О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дорогие дешевые авиаперелеты

С начала декабря в большинстве областных центров Украины, куда регулярно летают самолеты, заправка обойдется авиакомпаниям на 20-25% дороже, чем месяцем раньше

Еще две недели назад все в украинской авиации, вроде бы, шло по восходящей: объемы перевозок росли, на внутренних маршрутах начинали летать "Боинги" вместо Ан-24, компании анонсировали намерения радикально обновить свои авиапарки и расширить бизнес. Более того, снизились в цене полеты в пределах Украины. Причем, до рекордно низкого за последние лет десять уровня. Сегодня украинцы получили возможность полететь в большинство украинских городов примерно за 100-140 гривен. А это - в 3 раза дешевле, чем в прошлом году.

В связи с этим ведущие украинские авиаперевозчики даже удостоились похвалы от чиновников Кабмина и Минтранссвязи. Они, как было сказано на недавней пресс-конференции в профильном министерстве, "успешно выполнили поручение премьер-министра Украины от 6 ноября относительно тарифов на перевозки пассажиров в соответствии со снижением стоимости топлива".

И все бы хорошо, только цены на авиатопливо почему-то "вели себя" вразрез с поручением премьера. К середине ноября стоимость авиакеросина и впрямь снизилась на 4-5%, но только в двух из двенадцати крупнейших украинских аэропортов. Но уже с начала декабря в большинстве областных центров, куда регулярно летают самолеты, их заправка обойдется авиакомпаниям на 20-25% дороже, чем месяцем раньше.

В минувшую пятницу две крупнейшие украинские авиакомпании "АэроСвит" и "МАУ" заявили, что их "поставили перед фактом резкого повышения с конца ноября - начала декабря стоимости авиационного топлива в аэропортах Украины". Внезапный и неоправданный, по мнению перевозчиков, рост цен на топливо, поставляемое ЗАО СП "Кребо" и ООО "Лук-Авиа Ойл", составит 20-25%.

А в начале нынешней недели к числу пострадавших авиакомпаний добавились и "Украинско-средиземноморские авиалинии" (UMAir). Суммарно эти три перевозчика - "АэроСвит", МАУ и UMAir - обеспечивают свыше 90% всех регулярных международных рейсов из Украины, выполняемых отечественными авиапредприятиями.

В связи с резким ростом цен на горючее авиакомпании оказались перед выбором: продолжить ли эксперимент с низкими социальными 100-гривневыми тарифами, или наоборот, повысить цены на билеты выше прежнего. "Мы не считаем возможным перекладывать на пассажиров дополнительные расходы на топливо, покрывающие сверхприбыли нефтяных компаний и созданных ими посредников, - сказал в интервью "Подробностям" первый заместитель генерального директора "Аэросвита" Кирилл Звонарев. - Авиакомпании намерены защищать интересы пассажиров в судебном порядке, обратиться в Кабмин, Антимонопольный комитет и Совет нацбезопасности".

В данном случае интересы пассажиров совпадают с интересами самих перевозчиков. Ведь повышение цен на авиабилеты, адекватное росту стоимости топлива, будет означать для авиакомпаний потерю пассажиропотоков. Ведь авиация - отрасль с чрезвычайно развитой конкуренцией, например, только на линии Киев - Нью-Йорк перевозки продают свыше 20 авиакомпаний. И тарифы являются наиболее гибким и, пожалуй, самым весомым инструментом в этой конкурентной борьбе. Поэтому не исключено, что вскоре на некоторых международных маршрутах украинские самолеты просто начнут "возить воздух". А пассажиры пересядут на рейсы зарубежных перевозчиков, которые смогут сохранить и даже снизить стоимость билетов за счет заправки в своих базовых аэропортах более дешевым топливом. За этим последует вынужденный отказ отечественных авиакомпаний от обслуживания многих международных направлений. "Я не исключаю возможности остановки полетов, - говорит К.Звонарев. - Но перед принятием такого решения мы обязательно проведем консультации с Кабмином и СНБО Украины. Возможно, целью нерыночного повышения цены авиатоплива является именно остановка полетов украинскими авиакомпаниями. Вопрос, очевидно, вышел за рамки экономических отношений между хозяйствующими субъектами".

Кратко об "отношениях между хозяйствующими субъектами":

В нынешнем году авиационное топливо производят лишь два нефтеперерабатывающих завода - Лисичанский ("ТНК-ВР Украина") и Кременчугский ("Укртатнафта"). Причем именно на последний приходится более двух третей всего украинского авиатоплива. Нефть на завод поставляет российская "Татнефть". После ее переработки авиатопливо направляют в большинство аэропортов страны, включая крупнейшую воздушную гавань Украины - "Борисполь".

Однако в октябре 2006 года в число партнеров "Укртатнафты" вошло также ЗАО "УкрГаз-Энерго", созданное на паритетных началах "РосУкрЭнерго" и НАК "Нефтегаз Украины". Эта структура объявила о намерениях стать серьезным игроком не только на рынке газа, но и нефти. Итак, в октябре "УкрГаз-Энерго" закупил у российских производителей и поставил "Укртатнафте" 153 тысячи тонн нефти - пятую часть всего сырья, полученного в октябре Кременчугским НПЗ. После переработки нефти "УкрГаз-Энерго" приступил к реализации нефтепродуктов, включая крупную партию авиационного топлива.

Экспертов рынка, однако, несколько удивила цена октябрьских закупок нефти "УкрГаз-Энерго" у российских "Роснефти" и "Сургутнефтегаза". По данным источников "Подробнеостей", а также нескольких консалтинговых центров (не подтвержденным, правда, самим покупателем), цена сделок примерно на 25% превышала среднерыночную. Как следствие, на столько же подорожали и нефтепродукты, реализуемые "УкрГаз-Энерго". То ли из солидарности, то ли исходя из коммерческих интересов, подняли цены и остальные поставщики кременчугского авиатоплива, близкие к российской "Татнефти".

И это при том, что цены на нефть и продукты ее переработки, начиная с июля-августа, имеют устойчивую тенденцию к снижению на зарубежных рынках. К примеру, цена нефтяной "корзины" ОПЕК (средняя цена 11 основных экспортных сортов нефти 11 стран - членов ОПЕК) снизилась с 70 долларов за баррель в июле этого года до 54,9 долларов в конце ноября. Сегодня эксперты не могут назвать серьезных факторов, способных всколыхнуть рынок. Неслучайно даже январские фьючерсы на ходовые сорта нефти, по определению предусматривающие всевозможные риски, лишь незначительно превышают нынешние цены.

Естественно, ценовая тенденция для нефтепродуктов, включая авиатопливо, - аналогична. И она была учтена в прозрачных и общепринятых в мировой практике формулах расчета цены на топливо, закрепленных в договорах авиакомпаний с заправщиками. В основе формул - жесткая привязка к европейским биржевым котировкам авиатоплива за месяц, предшествующий поставкам. Кроме усредненных месячных биржевых котировок в формулу вводятся также такие "переменные величины", как обменный курс доллара, изменение ставок акцизного сбора и НДС с момента подписания договора (конец прошлого года). Но все параметры формул для расчета стоимости топлива на декабрь, по сравнению с ноябрьской ценой, остались практически неизменны с легкой тенденцией к понижению. То есть, реальных предпосылок для повышения цен на 20-25% нет.

Если следствием повышения цен на нефтепродукты станет удорожание услуг, а тем более прекращение полетов украинских авиакомпаний, это даст серьезные основания не только Антимонопольному комитету, но и СНБО Украины, для экспертизы действий нефтяных компаний и трейдеров. Речь, очевидно, пойдет о целесообразности дальнейшего контроля 3/4 украинского рынка авиатоплива со стороны группы поставщиков нефти, ее переработчиков и посредников, использующих производственные мощности Кременчугского НПЗ. Причем, как известно, большинство звеньев этой топливной цепочки имеют российское происхождение.

В результате этих событий обострятся и некоторые давние противоречия в политической и экономической жизни страны. Например, президент получит основания для очередных обвинений Кабмина в преференциях одним структурам и финансово-политическим группам (НАК "Нефтегаз Украины" и "УкрГаз-Энерго") за счет других - пользователей авиатоплива, а также пассажиров, которые в конечном итоге и должны будут оплачивать избыточную стоимость горючего для самолетов.

Новые "козыри" для "преферанса" с правительством получит и оппозиция. Например, БЮТ, не питающий особых симпатий к главе топливного министерства Юрию Бойко, может заподозрить министра в неискренности. На пресс-конференции во вторник он заявил, что в министерстве "не было информации о резком скачке в сторону увеличения цены на авиакеросин". И это при том, что одним из главных участников схемы поставок авиатоплива, внезапно подорожавшего на четверть, является "УкрГаз-Энерго". Не исключено, что с БЮТ в этом вопросе солидаризируется и "Наша Украина", и сообща они вновь потребуют отчета министра в парламенте.

Еще одним объектом нападок оппозиции станут российские нефтедобывающие компании. Они будут обвинены в уничтожении украинской авиации в погоне за сверхдоходами. А премьеру от оппонентов достанется за бесконтрольность со стороны правительства за деятельностью предприятий нефтегазового комплекса и невыполненные обещания по обузданию цен на энергоносители......
Авторские права на данный материал принадлежат «Podrobnosti». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка