О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Открытие неба

Минтранс подготовил изменения в области лицензирования, согласно которым отпадет необходимость получения лицензий на каждый маршрут. ФАС предложила выдавать авиакомпаниям лицензию, с которой они могут выполнять полеты по всей стране без ограничения

Как стало известно "Бизнесу", Минтранс подготовил изменения в области лицензирования, согласно которым в ближайшее время отпадет необходимость получения авиакомпаниями лицензий на каждый маршрут. Федеральная антимонопольная служба предложила еще более либеральный вариант: выдавать авиакомпаниям лицензию, с которой они могут выполнять полеты по всей стране без ограничения.

С весны этого года в Минтрансе велась разработка проекта постановления правительства "Об утверждении положений о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов". Документ, согласованный с МЭРТ и Росаэронавигацией, уже вносился Минтрансом в правительство. В проекте (его копия в распоряжении "Бизнеса") Минтранс изложил лицензионные требования к маршрутам следующим образом (пункт 4в): "Выполнение лицензиатом внутренних воздушных перевозок пассажиров должно производиться между такими аэропортами отправления и аэропортами назначения, адреса которых… были заявлены соискателем лицензии…". Иначе говоря, перевозчикам достаточно один раз внести все планируемые маршруты в лицензию, которую Росавиация выдаст на пять лет.

Сегодня авиакомпаниям необходимо иметь несколько документов, которые выдают различные органы власти. Самый главный из них - сертификат эксплуатанта - выдает Ространснадзор. В этом документе зафиксированы типы воздушных судов, которые перевозчик намерен использовать в своей деятельности. Сертификат эксплуатанта продляется каждые два года. Но помимо этого на каждый из выбранных маршрутов перевозчик должен получить лицензию в Росавиации.

"Это прямое нарушение закона "О лицензировании",- говорит начальник управления ФАС по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин. Как показывает практика, получить лицензии непросто даже национальному перевозчику. В январе этого года Росавиация не разрешила "Аэрофлоту" выполнять международные полеты из Санкт-Петербурга в Европу и Юго-Восточную Азию по 39 маршрутам. А в феврале Росавиация отказала "ВИМ-Авиа", которая собиралась летать из Москвы в Пермь на Boeing 757-200, мотивируя тем, что местный аэропорт по техническим параметрам не готов принимать такие самолеты.

Предложенный Минтрансом проект - довольно серьезный шаг к либерализации рынка со времен отмены квотирования авиаперевозок, произошедшей 1 апреля 2004 года. Но, как сообщили "Бизнесу" в пресс-службе министерства, проект постановления был возвращен в Минтранс из-за замечаний ФАС. Константин Сеничкин сообщил "Бизнесу", что самое главное замечание - "наличие в проекте пункта, ограничивающего действие лицензии на определенные аэропорты". Лицензия, по словам собеседника из ФАС, в соответствии с законом "О лицензировании", должна действовать на всей территории России. Кроме того, отмечает Сеничкин, 10-й пункт проекта возлагает на соискателя осуществление социально значимых перевозок.

"Это также ставит перевозчиков в неравное положение,- уверен Сеничкин.- Проблемы с местными перевозками есть, но таким образом она решаться не должна".

Эти и другие замечания ФАС сформулировала в письме, которое будет направлено в Минтранс в ближайшие дни. Они наверняка будут учтены Минтрансом, тогда проект постановления станет еще более революционным для рынка авиаперевозок. В противном случае ФАС не пропустит этот документ. По словам руководителя одной из крупных авиакомпаний, "небольшие перевозчики буквально со слезами на глазах умоляли Минтранс оставить правило внесения в лицензию пар городов, ведь "открытие неба" приведет в их регионы крупные авиакомпании". У лидеров рынка, разумеется, прямо противоположная позиция. "Невозможно планировать бизнес на несколько лет вперед, если мы не знаем, пустят нас в этот регион или нет",- считает гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов.

Пресс-секретарь "Сибири" Илья Новохатский отмечает: с другой стороны, "существует риск, что при формальной отмене ограничений региональные аэропорты будут давать неофициальные преференции базовым перевозчикам". Даже имея лицензию, перевозчик не всегда может начать полеты.

Довольно много примеров, когда региональные аэропорты, отстаивая интересы базовых перевозчиков, под различными предлогами отказывали в согласовании слотов (времени вылета и прилета) авиакомпаниям с лицензиями. ФАС и арбитражные суды буквально завалены взаимными жалобами от авиакомпаний и аэропортов (рейтинг уловок аэропортов "Бизнес" публиковал в номере от 17 ноября). По словам Новохатского, в дальнейшем авиационным властям необходимо тщательно следить за тем, чтобы региональные аэропорты не ограничивали действия "не местных" авиакомпаний, а также ввести прозрачный порядок выбора назначенных перевозчиков на международные линии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка