О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вектор прогресса

Бум на рынке беспилотных аппаратов и учебно-боевых самолетов

Володин В.В., Юргенсон А.А. Авиационная и ракетная техника на международных авиасалонах 2005 года. - М., "АЭРОМЕДИА", 2006. - 126 с. Тираж 500 экз.

Отношение к авиакосмическим выставкам двоякое. Для простых граждан это техническое шоу, где можно вблизи рассмотреть самолеты и вертолеты, а также полюбоваться на их полеты и получить удовольствие от мастерства пилотажных групп. Для специалистов авиасалоны - место знакомства с новинками, возможность узнать планы производителей авиакосмической техники и определить тенденции ее развития.

Десятый выпуск бюллетеня - аналитического обзора ЦАГИ им. Жуковского дает наглядную картину тенденций развития всего, что летает, и спроса на эту продукцию.

Тенденция такова, что цикл создания нового самолета становится все длинней, поскольку прежние технологии исчерпаны, а создание современных требует значительного времени на исследования. Поэтому совершенствование идет в большей степени в авионике, отдельных узлах и деталях. Авиасалоны только подчеркивают эту тенденцию.

Выставки 2005 года четко делятся на три категории. В первой только один авиасалон "Ле Бурже-2005" - 41 страна-участница и свыше 1900 фирм. Эту выставку смело можно назвать всемирной. Следом идут российский "МАКС-2005" (40 стран и 654 фирмы) и "Дубай-2005" (около 40 стран и свыше 500 фирм). Это серьезные международные выставки, привлекающие массу потенциальных покупателей. Остальные авиасалоны можно считать региональными, поскольку они направлены, как правило, на одного генерального покупателя и нескольких соседей. Из этого ряда стоит выделить приобретающий все больший размах салон "Аэро Индия-2005" (31 страна, 380 фирм). Его участники в основном пытаются привлечь внимание индийских военных, которые ежегодно закупают вооружения на несколько миллиардов долларов.

Больше всего в минувшем году представлено новинок в секторе беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Минобороны РФ отказалось от финансирования проектов БЛА, но в мире идет стремительное развитие этих информационно-разведывательных комплексов разных категорий: высотных оперативного уровня, средневысотных наблюдения и наведения, тактического уровня с большой продолжительностью полета, вертолетного и конвертируемого типа.

Россияне представили на "МАКС-2005" четыре новинки - БЛА "Иркут-850" взлетной массой 850 кг двойного назначения, пока еще не проходивший летные испытания 80-килограммовый "Данем", легкий "Кулон-2" (40-50 кг) и малоразмерный вертолет ZALA (95 кг). А вот израильская фирма "Элбит" показала аппарат "Гермес-1500" массой около полутора тонн и полезной нагрузкой около полутора тонн. И летать он может вдвое больше - 24 часа. Другой израильский БЛА - "Доминейтер" напичкан оптико-электронными датчиками и несет малогабаритную радиолокационную станцию, способную определять движущиеся наземные цели.

Всего за год на выставках представлено 15 новых БЛА, из них 5 - вертолетного и конвертируемого типа. Сконструированы они в России, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Тайване, Сингапуре, Южной Корее, Японии. Одна модель - российско-белорусская. Примечательна активность разработчиков Юго-Восточной Азии. В странах, где даже нет своей авиапромышленности, зато есть современные технологии, создают вполне конкурентные БЛА.

В секторе боевой авиации упор делался на рекламу новых проектов. Так, в Ле Бурже был показан натурный макет американского истребителя 5-го поколения F-35. Поскольку самолет ориентирован для продажи за рубеж, из него не делают секрета, а его показ сопровождается широкой рекламной кампанией. Ожидается, что до конца этого года первый предсерийный образец уже должен взлететь. Истребитель F-22 официально на салонах не выставлялся, но информация о нем на выставках была. Он уже поступает на вооружение, но продолжает дорабатываться.

