Опубликовано: 16.11.2006, 12:18
 

Сергей Скуратов: Мы снизим цены на топливо. И точка!


[image]

Конфликт между авиакомпанией "Уральские авиалинии" и аэропортом "Кольцово" уже давно вышел за рамки просто хозяйственного спора. И ни та, ни другая сторона, судя по всему, не собирается останавливаться. Накануне в Москве "воюющие" стороны пытался помирить глава "Росавиации" Александр Юрчик. А сегодня своим мнением о кризисе в отношениях между екатеринбургском аэропортом и его базовым перевозчиком во время брифинга поделился гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов.

О том, что было в Москве, о ценах на топливо, о втором базовом перевозчике "Кольцово", о том, что сотрудники авиакомпании готовы выйти на митинги, о "втором после Бога" человеке, об еще одном соинвесторе "Кольцово", о том, когда в "Кольцово" прилетит первый "Airbus" и многом другом в интервью Накануне.RU рассказал Сергей Скуратов.

- Какие решения были приняты на совещании в "Росавиации" в Москве?

- В Москве была трехсторонняя встреча с руководителем "Росавиации" Александром Юрчиком и представителем аэропорта "Кольцово". Встреча с министром транспорта РФ Игорем Левитиным будет 16 или 17 ноября.

Дело в том, что аргументы о пропускной способности аэропорта не выдерживают никакой критики. В ноябре количество пассажиров снижается на 30%, то есть вообще ремонт секторов не влияет на пропускную способность в зимний период. Когда у аэропорта были проблемы, и новый терминал стоял пустой, самолеты на Москву обслуживались в нем. Таможня давала на это добро, и мы очень благодарны ей за это. Причины надуманы, и все это связано с недобросовестной конкуренцией. Сегодня под крылышком аэропорта работает компания "Авиапрад", для которой расчищается место для утренних вылетов в Москву.

На совещании в Москве стало известно, что пятая и шестая зона аэропорта сданы в аренду "Авиапраду". Подписан договор между аэропортом и авиакомпанией "Авиапрад". Причем называлась очень интересная сумма - "Авиапрад" взял в аренду площадь в 400 м2 за 100 млн руб. в год.

Это говорит о безграмотности руководителей, которые не сопоставляют то, что есть в реальности, и то, что они говорят. Не для кого не секрет, что аэропорт "Домодедово" был у государства взят в аренду за $3 млн. А здесь 400 м2 старого здания провинциального аэропорта за $3,5 млн в год. Это какая-то фантастика, граничащая с глупостью. И нам предложили сделать субаренду у авиакомпании "Авиапрад". Это уже не просто беспредел, это беспредел глупости и беспредел бездарности, если можно так сказать. Мне очень жаль, что у руководства аэропорта такое "смещенное" понимание рынка.

Я могу искренне сказать, что мы заинтересованы в развитии аэропорта. Но есть же какие-то границы и способы развития. Аэропорт же пошел по пути безграничного увеличения цен на авиатопливо и обслуживания воздушных судов. Речь в этом случае не идет о технологическом развитии - это просто повышение цен.

Цена на топливо здесь уже не вызывает удивление, она воспринимается с юмором. В последние две недели цена на топливо в "Кольцово" была $1030 за тонну. Это на $250 дороже, чем в Москве, Лондоне и Париже. И обоснований этому просто нет. Я могу понять Норильск, где большие расходы по завозу топлива. Но и там ниже цена.

- Какие меры Вы намерены предпринять?

- Я считаю, что этим вопросом должны заниматься антимонопольные ведомства. Мы посчитали, какие убытки только авиакомпания "Уральские авиалинии" понесла в результате завышений цен в "Кольцово" в 2005-2006 гг. Цифры - фантастические. В сравнении с ценами аэропорта "Домодедово" мы потеряли 763,5 млн руб. - $28 млн. "Ренова" профинансировала строительство нового терминала на $30 млн. "Уральские авиалинии" можно смело назвать соинвестором в развитии аэропорта.

Только в отличие от "Реновы" за нами не закрепляется никакая собственность - мы просто подарили их. И эти деньги мы могли использовать на приобретение новых судов, на развитие маршрутных сетей, на снижение тарифов для пассажиров.

И этим вопросом по полной программе должен заниматься "второй после Бога" - господин Артемьев [глава ФАС]. И мы постараемся навести порядок в этом вопросе.

Как ни странно, глава "Росавиации" является председателем попечительского совета аэропорта "Кольцово". И он знает о ценовой политике аэропорта и не предпринимает никаких решительных действий. Это меня чрезвычайно удивляет: госчиновник наверно должен правильно оценивать ситуацию.

Но послали комиссию. Поработает она, посмотрит. Попытается разобраться. Посмотрим, что она решит. По крайней мере, правительство Свердловской области трезво оценивает ситуацию.

Сейчас вложенные в аэропорт деньги не оправдываются. Прирост пассажиров составил всего 10%. Авиакомпании облетают этот "хаб", потому что здесь высокие цены. Эксплуатировать аэропорт как частную лавку наверно неправильно. Кстати, насколько мне известно, "Авиапрад" получил лицензии, к примеру, по маршруту Советский - Екаетеринбург - Москва. В итоге полеты Екатеринбург - Советский не делают, вылетают только на Москву.

- Действительно ли были случаи, когда вашей компании приходилось закупать топливо в Москве?

- В связи с такой бешенной ценой на топливо мы были вынуждены защищаться и возить топливо из Москвы. Если кому-нибудь рассказать в западных компаниях - не поверят. Самолеты Ил-86 прилетали в Москву, заправлялись "под пробку" и везли керосин сюда, в Екатеринбург. А на следующий день - тоже самое. За месяц вывозили до 5 тыс. т.

- Предлагает ли аэропорт сейчас какие-то скидки крупным авиаперевозчикам?

- Да, они делают сейчас попытку сделать скидку. Но она какая-то кособокая. Первые 600 т остаются прежними цены, свыше 600 т - снижается цена. Но опять же это сделано не для всех. Поэтому я думаю, что это вряд ли пройдет, поскольку антимонопольное законодательство у нас в стране все-таки существует. Думаю, господин Артемьев этим займется.

- Сколько сейчас существует московских рейсов из аэропорта "Кольцово"? Загружены ли они полностью?

- Сейчас 13 рейсов. Обратите внимание на то, что рейсы у "Уральских авиалиний" - 8:15 и 18:40, а у "Авиапрада" - в 7:50, 8:30, 18:00 и 19:00. На мой взгляд, это просто бред сумасшедшего, по-другому и не назовешь. Конечно, не все эти самолеты заполняются полностью. И утренний рейс "Уральских авиалиний" - самый популярный из них и по времени, и по типу самолета - Ил-86. Это любимый самолет наших пассажиров. Он комфортный и большой, в нем можно даже погулять. А цены что на Ил-86, что на Ту-154, что на Ту-134 одинаковы. Но даже он редко заполняется полностью. Обычно этим рейсом летит 200-220 пассажиров. Всего в самолете 319 мест.

- А разница в цене на московские рейсы у компаний существенна?

- Нет, она примерно одинакова. Правда "Авиапрад" пытается сейчас сделать билеты дешевле, демпингом заниматься, но и мы понизили тариф.

- Но любое снижение цены происходит из-за экономии на чем-то: либо на комфортности, либо на безопасности.

- Ну, во-первых, цена может снижаться из-за качества самого продукта. Хуже продукт "Авиапрада" хотя бы потому, что Як-42 летит до Москвы около трех часов. Потом, он летит на меньших высотах, где "болтанка" больше. И это естественно, если продукт хуже - цена должна быть меньше. У нас тоже есть такой пример - сейчас мы летаем в Тайланд с одной посадкой в Карачи (Пакистан), а "Трансаэро" летает без посадки. Естественно, у нас тарифы дешевле.

А во-вторых, наверно, где-то есть и экономия на вопросах безопасности полетов. Это тоже совершенно очевидно.

- Недавно "Кольцово" назвал "Авиапрад" вторым базовым перевозчиком. Как Вы к этому относитесь?

- Да хоть десятым! Понятие "базовый перевозчик" - весьма относительное и даже смешное. Пусть "Авиапрад" будет базовым перевозчиком. Вот только как он может быть здесь базовым, если зарегистрирован в Челябинске? Просто он и здесь, и в Москве "рубит" и все. А на самом деле "Авиапрад" - челябинский перевозчик. И он не может быть в Екатеринбурге базовым. И потом - у него нет здесь ангара для технического обслуживания, нет лаборатории, и пальцев не хватит перечислять - чего только у них нет. Есть самолет и два техника с одной отверткой. И вот они с отверткой ходят вокруг него и сделать ничего не могут.

Они не могут заменить агрегат, потому что у них нет резервного фонда, они не могут агрегат отнести на какое-то исследование по отработке ресурсов, потому что нет резервного фонда. Самолет летает и летает, а техники попинали колесо - вот и все техническое обслуживание. Ну, можно, наверно, и так летать. Я так не умею.

- Вы сказали о том, что аэропорт сдал в аренду "Авиапраду" площади, которые теперь предлагает "Уральским авиалиниям" субарендовать у "Авиапрада". Но это выглядит, как попытка заработать со стороны аэропорта.

- Да, это так и есть. За эти деньги можно арендовать все "Домодедово"!

Это как раз говорит о том, что аэропорт и "Авиапрад" - единое целое. И в уме не укладывается как можно арендовать 400 м2 за такие деньги. Пока нам не предложили какую-то цену, а просто спросили, хотим ли мы арендовать. Я сказал, что там все умрут от счастья, если мы согласимся взять эти площади в субаренду.

- На днях был неприятный инцидент, когда справочная служба аэропорта сообщили пассажирам, что их рейс отложен, что не соответствовало действительности, из-за чего пассажиры опоздали. Как Вы к этому относитесь?

- Да, такое действительно было. И это не просто ошибка, это умышленное действие руководства. Им просто надо было перетащить пассажиров на другой самолет, поселить в пассажирах какую-то неуверенность. Это не самые честные методы работы.

- Как развивается сотрудничество "Уральских авиалиний" с "Аэрофлотом"? Какие у него перспективы? Может ли "Аэрофлот" стать акционером "Уральских авиалиний"?

- Во время визита уральской делегации в Китай, губернаторы субъектов округа и сам полпред Президента РФ в УрФО Петр Латышев попросили разработать концепцию развития авиации Уральского федерального округа. Они все прекрасно понимают, что в ближайшие годы в УрФО останутся только "Уральские авиалинии" и "Ют-эйр". И сегодня уже стоит вопрос о передаче салехардской авиакомпании под эгиду "Аэрофлота", поскольку новое бюджетное законодательство не позволяет округу финансировать эту авиакомпанию. О такой концепции мы подумаем.

С "Аэрофлотом" у нас продолжается сотрудничество. Но это не простой вопрос, потому что "Аэрофлот" - большая компания. Сейчас стоит вопрос о передаче "Аэрофлоту" компаний Владивостока и Хабаровска. Это просто сделать. Поскольку они на 100% государственные. Их можно передать простым распоряжением правительства. Нам несколько сложней, но мы сами проявляем инициативу в этом отношении, и мы готовы работать в партнерстве с "Аэрофлотом". Мы понимаем, что это выгодно и нам, и "Аэрофлоту". Мы можем использовать свои силы для подвозки пассажиров для "Аэрофлота" и иметь тренсферные соглашения, тем самым отправляя наших пассажиров через "Аэрофлот" в любую точку мира. Поэтому такое объединение компаний - это элемент сегодняшней жизни и будущего.

Возможны любые варианты этого сотрудничества. Когда мы консолидировали большой пакет акций в "уральских авиалиниях", мы это делали не для того, чтобы потом на них сидеть как на мешке с золотом. Ими можно поделиться с будущим стратегическим инвестором. Это может быть и Европейский банк реконструкции и развития, и "Аэрофлот", и любая серьезная структура, которая в обмен на акции внесет серьезную долю в развитие авиакомпании.

Поэтому это вполне реальные вещи. Правда пока переговоры идут в пассивном режиме, поскольку не определена позиция государства по отношению к "Аэрофлоту" и тем же дальневосточным компаниям.

- А как сами сотрудники авиакомпании относятся к сложившейся ситуации?

- Они катастрофически плохо относятся к действиям "Кольцово". Даже готовы выйти с плакатами и флагами и встречать с ними губернатора и других представителей власти. Но мы не можем себе этого позволить. Раньше мы не могли так поступить из-за того, что были выборы, и подставлять руководство области в этот период было просто не этично. Скоро у нас будет съезд "Единой России", и мы тоже не можем влезать в политику такими способами. Я думаю, что это хозяйственные споры, и мы с ними постараемся сами справиться.

- Сейчас в аэропорту будет работать комиссия. В случае, она придет к выводу, что действия аэропорта были неправомерны, что, на Ваш взгляд, будет делать аэропорт?

- Есть вероятность, что "пакости" будут продолжаться. Ну что ж, мы будем бороться. А цены на топливо мы снизим, и точка. Сделаем это через антимонопольную службу, нравится это кому-то или нет.

- Понятно, что сейчас компании приходится решать не самые приятные вопросы. А что в будущем? Какие планы на 2007 год?

- Во-первых, мы введем в эксплуатацию самолеты A320. Это очень большой стимул и элемент развития, потому что эти самолеты созданы для интенсивной эксплуатации. Если Ту-154 у нас в год налетывает 2-2,5 тыс. часов, то эти самолеты будут летать по 4 тыс. часов. Там другая технология технического обслуживания, поэтому объем перевозок будет увеличиваться. И плюс самолеты Ту-154 мы не собираемся списывать, они просто будут летать в других регионах.

Напомню, первый самолет A320 должен прилететь в Екатеринбург уже в пятницу, неделя уйдет на оформление лицензий, а потом он сразу начнет полеты по маршруту Екатеринбург - Таиланд. Еще один самолет мы ждем до конца года. Два следующих прибудут в апреле 2007 г. Всего до конца 2007 г в эксплуатации будут шесть самолетов A320.

А во-вторых, в следующем году мы полностью освоим эксплуатацию западных самолетов. Это чрезвычайно важно в связи со вступлением России в ВТО. Вероятнее всего, небо над Россией откроют. И если у нас не будет западных самолетов, то такие компании как Lufthansa просто "порвут нас как грелку". У нас нет другого пути.

Поэтому нам надо заменить парк на западные самолеты. Хорошо еще, что "Внешторгбанк" попал "в точку" и купил 5% EADS. Предположительно, будет покупка еще 20%. И второе, нам нужно завершить процесс получения западного сертификата качества. Это европейский стандартизированный элемент качества авиации, который имеют все европейские компании. Сегодня его имеет только одна российская компания - "Аэрофлот". С ним мы можем совершенно спокойно претендовать на вливание в западный альянс. И мы получим его в следующем году. Еще весной этого года мы начали его получение, пригласили британских специалистов из той структуры, которая сертифицирует, но сначала обучает. Они начитали нам курс лекций и приняли экзамены.

- Получается, что, несмотря на противостояние и конфликт, авиакомпания помогает аэропорту стать хабом?

- Да, мы помогаем ему стать приличным аэропортом. Вообще, в аэропорту работают хорошие специалисты, просто менеджмент не имеет опыта работы в авиации, с бесконечным утверждением, что им все равно чем управлять - колбасной фабрикой или аэропортом. Для того чтобы что-то построить и создать, нужно учиться, быть специалистом или привлекать специалистов. А они наоборот, всех поувольняли из тех, кто мог что-то сделать.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 ноября 2006 года | Дайджест публикаций за 16 ноября 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Авиакомпания "Уральские авиалинии", Элемент, A320, Скуратов Сергей, Ту-154М, Ил-86, Ту-154, Ту-134, Як-42, А319, Международный аэропорт Кольцово, Ангара (Angara), Уральские авиалинии (Ural Airlines) (в процессе тестирования)