Труд
1 ноября 2006, 13:37
Где наши летчики?
Едва ли во время встречи ангольского лидера с В.Путиным удалось обсудить судьбу В.Дудко и летчиков пяти российских экипажей, исчезнувших на юге Африки за последние 9 лет
Людмила Дудко, жена командира экипажа Виталия Дудко, пропавшего без вести в Анголе, все еще надеется найти своего мужа. Но она устала ждать помощи от Жозе Эдуарду душ Сантуша, президента этой африканской страны, и его чиновников, которые все эти годы находили массу причин ничего не делать для поисков российских летчиков.
Многие из жен и родственников тех, кто погиб или все еще пребывает в рабском услужении у африканских дельцов, помнят, как пять лет назад президент России первым сообщил о том, что после года неволи в Анголе освобождены пятеро российских летчиков, находившихся в плену у боевиков группировки УНИТА. Как заявил тогда Владимир Путин, "каждому российскому гражданину, попавшему в беду за границей, гарантирована защита президента России". Да, поиски летчиков ведут МИД (включая посольство РФ в Луанде), спецслужбы, независимый фонд "За возвращение домой", в курсе дела - Госдума и администрация президента. Но...
"Горим!"
В сентябре 1998 года в Анголе пропал Ан-26 авиакомпании "Пермские моторы", пилотируемый российскими летчиками Виталием Дудко, Валерием Чувыриным, Павлом Пушкаревым, Валерием Семковым. Последнее, что известно об этом самолете: штурман доложил свои координаты, а командир экипажа прокричал в рацию: "Горим! Срочная посадка на местность!" Судьба пермских летчиков неизвестна. Как неизвестно, живы ли еще четыре пропавших в Анголе экипажа, среди которых граждане России, Украины, Молдавии и Белоруссии.
В 1997 году при следовании по маршруту Абиджан (Берег Слоновой Кости) - Рунду (Намибия) над территорией Анголы исчезли самолет Ан-72 молдавской авиакомпании "Ренан" и экипаж в составе: Анатолий Лемешкин, Павел Горчинский, Валерий Кулагин, Михаил Сафранович, Александр Колесников, Петр Кристев. О судьбе пассажиров и экипажа до сих пор данных нет.
В октябре 1998 года после взлета из аэропорта Нзаже прекратил связь и пропал самолет Ан-12, принадлежавший Летно-исследовательскому институту имени М. М. Громова (город Жуковский Московской области). Разыскиваются Георгий Стадник, Евгений Романовский, Александр Митяев, Юрий Кутявин.
В декабре того же года у города Бие исчезли самолет Ан-12 украинской авиакомпании "ХОРС" и экипаж в составе: Сергей Бойков, Александр Кинстлер, Александр Ферсунин, Виктор Пивторак, Владимир Коробко. Местонахождение и состояние летчиков не известны.
В том же месяце неизвестными злоумышленниками угнан самолет Ан-12, принадлежавший авиакомпании "Хеллер Интернейшнл". Местонахождение и состояние экипажа не известны. Разыскиваются: Александр Филатов, Александр Хоменко, Игорь Трофимов, Геннадий Вагапов.
Отговорки и глухое молчание
Долгие месяцы поисков, затрудненных кровопролитной гражданской войной на территории Анголы, только недавно привели к первым ощутимым результатам: прибывшие на предполагаемое место падения лайнера - в непроходимые леса под городом Кафунфо - российские дипломаты обнаружили останки сгоревшего самолета, по предварительной версии, сбитого партизанами УНИТА управляемой ракетой. Кабина лайнера полностью выгорела. На месте катастрофы обнаружены фрагменты человеческих останков. Еще в 2003 году планировался выезд в Анголу комиссии по расследованию авиационных происшествий ГА России. Но этого не случилось из-за позиции ангольских властей - местные генералы что-то промямлили о диких африканских зверях, болотах, недобитых партизанах, дождливой погоде...
- В 2000 году была создана спецкомиссия при российском МИДе. Наши дипломаты постоянно бомбардируют ангольских чиновников депешами, чтобы они предприняли необходимые шаги, дали согласие на совместное расследование. "Но воз и ныне там, - сказал нам по телефону Сергей Кудряшев, заслуженный штурман-испытатель, глава фонда "За возвращение домой". - Ни одного специалиста на месте падения самолета до сих пор так и не побывало. Мне как авиационному профессионалу это непонятно. Более того, мне непонятно, почему власти Анголы ничего не делают, чтобы останки пилота Захарова, который умер в плену у боевиков группировки УНИТА от малярии, вернуть домой - матери, Лилии Александровне Захаровой. Ссылаются на то, что вокруг якобы все заминировано. Так разминируйте! Это все отговорки".
Не менее странные вещи происходят с ангольской комиссией по изучению проблемы пропавших летчиков. Ее руководитель в ранге вице-министра иностранных дел при невыясненных обстоятельствах выбросился из окна с восьмого этажа гостиницы в Луанде. Никаких конкретных действий эта комиссия за все время не предприняла.
