О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Airbus теряет лидерство

Заказчики A380 начали терять веру в Airbus. Из-за задержек с поставками этого самолета FedEx отозвал свой заказ на сумму свыше $2 млрд, подписав вместо этого контракт с Boeing

Заказчики суперлайнера A380 начали терять веру в Airbus. Из-за задержек с поставками этого самолета ведущий мировой перевозчик грузов FedEx отозвал свой заказ на сумму свыше $2 млрд, подписав вместо этого контракт с Boeing. Эксперты опасаются, что за этим последуют и другие отказы.

Основной актив EADS - 100% акций крупнейшего в мире продавца гражданских лайнеров Airbus. Выручка корпорации за 2005 г. - около $41 млрд., чистая прибыль - около $2 млрд. 22,5% акций EADS принадлежат германскому DaimlerChrysler, 15% - у правительства Франции, 15% - у французской группы Lagardere (из них 7,5% выставлены на продажу), 5,48% - у испанского госхолдинга SEPI, около 6% летом скупил ВТБ.

В 2003 г. Airbus впервые обошел по продажам своего главного конкурента - американский Boeing. Два года Airbus удерживал лидерство. Но в этом году у компании начались проблемы. Выпуск дальнемагистральной новинки A350 отложен из-за низкого спроса на лайнер, поставки крупнейшего в мире A380 переносятся на два года из-за технических сложностей. В очередной раз о переносе его продаж Airbus объявил в октябре. И вот компания начала терять заказчиков.

Во вторник вечером стало известно, что от 10 заказанных A380 (грузовых версий) отказался крупнейший в мире авиаперевозчик грузов - американская FedEx Express. Она отозвала заказ на европейские самолеты и вместо них подписалась на 15 грузовых лайнеров Boeing 777 с опционом еще на 15, говорится в заявлении FedEx. В тот же день капитализация EADS упала на 3% до $21,5 млрд, но вчера вернулась на прежний уровень - $22,3 млрд.

"Мы сожалеем о решении FedEx, но считаем, что A380 - высококонкурентный лайнер, отвечающий всем требованиям клиентов", - говорит представитель Airbus. Других отказов, по его словам, не было. Ждет ли их Airbus, он комментировать отказался.

Без FedEx европейский концерн собрал к ноябрю заказы и предварительные соглашения от 15 компаний на 166 A380 общей стоимостью $48-50 млрд. без учета скидок. Крупнейшие заказчики - Emirates (43 самолета), Quantas (20), Singapore Airlines (19), AirFrance и американская UPS (по 10) - пока в желании повторить пример FedEx признаваться не спешат. Но недавно Emirates заявила, что крайне обеспокоена задержками в поставках, и направила на Airbus своих аудиторов для оценки рисков, которые могут быть вызваны сложившейся ситуацией. Изучает ситуацию и UPS, цитирует представитель авиакомпании Bloomberg. В Air France вчера от комментариев отказались. А Quantas на днях, наоборот, увеличила свой заказ с 12 до 20 суперлайнеров, объяснив, что приняла такое решение как раз после самостоятельного изучения ситуации с запуском A380. Singapore Airlines от контракта отказываться не намерена, но рассчитывает получить от Airbus полную компенсацию за задержки, заявила "Ведомостям" представитель московского офиса авиакомпании Сиам Ошан.

EADS вчера уже отрапортовала о первых убытках из-за проблем с A380. Корпорация планировала заработать в III квартале $182 млн чистой прибыли, но вместо этого получила $250 млн чистого убытка. Это произошло впервые за три года. Прибыль EADS за девять месяцев 2006 г. снизилась к прошлогоднему уровню на треть до $1,1 млрд.

Эксперты считают, что EADS надо готовиться к худшему. Глава консалтинговой компании R. W. Mann & Co Роберт Манн заявил Bloomberg, что за решением FedEx может последовать "каскад отказов" от A380. Компания будет вынуждена удерживать клиентов скидками, что в итоге может сделать проект строительства лайнера неприбыльным, прогнозирует эксперт. Ослабление позиций EADS на руку России. Купив летом около 6% акций EADS, Россия рассчитывает на кооперацию с европейским концерном. Нынешние проблемы могут подстегнуть EADS к обсуждению такой кооперации, начало таких переговоров может стать своего рода PR-шагом, который должен будет показать, что концерн изучает все возможные способы для преодоления возникших сложностей, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Заказчики бегут к Boeing

На прошлой неделе авиакомпания Emirates уже аннулировала заказ на 20 лайнеров A340. Причины отмены контракта она раскрывать не стала. Но ранее обещала, что отменит заказ лишь на 10 самолетов A340 (общая стоимость по каталогу - $2,25 млрд), а вместо этого арендует семь лайнеров Boeing 777. Объясняла это Emirates как раз тем, что ей нужно компенсировать задержку в росте объема перевозок, которая вызвана тем, что компания не может получить заказанные A380. К августу 2008 г. Airbus должен был поставить Emirates 18 суперлайнеров, но теперь перевозчик может рассчитывать только на один....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка