Финансовые Известия
5 декабря 2006, 15:02
Российский авиапром после ВТО: выживут единицы
В течение ближайших семи лет Россия снизит ввозные пошлины на самолеты иностранного производства с 20 до 7,5%. Выживет ли после этого российский авиапром?
Дальняя авиация - далеко в прошлом
О возрождении российского авиастроения у нас почти непрерывно говорят уже более 15 лет. Если посетить российскую авиационную выставку МАКС, то покажется, что все у нас есть - и новые самолеты, и технологии. Покупай не хочу. Но не покупают. На поверку оказывается, что самолеты просто устарели.
Если говорить о больших дальнемагистральных лайнерах, то основой и гордостью российской авиации сейчас считаются Ил-96, Ту-204 и Ту-214. Хорошие, надежные машины. Но их несчастьем стали вовсе не требования ВТО, а высокие цены на нефть, которым радуется вся Россия. Самолеты проектировались в 80-х годах прошлого века и не отвечают современным требованиям экономичности. Если доля топлива в расходах западных авиаперевозчиков даже при нынешнем рекордном росте цен не превышает 25%, то в России этот показатель равен 50%. Так что после снижения импортных пошлин на самолеты иностранного производства конкуренции наши машины скорее всего не выдержат.
Да и российские авиаперевозчики научились экономить деньги и уже сейчас не горят желанием покупать отечественные дальнемагистральные самолеты. "Ил-96 относится к ушедшей генерации, - рассказал "Известиям" замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков, - он несопоставим по экономическим показателям даже с нынешними конкурентами от Airbus и Boeing, а ведь им на смену уже приходят новые Airbus A350 и Boeing 787". У "Аэрофлота", по словам Кошлякова, есть контракт на закупку шести Ил-96, но его перспективы тоже не вполне ясны, так как сейчас идет "судебный спор в связи с невыполнением контрагентом условий договора".
Получается, что как с ВТО, так и без ВТО на рынке дальнемагистральных самолетов нам конкурировать не удастся. Потому как отстали мы от иностранцев уже на два поколения. И это тем более обидно, что легендарные машины Ил-86, к примеру, считались когда-то одними из лучших и самых надежных в мире.
Меньше расстояния - больше конкуренция
На рынке средне- и ближнемагистральных самолетов ситуация у нас складывается заметно лучше. Именно этот сектор поддерживает государство, потому что рынок таких самолетов самый перспективный. Эксперты оценивают его в $3-4 трлн. Сколько же достанется нам от этого "пирога"?
Есть сразу несколько моделей, которые претендуют на то, чтобы называться современными. Это Ту-334, Ан-148 и последняя разработка "Сухого" под названием SuperJet. Ту-334 разрабатывался в начале 1990-х годов, причем главным образом под потребности внутреннего рынка. Это уже вполне современная машина. Но нефть тогда стоила дешево, и экономичность, к сожалению, не ставилась во главу угла при разработке этой модели. "Конечно, по идеологии, по эффективности он уже проигрывает иностранным конкурентам", - признает Лев Кошляков. Однако спрос на эти самолеты все еще есть. По словам директора ОАО "Туполев" по общим вопросам Александра Затучного, Китай намерен закупить партию самолетов Ту-334 в грузовой модификации. Об этом представители китайской почтовой грузовой компании заявили на авиационной выставке в Чжухае. Представители "Туполева" рассказывают, что у них есть договоренности с 24 потенциальными покупателями самолетов. Авиакомпании, впрочем, не торопятся подтверждать эти намерения.
"Аэрофлот", самый крупный в России покупатель новых самолетов, сделал свой выбор в пользу еще более современного российского авиапроекта - SuperJet (сокращенно SSJ, а раньше он назывался RRJ). Авиакомпания решила закупить сразу 30 таких машин с началом поставок в 2008 году. Еще 15 машин собирается купить авиационный альянс AiRUnion. Но, что интересно, серийного такого самолета пока не существует. Сейчас Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) завершает сборку первого опытного SSJ. "В январе в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) начнутся его статические испытания. Все идет по графику", - заверяет генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян.
"Когда мы готовили контракт, - рассказал Лев Кошляков, - мы изучали и сравнивали все предложения - Ту-334, Ан-148, Embraer, Bombardier, но по всем параметрам лучше оказался "Суперджет". Этот самолет изначально создавался под международные требования и сертификаты. У него современные экономичные двигатели, которые разработало НПО "Сатурн" вместе с французской фирмой Snecma. В России больше таких двигателей нет ни у кого". Получается, что именно экономичность оказалась главной составляющей конкурентоспособности современного российского самолета.
Кого поддержит государство - тот и выживет
Несмотря на оптимистичные заявления производителей самолетов, на деле вступление в ВТО и резкое снижение импортных пошлин на самолеты в любом случае ударят по отечественному авиастроению. И в этих условиях у государства еще остается возможность поддержать отрасль.
- В рамках вступления в ВТО каждая страна имеет возможность прикрыть протекционистскими мерами один-два и даже три сектора экономики, которые она считает стратегическими, - говорит директор Центра АСТ Руслан Пухов. - Если наше правительство захочет кредитовать гражданское авиастроение, то нам этого никто не запретит. Поэтому само по себе вступление в ВТО не убивает нашу гражданскую авиацию. Однако и не отменяет того, что в стране должна быть какая-то индустриальная политика, направленная на ее развитие.
В принципе политика уже сформирована - это объединение под крылом государства военных технологий с гражданскими, как это произошло в случае с "Сухим". Конкурентоспособность российской военной авиации ни у кого в мире не вызывает сомнений, тогда как гражданские самолеты только начинают играть во всемирную конкуренцию. И, похоже, у нас еще есть шансы выиграть. Но только в том случае, если государство не будет разменивать силы на реанимацию всех устаревших проектов, а поддержит новые разработки. Благо они у нас все еще есть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 28, 2024
СМИ: в США двое военнослужащих пострадали в результате крушения ударного вертолета
Март 28, 2024
В Румынию прибыли шесть британских истребителей Eurofighter Typhoon для патрулирования
Март 28, 2024
Аэропорту в Абхазии не хватает выделенной территории
Март 28, 2024
Аэропорт в Хайкоу отметил рост числа отправляемых международными рейсами посылок