Эти слова Сергея Кудряшева подтвердил в разговоре с нами зам. министра иностранных дел РФ Александр Салтанов:
- Мы ничего не можем сделать. Для проведения более тщательной проверки места катастрофы Ан-26 и поисков остальных экипажей с привлечением серьезных международных экспертов и криминалистов необходима прежде всего политическая воля ангольских властей.
Есть что скрывать?
Обезумевшие от горя жены и матери пропавших в Африке летчиков утверждают, что даже спустя годы по ночам раздаются телефонные звонки и какие-то далекие, едва различимые голоса на непонятном языке произносят то ли имена, то ли названия местности... Родные уверены, что звонили оттуда, "из этой чертовой Анголы". И непременно добавляют: "Они просто не могут докричаться: мы живы, мы вернемся, ждите нас!"
- Место падения лайнера еще в 1998 году первым обнаружил российский летчик Александр Степанов, - рассказала нам Людмила Дудко. - Он неоднократно сообщал в российский МИД, а тот передавал в Луанду координаты падения лайнера. И вот о них вспомнили. Хотя мы передали письмо на имя президента Анголы Эдуарду душ Сантуша, просили активизировать поиски наших мужей. Ответа так и не получили...
Недавно съемочная группа НТВ - корреспондент Алексей Поборцев и оператор Станислав Скрипник - отправились в Анголу для съемок на заранее оговоренных объектах. По прибытии в Луанду российских журналистов задержали полицейские и вскоре выдворили из страны.
- Мы сошли с самолета, подошли к паспортному контролю, - вспоминает Поборцев. - Там, не глядя на визы, у нас забрали все документы. Я спросил: мы арестованы? Нам ответили, что "ангольцы - друзья русских" и власти действуют в наших интересах. В течение всех 18 часов задержания нам ни разу не дали разумных объяснений. Только перед погрузкой в самолет пожелали счастливого пути.
Мы знали, что русские летчики могут быть живы и находиться в плену у местных бандитов. Так вот, я смею утверждать, что ангольские власти испугались именно этой темы. В Луанде - теперь мы в этом абсолютно уверены - есть силы, которые не желают допускать россиян к расследованию пропажи наших экипажей.
- Складывается впечатление, что официальные ангольские власти делают все, чтобы ничего не делать, - в свою очередь сказала нам в интервью Ольга Романовская, чей муж, летчик, пропал без вести в октябре 1998 года. - Мы неоднократно обращались к президенту Душ Сантушу с просьбой взять под личный контроль поиски российских летчиков, провести расследование. Мы даже готовы были ехать в Анголу. В ответ либо пустые обещания, либо глухое молчание. Нам ничего не остается, как подать на Анголу в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Сейчас мы собираем документы.
Мы верим: они живы
На встрече с родственниками пропавших без вести россиян теперь уже бывший ангольский посол генерал Монтейру рассказывал, что еще в апреле 2001 года спецслужбами якобы был произведен радиоперехват сообщения русского командира Стадника о захвате экипажа Ан-12 RA-83962 (D2-FBK) и об их принудительной работе под дулами автоматов. Однако на последующих встречах генерал отказывался от своих слов. Видно, свои пригрозили.
- Наши люди, живые, могут находиться в руках у "третьей силы", орудующей на всем юге Африки, - считает штурман Кудряшев. - По словам тех же унитовцев, это наемники или бандиты, ведущие нелегальную добычу алмазов. Таких банд в тех краях сотни. Они никому не подчиняются. Каждая деревня - отдельное государство. Местные паханы имеют мощную вооруженную охрану из числа профессиональных наемников, аэродромы, самолеты. И своих рабов! О том, что русских летчиков видели в лагерях на территории Анголы, мне рассказывал бывший посол УНИТА в Западной Европе, а ныне депутат парламента Карлуш Моргаду. По его сведениям, "летучих голландцев" - самолеты, появляющиеся время от времени в африканском небе без опознавательных знаков, - неоднократно видели местные жители. Кстати, и наши авиаторы, работающие по официальным контрактам в Анголе, не раз засекали такие самолеты, пытались установить с ними радиосвязь. Но тщетно...
Ни одна уважающая себя власть, а это и парламент, и правительство, и глава государства, не поворачивается спиной к своему гражданину, если тот попал в беду. Одна небезызвестная держава приучила всех к мысли, что она может отправить на край земли авианосец, если там возьмут в заложники американца. В последние годы Россия также стала напористо требовать от других уважать своих людей - "наших". Вот вызволила военных, неуклюже обвиненных Саакашвили в шпионаже, не побоявшись, как раньше, поиграть мускулами.
Хочется верить, что это не дань моде и не жесты отчаяния комплексующей по поводу былого величия страны. Хочется верить, что отныне так оно будет всегда: высшей ценностью для государства будет не абстрактная идея, а конкретная жизнь конкретного гражданина.
Кстати
Только по официальным данным, до настоящего времени остаются неизвестными судьбы более пяти миллионов советских и российских граждан, которые пропали без вести при защите интересов государства. В их числе - пропавшие в годы второй мировой войны - более 3,5 млн. человек, (а по ряду источников - свыше 5 млн.), а также 274 человека, пропавшие в Афганистане, 228 - в Таджикистане, 12 - в Мозамбике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции