Автор: Владимир Степанов
Опубликовано: 01.12.2006, 14:56
 

Sky Express взлетает в тумане

Новая компания Бориса Абрамовича выходит на рынок без четкой тарифной политики, но с огромными амбициями


[image]

На российский рынок пассажирских авиаперевозок выходит новая компания, позиционирующая себя как "авиационный ритейлер". ЗАО "Скай Экспресс" рассчитывает начать полеты до конца 2006 года, сообщила вчера на пресс-конференции гендиректор компании Марина Букалова. Несмотря на громкие заявления руководства компании и партнеров, ясности в планах перевозчика нет.

"Компания физически уже сейчас готова к выполнению полетов, однако находится в процессе получения лицензий", - сообщила Буканова. Получить все сертификаты Sky Express надеется в ближайшее время. В этом случае первые полеты компания совершит до конца этого года из аэропорта приписки Внуково по четырем главным направлениям: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Мурманск и Екатеринбург. В течение следующего года к ним прибавится еще 10 городов: Тюмень, Челябинск, Уфа, Волгоград, Пермь, Сочи, Анапа, Минеральные воды, Калининград и Самара. В первом полугодии 2007 года Sky Express обязуется перевести 600 тысяч пассажиров (6 тысяч рейсов), в 2008 - 3,5 млн пассажиров (30 тысяч рейсов), а через пять лет, к 2012 году, компания рассчитывает выйти на показатель в 7 млн пассажиров. Для справки отметим, что в прошлом году крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" перевез 6 млн 707 тысяч пассажиров.

Главным вопросом, на который так и не смогли внятно ответить топ-менеждеры компании, стали конкретные тарифы на конкретные маршруты. После получения сертификатов и начала полетов цена билета на любой рейс составит 500 рублей. Этот тариф является "спецпредложением" и останется в силе в течение всей рекламной акции, сроков окончания которой руководство не озвучило. Эксперты объясняют это тем, что Sky Express еще сам не определил тарифную политику. "Сегодня большинство компаний для установки тарифов пользуются сложными программными методиками расчета, - объясняет ведущий эксперт агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Если, например, низкие цены обеспечивают полную загрузку, которая дает прибыль, то нет смысла их сильно поднимать". По словам эксперта, только гигантское маркетинговое исследование позволит Sky Express понять, "сколько и куда надо реально летать". В любом случае, до начала летнего сезона компании надо не просто установить тарифы, но и сделать их прибыльными. Значит, формировать цены нужно будет уже в марте. "Дешевых билетов у них точно не будет, но они, скорее всего, будут сопоставимы с железнодорожными билетами", - продолжает Пантелеев. На эту часть пассажиропотока и рассчитывают в Sky Express. Марина Букалова несколько раз дала понять, что разница между объемами перевозок по воздуху (18 млн. человек в 2005 году) и железной дороге (140 млн человек) не может оставить ее равнодушной.

Структуру собственности компании руководители не раскрыли. "У нас не будет мажоритарных акционеров, это принципиальная позиция", - сообщил партнер Altima Capital Александр Шварцкопф. По его словам, акционерами Sky Express стали Altima Capital, финансовая группа Sloane Robinson и частные российские и иностранные акционеры, в том числе гендиректор ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" Борис Абрамович. Именно он является ключевой фигурой компании. По утверждению нескольких источников, Абрамович приобрел Sky Express (прежнее название Air Nova) у американского фонда Indigo Partners. О влиянии главы "КрасЭйр" свидетельствует и назначение на должность гендиректора бывшего коммерческого директора "КрасЭйр" Марины Букаловой. В ближайшее время в состав акционеров может войти и Европейский банк реконструкции и развития. Банк планирует принять решение о выделении проекту $20 млн. Общий объем инвестиций в проект составит $70 млн, из них $35 млн уже вложено. На безубыточность компания рассчитывает выйти через 17-18 месяцев.

Стратегия компании вызывает много вопросов. Если объявленный формат работы на первое полугодие представляется выполнимым - 6 тысяч полетов на 14 направлений шестью самолетами Boeing 737-300 (148 мест) и 737-500 (133 места), что соответствует 2,3 полета в день, то планы на 2008 год смотрятся неуверенно. Без увеличения направлений (14 городов) компания собирается осуществить 30 тысяч рейсов 18 самолетами. Это будет соответствовать 2142 рейсам на одно направление или шести полетам в день (84 полета в день на все направления). Выйти на этот показатель будет сложно и по количеству самолетов, и по нормам налета экипажей. В соответствии с приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 года N 139, продолжительность рабочего дня летчиков при одной-двух посадках в день составляет 12 часов, при трех-четырех посадках - 10 часов, более чем при пяти посадках - 8,5 часов. Для 84 рейсов в день компании потребуется минимум 40 экипажей. В заявленный уровень в 7 млн человек в год к 2012 также верится с трудом. "Это очень сомнительно, потому что не стыкуется с тем, что другие компании-лидеры рынка активно наращивают бизнес и переделывают его так, чтобы на нем осталось всего 10 перевозчиков". Отметим, что "Аэрофлот" вышел на показатель в 6 млн пассажиров с парком из 91 самолета. Sky Express про увеличение парка не говорит.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 декабря 2006 года | Дайджест публикаций за 1 декабря 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Небесный экспресс, Скай Экспресс, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Абрамович Борис, Пантелеев Олег, Букалова Марина (в процессе тестирования)