О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиадиспетчеры готовы закрыть небо

В Первомайском райсуде Пензы с последним словом выступили четыре авиадиспетчера, обвиняемые Генпрокуратурой в нарушении правил международных полетов

Вчера в Первомайском райсуде Пензы с последним словом выступили четыре авиадиспетчера, обвиняемые Генпрокуратурой в нарушении правил международных полетов. Подсудимые, не выполнившие в июле 2005 года требования военных о выдворении из воздушного пространства России вьетнамского лайнера Boeing 777-200, заявили, что действовали по инструкции и сохранили жизни 150 пассажирам. Генпрокуратура требует оштрафовать "саботажников" на 100 тыс. рублей, однако в случае вынесения обвинительного приговора профсоюз авиадиспетчеров пригрозил начать забастовку.

Вчера судья Первомайского райсуда Пензы Оксана Матюшенко, заслушав последнее слово подсудимых авиадиспетчеров, удалилась в совещательную комнату для подготовки текста приговора. Суд по делу гражданских авиадиспетчеров длится шесть месяцев и являются беспрецедентными в истории отечественной авиации. На скамье подсудимых оказались руководители полетов Самарского и Пензенского районных центров Единой системы организации воздушного движения (ЕСОРВД) Виктор Кошелев и Юрий Кольчугин, а также двое диспетчеров - Олег Трусин и Виталий Страшко. Генпрокуратура обвиняет их в нарушении правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Тем не менее, несмотря на статус подсудимых, Юрий Кольчугин и Виталий Страшко (как и их самарские коллеги) по-прежнему исполняют свои обязанности.

Как уже сообщал "Ъ", в июле 2005 года диспетчеры отказались подчиниться требованию военных и выдворить за пределы воздушного пространства России вьетнамский лайнер Boeing 777-200, идентифицированный силами ПВО как самолет-нарушитель. Военные потребовали от гражданских диспетчеров задержать машину в небе ("поставить самолет в зону ожидания") до выяснения причин ее несанкционированного появления. Однако после радиопереговоров с командиром Boeing самарские, а потом и пензенские диспетчеры разрешили лайнеру полет на Москву, взяв его на управление.

В ходе состоявшихся прений представитель Генпрокуратуры Дмитрий Линский заявил, что гражданские диспетчеры могли дать разрешение на пролет иностранного борта только с согласия военного сектора. "Не располагая плановой информацией о вьетнамском самолете, они не имели права пропускать его через границу. А потом начался саботаж, выразившийся в неисполнении приказа военных", - заявил господин Линский. Гособвинитель попросил суд наказать диспетчеров штрафом в 100 тыс. рублей, однако не лишать их права исполнять должностные обязанности.

В свою очередь адвокаты подсудимых заявляют о полной невиновности своих клиентов - "сбой произошел в Главном центре управления полетов, поскольку кто-то вовремя не отправил телеграмму военным". Более того, по словам представителей защиты, требование военных о постановке вьетнамского самолета в зону ожидания не представлялось возможным. "Ни в Пензенской, ни в Самарской областях таких зон нет. Вернуть самолет на аэродром вылета также было нельзя - у него не хватало бы топлива для подобного перелета", - заявили в суде адвокаты.

Вчера в последнем слове все подсудимые заявили, что не считают себя виновными и просили суд их оправдать. "Я принял борт со 150-ю пассажирами на борту и исполнил свою задачу - обеспечить безопасность их жизни", - сообщил суду Олег Трусин. По словам Юрия Кольчугина, вьетнамский Boeing имел разрешение, его рейс не являлся нарушением воздушного пространства РФ. "Я не виновен, я сделал все для обеспечения безопасности полета", - подчеркнул Виктор Кошелев.

Начальник пензенского центра ОРВД Юрий Осколков заявил "Ъ", что считает обвинения Генпрокуратуры надуманными. "Диспетчеры действовали согласно инструкции, следуя должностным и профессиональным обязанностям", - пояснил господин Осколков. По его мнению, истиной причиной судебных разбирательств является стремление Минобороны взять под полный контроль воздушное пространство России, включая и коридоры полетов гражданской авиации. Впрочем, полагает Юрий Осколков, после создании федеральной авианавигационной службы амбиции российских ВВС вряд ли осуществятся: после объединения военных и гражданских воздушных секторов, управление ими передано в руки руководства гражданской авиации.

Президент федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев, вчера прилетевший в Пензу, в разговоре с "Ъ" подтвердил решимость профсоюза начать забастовку, если подсудимые будут признаны виновными. "Авиадиспетчеры оставляют за собой право отказаться от обслуживания управлением полетов воздушного транспорта над территорией России", - заявил господин Ковалев, подчеркнувший, что профсоюзы хочет не надавить на суд, а "указать на недостатки в существующем законодательстве".

Приговор будет оглашен 4 декабря....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка