вы могли бы назвать?

- По программе Ан-124 мы сотрудничаем с Ульяновским заводом, Ан-38 - с заводом в Новосибирске. По Ан-3 и Ан-74 - с Омским производственным объединением. То есть у нас существует достаточно большая география взаимодействия с россиянами. В Украине же мы сотрудничаем с предприятиями из Запорожья, Харькова, Киева, Днепропетровска, и др. В целом в нашей стране очень много производственных центров, которые принимают участие в авиационных программах.

- В рамках Международного аэрокосмического салона "Фарнборо-2006" был подписан меморандум о взаимопонимании между АНТК им. О.К.Антонова и французской компанией Thales Aerospace Division, который предусматривает сотрудничество предприятий в области оснащения самолетов марки "Ан" бортовым электронным оборудованием компании Thales. На какой стадии реализации находится данное соглашение?

- По этому договору идет, в соответствии с утвержденной программой и подписанными планами и сроками, планомерная работа. Буквально на прошлой неделе группа французских специалистов работала у нас, и в общем, я думаю, мы сможем предоставить совместное предложение для заказчиков.

- А если говорить о контракте с НАТО?

- Это соглашение также развивается. И достаточно успешно. Самолеты, которые участвуют в этой программе, выполняют рейсовые перевозки в интересах 16-ти стран, перевозя гуманитарные грузы и грузы различного назначения.

- Какие планы по достройке второй "Мрии"?

- Мы изучаем эту возможность, ищем партнеров и инвесторов, но сказать, что это будет завтра, я не могу. Планы связаны с инвестициями.

- Если говорить о развитии нашего, украинского, авиарынка в целом, то каким оно, по вашему мнению, будет?

- В общем при грамотных действиях участников этого рынка - как непосредственно заинтересованных предприятий, так и, естественно, при поддержке государства - Украина в состоянии закрепиться на той позиции, на какой она есть, и успешно расширить свое место на рынке. Все зависит от многих факторов. От очень многих....
Авторские права на данный материал принадлежат «Лига Бизнес Информ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка