Время новостей
21 декабря 2006, 17:41
Воздушные дальнобойщики
Дальняя авиация Военно-воздушных сил России в эти дни отмечает две даты: 92 года со дня образования и четверть века с момента первого подъема в воздух своего флагмана и самого мощного самолета в мире - Ту-160
Начиналось все с 23 декабря 1914 года, когда "высочайшим соизволением" императора Николая II была создана эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец". Сегодня дальняя авиация - одно из основных средств сдерживания, в том числе ядерного. И регионального, и стратегического уровней. Еще не так давно дальняя авиация была единственным средством доставки ядерного оружия, долгое время с ее помощью Советский Союз и Россия поддерживали ядерный паритет с Западом. Теперь она часть российской ядерной триады наряду с Ракетными войсками стратегического назначения и атомным флотом. "Стратегические ракетоносцы способны наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара", - говорит генерал-лейтенант Игорь Хворов.
Любопытно, что к достоинствам крылатых стратегов в отличие от других компонентов стратегических сил сдерживания специалисты относят возможность "демонстрировать решимость применения своего оружия". Способ проверенный. В 1986 году американцы разместили в Западной Европе ракеты "Першинг-2". В ответ наши стратегические Ту-95МС стали дежурить в воздухе у берегов США и Канады. Через три года американцы "Першинги" из Европы убрали - от греха подальше.
В советское время в боевом составе дальней авиации числилось десять тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий, 25 ударных полков. Сегодня несопоставимо меньше. В апреле 1998 года дальняя авиация (прежде название писали с прописной) преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного главнокомандования (специального назначения). Ее соединения и части базируются на территории 23 субъектов федерации. Летчики дальней авиации относят себя к основным дальнобойным средствам верховного главнокомандующего - президента страны.
На вооружении "воздушных дальнобойщиков" сегодня три типа самолетов - Ту-92МС, Ту-22М3 и Ту-160 - основного самолета дальней авиации. Его главный конструктор Валентин Близнюк рассказывает: "Работы по Ту-160 начались еще в начале 50-х. Все эти годы шла выработка концепции, создавался научно-технический задел. Этого требовали уникальные характеристики самолета. 19 декабря 1975 года вышло постановление правительства, и было создано новое уникальное производство, равных которому нет в мире до сих пор. Это новые станки, оборудование, материалы, технологии. В создании участвовали все ведущие авиапредприятия, а собирали самолет в Казани".
Впервые Ту-160 взлетел 18 декабря 1981 года. Командиром экипажа был выдающийся летчик Борис Веремей. Его ставят в один ряд с такими воздушными корифеями, как Громов и Чкалов. 25 декабря Веремею исполнился бы 71 год. Его имя в прошлом году получил самый "продвинутый" из Ту-160. Характеристики самолета, кстати, не превзойдены до сих пор. Валентин Близнюк надеется, что никто не обгонит их по крайней мере до середины столетия.
А ведь судьба самого мощного самолета в мире однажды вообще висела на волоске. В 1992 году было продекларировано: Россия отказывается от производства тяжелых стратегических самолетов. Конструктор Близнюк обратился лично к президенту Борису Ельцину, убедил его не крушить уникальную машину, и производство Ту-160 было продолжено. А могло быть иначе.
Сегодня на вооружении дальней авиации - полностью укомплектованный полк Ту-160. Было бы больше, но основная группировка таких самолетов осталась на Украине - просто была брошена тогдашним российским руководством. Только с приходом Владимира Путина, говорит Валентин Близнюк, часть самолетов возвратили. Очередная машина, уже с завода, получена в этом году. Однако в ближайшие годы новых "бортов" не ожидается. И новых разработок пока тоже нет. Силы и средства уходят главным образом на то, чтобы восстановить разрушенную кооперацию авиационных предприятий. Курс взят на модернизацию и довооружение уникального ракетоносца, имеющего для этого большие возможности. Генерал Хворов считает, что 30 лет для такого самолета - не возраст.
Часть специалистов полагает, что Ту-160 и вообще стратегические ракетоносцы в силу размеров и небольших скоростей - легкая добыча для современных средств ПВО. Спешим успокоить российских налогоплательщиков: самолеты дальней авиации вооружены крылатыми ракетами типа "длинная рука", их можно пускать по цели, не выходя из своего воздушного пространства или не заходя в районы, где свирепствует противовоздушная оборона противника. Ну а если все же потребуется выйти в опасный район, Ту-160 будут сопровождать истребители. Кроме того, на ракетоносце есть средства радиопротиводействия.
Планов сокращения дальней авиации у государства нет. И командование 37-й армии думает о кадрах. 23 декабря в одной из московских школ пройдет посвящение школьников в кадеты. Естественно, авиационные....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции