Автор: Николай Поросков
Опубликовано: 25.12.2006, 10:48
Комментариев: 1
 

Станция "Воронеж". Не конечная

Министр обороны закрыл дыру в российском небе


[image]

В местечке Лехтуси в пятидесяти с небольшим километрах от Санкт-Петербурга на опытно-боевое дежурство поставлена новая мощная радиолокационная станция российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Новая РЛС закроет наконец брешь в радиолокационном поле, которая образовалась после ликвидации латвийской стороной станции в поселке Скрунде, прежде выполнявшей роль советского окуляра, обращенного на запад. Благословить заступающий на дежурство расчет в Питер в конце прошлой недели полетел лично вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов.

Последние километры недавно отстроенной уютной дороги в Лехтуси напоминают кадры из фильма "Семнадцать мгновений весны". Именно по такому гладкому асфальту плыла машина Штирлица, в таком точно лесу советский разведчик застрелил доверчивого агента Клауса. Немецкое качество дороги на российский военный объект говорит, кстати, о том, что обосноваться здесь решено всерьез и надолго и что асфальт укладывали с мыслью о людях, которым будет по нему удобно ездить на защиту воздушных рубежей Родины. Сам объект напоминает новостройку состоятельной фирмы: аккуратные домики под пластиком, ровные, без изъянов дорожки и даже (о чудо!) теплый временный биотуалет (пока не открыли постоянного).

Станция получила название "Воронеж". Так и хочется, как в известной поговорке, обращаясь к вероятному противнику, продолжить в рифму: не догонишь! Информация от станции идет на пункты государственного и военного управления. РЛС в сравнении с таким своим предшественником, как гигант "Дарьял" со стометровой приемной антенной, выглядит просто миниатюрной - высота антенного полотна до 40 м. Расчет всего 12 человек - в разы меньше. Однако при этом тактико-технические данные "Воронежа" ничуть не хуже. "Воронеж" - это последний писк военной радиолокационной моды. Ее называют станцией высокой заводской готовности, поскольку все элементы комплекса размещены в небольших быстровозводимых модулях, или контейнерах. В Лехтуси их привезли уже готовыми, и здесь из них, как из кубиков детского конструктора, сложили саму станцию. Ажурная фазированная решетка утыкана элементами, напоминающими крючья-кошки. Так и видится, что именно за них цепляются пойманные "вражеские" радиосигналы. Десятки кабелей волнами стекают по конструкциям, напоминая широкие черные резиновые ручьи.

Главный конструктор "Воронежа" Валерий Карасев из Радиотехнического института имени академика Минца щедро расписал "Времени новостей" достоинства своего детища: потребляемая мощность у "Воронежа" - 0,7 мегаватт, в то время как у "Дарьяла" 50 мегаватт, "Дарьял" строили около девяти лет, "Воронеж" - полтора года. "Воронеж" в отличие от прежних станций, имевших жесткую архитектуру, можно легко и быстро модернизировать, заменяя блоки. Значительно снижена возможность электромагнитного загрязнения среды - уровни излучения станции ниже предельно допустимых. Существенно, что станции не требуется водяное охлаждение. И сигнал здесь цифровой.

На торжественном построении случился казус. Едва г-н Иванов начал обращение к стоящим в строю офицерам, как налетевший порыв ветра (наверняка западного) вырвал у министра листки с речью. "Эх, не заламинировали!" - выдохнул с досадой кто-то из свиты. Ловить незаламинированные листки бросилось сразу несколько человек. И поймали. Сергей Борисович тем не менее был несколько расстроен. Даже в момент фотографирования с расчетом проговорил как бы для себя, но услышали все: "Первый раз листки вырвало..." Может быть, министр усмотрел в этом плохой знак. Хотя, вопреки дурной примете, у Сергея Иванова, надо отдать должное, получается то, о чем многие годы военные только говорили как о далеком будущем и о чем предшественники нынешнего главы военного ведомства просто не мечтали. Созданы отмобилизованные и боеспособные группировки по направлениям, армия практически перешла на контрактный способ комплектования, длительность службы срочников с 2008 года сократится до года, по нарастающей идет перевооружение войск, причем сразу комплектами для целых подразделений. Критики министра обороны объясняют прорыв тем, что, мол, денег в стране, в том числе на военные нужды, стали давать намного больше. Это так, тот же государственный оборонный заказ ежегодно прирастает на треть. Но деньгами ведь надо еще уметь разумно распорядиться.

Теперь вот дошла очередь и до системы предупреждения о ракетном нападении. Кстати говоря, РЛС в Лехтуси универсальна: она, "доставая" до Гренландии, будет работать также в интересах противовоздушной и противоракетной обороны. Но это только начало. В недалеком будущем Сергей Иванов намерен отказаться от станций СПРН, расположенных за рубежами России, - на Украине, в Азербайджане, Казахстане и даже Белоруссии. Слишком много за них приходится платить, да и неизвестно, постигнет ли их судьба РЛС в Скрунде. Следующая за "Воронежем" подобная РЛС создается в районе Армавира. Там уже начаты испытания.

Однако не оружием единым живы Вооруженные силы. "Ну что, начнем церемонить?" - этот вопрос вице-премьер задал уже в другом пригороде Санкт-Петербурга - Сертолове - при сдаче 151-квартирного девятиэтажного дома для военнослужащих. Дом стал частью "овеществления" президентской программы строительства жилья для военнослужащих в пяти самых проблемных регионах, к коим относится и северная столица с областью. Квартиры в Сертолове выходят буквально по половинной цене: во-первых, все инженерное обеспечение взяла на себя область, во-вторых, Министерство обороны не платит за землю, на которой возводится жилье. А главное - здесь крупнейший в Европе комбинат железобетонных изделий. Деньги на его строительство дала Германия - в рамках программы вывода группы российских войск. Всего в Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируется построить и приобрести для военных примерно 4,5 тыс. квартир.

 

Дайджест прессы за 25 декабря 2006 года | Дайджест публикаций за 25 декабря 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Что можно сказать МОЛОДЦЫ. Хорошая станция. Успехов в этой работе. \"Дыр\" еще много и особенно на юге.