Автор: Ольга Плешанова, Сергей Рыжкин
Опубликовано: 09.11.2006, 12:55
 

Москва оказалась в зоне вылета

Область получила землю под аэропортом Шереметьево


[image]

Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) признал за Московской областью право распоряжения землей, занимаемой объектами ОАО "Международный аэропорт Шереметьево". Договор аренды земли на этом же участке, заключенный властями Москвы с грузовым терминалом "Шереметьево-Карго", суд признал ничтожным. Это уже второй за последнее время удар по позициям московских властей на рынке недвижимости.

Президиум ВАС разрешил многолетний спор об аренде земли между ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ, управляет пассажирскими терминалами 1 и 2) и ОАО "Шереметьево-Карго" (занимается грузовым бизнесом). МАШ в 1996 году арендовал на 99 лет 966,5 га земли, заключив договор с администрацией Химкинского района Московской области. Спустя пять лет "Шереметьево-Карго" арендовало на 49 лет 19,74 га земли, которые входят в те самые 966,5 га. Участок в аренду "Шереметьево-Карго" сдали власти Москвы. Президиум ВАС отменил вчера постановление Федерального арбитражного суда Московского округа, вынесенное 17 января в пользу "Шереметьево-Карго" и властей Москвы, и теперь договор аренды является ничтожным.

Спор между двумя арендаторами долго не решался из-за того, что Москва и Московская область никак не могли разграничить территорию. Закон "О территориальном делении города Москвы", принятый Мосгордумой в 1995 году, включил территорию аэропорта Шереметьево в Молжаниновский район Москвы, с чем администрация области категорически не согласна. ВАС от политики постарался дистанцироваться: в определении о передаче дела в президиум сказано, что территориальный спор между Москвой и областью не должен влиять на участников рынка и мешать рассмотрению арендного дела. Свое вчерашнее постановление президиум ВАС вынес на основании того, что спорный участок находится в границах Химкинского района Московской области.

Постановление ВАС тем не менее подтвердило право властей Московской области распоряжаться территорией МАШ. По мнению участников дела, ВАС таким образом сформулировал свою позицию в территориальном споре. "Это спор, в котором 13 лет никто не смог разобраться,- сообщил Ъ гендиректор МАШ Михаил Василенко.- Нам повезло, что процесс сдвинулся с мертвой точки после вмешательства властей Московской области и Минтранса и благодаря их принципиальной позиции".

На бизнесе "Шереметьево-Карго" вчерашнее постановление президиума ВАС пока не отразится - компания уже потребовала, чтобы договор аренды с ним заключила администрация Московской области. "Постановление президиума ВАС не затрагивает право собственности "Шереметьево-Карго" на недвижимость, которое никем не оспорено,- заявил Ъ адвокат "Шереметьево-Карго" Денис Узойкин.- Земельный кодекс предоставляет собственнику объектов недвижимости исключительное право выкупить земельный участок или взять его в аренду".

В МАШ воздержались от комментариев о том, как будет урегулирован спор. "У нас позиция одна - объединить все участки, оформить в земли транспорта, чтобы никто больше не мог их делить, потому что только тогда бизнес будет единым",- считает господин Василенко. По его мнению, в Шереметьево должно быть два арендатора - МАШ и его базовый перевозчик "Аэрофлот". "Землю под Шереметьево вообще пора признать федеральной собственностью, поскольку 100% акций МАШ принадлежат государству,- заявил Ъ замруководителя Роснедвижимости Кирилл Янков.- Ситуация, в которой МАШ вынужден арендовать землю у субъекта федерации, удивительна".

Адвокат "Шереметьево-Карго" при этом предупреждает, что постановление президиума ВАС будет иметь серьезные последствия для других арендаторов. "К МАШ примыкает очень много предприятий и служб, которые имеют такие же договоры с Москомземом, и президиум ВАС поставил судьбу их прав под угрозу",- уверен господин Узойкин. Юрист компании "Гид Луарет Нуэль" Дмитрий Раев предполагает, что постановление пленума ВАС может привести к появлению на рынке спекулянтов, которые поспешат заключить с Московской областью договоры аренды земли вокруг МАШ и начнут требовать от нынешних арендаторов компенсации за уступку прав аренды.

За последнее время это уже второй удар по полномочиям мэра Москвы Юрия Лужкова в сфере распоряжения московской землей. 24 октября президиум ВАС уже вынес решение о недействительности итогов конкурса по реконструкции гостиницы "Россия". Причина этого, возможно, кроется в изменении законодательства. "Поправки в Земельный кодекс, действующие с 1 июля, изменили ситуацию в отношении московской земли,- комментирует председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.- Раньше Москва считала своей собственностью всю землю, а теперь может считать только ту, на которой расположены объекты, принадлежащие городу. Земля под остальными объектами, включая федеральные и частные, находится под юрисдикцией федерального законодательства".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 ноября 2006 года | Дайджест публикаций за 9 ноября 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт Шереметьево, Василенко Михаил, Шереметьево-Карго (в процессе тестирования)