На выставке "Аэро Индия-2005" получили огласку планы принятия на вооружение истребителя 5-го поколения индийскими ВВС. Обязательное условие закупок - участие Индии в процессе разработки и возможность его производства собственными силами. Это означает, что к уже разрабатываемым моделям, в том числе и к российскому проекту, Индия не присоединится.

Россия продолжает показывать боевые самолеты существующего поколения. Так, в Дубае и на "МАКС-2005" был представлен проект многофункционального истребителя Су-35. Это "долгожитель" международных авиасалонов, впервые показанный в том же Дубае еще в 1993 году. Главное отличие его от Су-27, продолжением которого он является, в бортовом электронном оборудовании, что более всего дает оснований говорить о его новизне. Именно этот невероятный уровень автоматизации позволил наблюдателям оценивать проект Су-35 как "полшага к истребителю 5-го поколения".

Но подлинной звездой "МАКС-2005", по мнению специалистов, стал самолет-демонстратор МиГ-35 с двигателем с отклонением вектора тяги. Сейчас он начинает рекламироваться среди потенциальных зарубежных покупателей. Совершенствование его продолжается, и на выставках еще не раз этот самолет удивит публику изощренным пилотажем.

Новые самолеты появляются в основном в классе легких и учебно-боевых истребителей. На салоне "Аэро Индия-2005" был представлен истребитель "Теджас" - полностью индийская разработка. Это показывает уровень развития научно-технических возможностей индийской промышленности. "Теджас" активно испытывается и дорабатывается, но уже подписан контракт на закупку первой партии для ВВС Индии.

На авиасалоне "Дубай-2005" была представлена совместная разработка южно-корейской фирмы KAI и американской "Локхид Мартин" - сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-50. Он демонстрировался не только на статической стоянке, но и в воздухе. На основе Т-50 создаются боевые варианты семейства самолетов "Голден Игл". Эти программы разработчики активно продвигают на мировой рынок, емкость которого оценивается в 600-800 машин этого класса.

Очень активно работают авиафирмы в секторе учебно-тренировочных самолетов ВВС начального уровня подготовки. Их задача - готовить летчиков к пилотированию самолетов 5-го поколения. Это должны быть относительно недорогие машины, способные имитировать многие боевые режимы и ситуации машин нового поколения. В 2005 году впервые были показаны итальянский М311, индийский HJT-36 "Ситара", находящиеся на разных стадиях разработки индийские же HJT-39, итальянский "Джевелин", китайский L-15.

Настоящий бум на рынке вертолетов. России тут похвастать особо нечем. Натурный макет образца кабины вертолета Ми-54 напомнил, что такая разработка ведется с начала 1990-х годов. Он должен закрыть нишу грузоподъемности 1-1,3 т между Ми-2 и Ми-8. Казанский вертолетный завод представил разведывательно-боевой вертолет "Ансат-2РЦ" с двигателями фирмы "Пратт Уитни", что указывает на его экспортную ориентацию. Появилась информация о продолжении китайского проекта Z-10. Это одна из приоритетных задач китайской промышленности - производство вертолетов собственными силами.

Фирма "Сикорский" (США) в Ле Бурже показала модель, призванную подтвердить возможность создания скоростного вертолета. Считается, что реализация замысла позволит достигать скорости 540 км/час, что вдвое выше скорости большинства современных вертолетов.

Еще один бурно развивающийся сектор - беспилотные ударные и разведывательно-ударные комплексы, в том числе беспилотные боевые вертолеты. В виде проектов, макетов и действующих моделей их в 2005 году было показано 10 образцов. Россия предъявила разработку ББВ (Ка-117), но пока только как модель без тактико-технических характеристик. Нет российских проектов в секторе гражданской авиации.

Много новинок в секторе управляемого ракетного оружия. Например, ВВС США впервые представили кассетное оружие GDS. После пуска с носителя оружие (ракета) совершает управляемый полет, по прибытию в район цели выбирает суббоеприпас из набора, имеющегося на борту, и наносит удар. Активно разрабатываются зенитные ракеты разных классов и ракеты "воздух-воздух"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка