О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс решил прищучить авиаперевозчиков: у виновных в задержке чартеров будут отбирать лицензии

Задержки чартерных рейсов для многих авиапассажиров стали, увы, обычным делом. Теперь "делом" авиакомпаний, задерживающих чартеры, решил вплотную заняться Минтранс

Задержки чартерных рейсов для многих авиапассажиров стали, увы, обычным делом. Провести в аэропорту несколько часов считается в порядке вещей, около суток - "плохо, но бывает". Теперь "делом" авиакомпаний, задерживающих чартеры, решил вплотную заняться Минтранс.

Поводом для атаки на недобросовестных "чартерщиков" стала ситуация в прошедшие новогодние праздники. В эти дни новогодние каникулы тех, кто решил провести их вдали от родины, оказались серьезно подпорчены. Многие авиапассажиры надолго застряли в аэропортах. За последние недели таких случаев набралось уже несколько. Прежде всего, страдали пассажиры традиционных курортных направлений - Египет, Таиланд, европейские страны. Почти на 14 часов был задержан рейс "Домодедовских авиалиний" в Арабских Эмиратах. Рейсы задерживались на рекордные даже для горячей новогодней поры промежутки времени - до 36 часов. А пассажиры "ВИМ-Авиа", которые должны были прилететь из Римини в субботу, смогли вернуться домой лишь в понедельник утром. Инцидент, произошедший 6 января, привлек внимание даже Общественной палаты. Был задержан рейс "Трансаэро" из Хургады, который выполнял огромный двухпалубный Boeing 747. Его пассажиры - а их набралось около 500 человек - вынуждены более 10 часов провести в египетском аэропорту. По прилету некоторым даже потребовалась медицинская помощь.

Конечно, Новый год - горячая пора, и задержки рейсов в это время случались всегда. Но, как рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, новогодние каникулы-2007 оказались в этом плане особенно неприятными. По подсчетам, только из Москвы число рейсов, которые были задержаны, составляют больше 60. В целом все это коснулось 30 тыс человек - и это только тех, кто вылетал из столицы. Можно лишь догадываться, что творилось в регионах. Дело затронуло практически все компании, осуществлявшие перевозку в праздничные дни. В итоге новогодние каникулы многих россиян, заранее распланированные и продуманные, оказались испорченными. Особенно пострадали те, кто летел через Москву транзитом - люди опоздали на свои рейсы, вовремя не вышли на работу. Для десятков тысяч туристов праздничный отдых в итоге стал экстремальным.

И вот Минтранс, наконец, решил навести порядок в чартерном бизнесе - "чаша терпения" переполнилась. Авиакомпаниям, у которых замечены такие "проколы", теперь грозят проверки. Необходимое поручение уже отдал министр транспорта Игорь Левитин. Росавиация и Ространснадзор вплотную займутся выявлением фактов невыполнения компаниями условий чартерных перевозок в период новогодних праздников.

Последствия, утверждают в Минтрансе, могут быть очень серьезными. Как сказано в пресс-релизе министерства, "в случае выявления серьезных нарушений к авиакомпаниям могут быть применены административные санкции, вплоть до отзыва лицензии на выполнение полетов по определенным маршрутам и лишения сертификата эксплуатанта". Кроме того, И.Левитин поручил заняться изменением нынешних федеральных эксплуатационных правил, сформировав новую систему эксплуатации и технического обслуживания авиатехники.

Все это грозит немалому количеству авиакомпаний, "промышляющих" чартерными рейсами. По словам экспертов, они зачастую пренебрегают обязательными требованиями. Так, например, должен быть резервный самолет, готовый к вылету. Но компании не хотят, чтобы лайнеры простаивали на земле, они должны приносить деньги. Самолеты у многих авиакомпаний старые и требуют постоянного ремонта. Такой ремонт выбивает из колеи весь график вылетов. При этом российские авиапроизводители не несут ответственности за текущее техническое обслуживание своих самолетов.

Чартер - это заказной рейс, время вылета которого определяет заказчик. Ответственности перед пассажирами у перевозчика здесь априори меньше, поэтому довольно часто на этих рейсах случаются разного рода форс-мажорные обстоятельства. Но чартеры все же весьма популярны. Для авиаперевозчиков, особенно начинающих, это возможность получить быструю прибыль и сделать хороший старт. Для пассажиров - возможность сэкономить, ведь регулярный рейс обойдется на порядок дороже. Между тем, чартер все же предполагает и ответственность авиаперевозчика. Мало кто из них в погоне за максимальной заполненностью лайнера думает о людях. А ведь уже давно существуют международные правила, регламентирующие обязанности перевозчика в случае задержки рейса. Если время задержки составляет более 3 часов, то авиакомпания обязана обеспечить пассажиров в аэропорту горячим питанием. Если же вылет переносится более чем на шесть часов, людей необходимо расселить в гостинице. Однако, как рассказывают пассажиры рейса Римини-Москва, опоздавшие на двое суток, сотрудники авиакомпании как в воду канули. "Права пассажиров не соблюдаются, - рассказывает И.Тюрина. Люди не получают ни информации, когда все же состоится вылет и сколько осталось ждать, ни горячего питания, ни положенного размещения в гостинице". Часто бывает так, что авиакомпании надеются решить свои проблемы, чтобы не возиться с едой и расселением, поэтому тянут время.

Авиаперевозчики и представители турфирм считают, что меры, предлагаемые министерством, слишком жестоки. Ведь в задержке самолета далеко не всегда виноваты они - дело может быть в нелетной погоде или неисправности самолета. Причиной же для отзыва лицензии может стать лишь действительно серьезный проступок - нарушение авиационных правил, Воздушного кодекса или эксплуатация заведомо неисправной техники, что может отразиться на безопасности полетов. Тем более, если задержка рейса единичная. А наличие мест в гостинице, если вылет все же задерживается, зависит от принимающей стороны, которая не всегда может их обеспечить. Вообще, многое зависит от зарубежных партнеров. Например, в "Трансаэро" заявляют, что в случае с упомянутым рейсом из Хургады туристы провели много часов в аэропорту в основном потому, что на прилет резервных бортов необходимо было получить официальное разрешение от египетских властей. Поэтому главная проблема в том, что объем перевозок туристов постоянно растет, и рынок подчас не справляется с новыми задачами. И одними только дисциплинарными мерами этот вопрос не решить. Впрочем, даже критики идеи Минтранса не отрицают, что проверки станут хорошим материалом для дальнейшей работы над ошибками.

А вот как заставить перевозчиков бороться с задержками - непонятно. По закону, экономических рычагов воздействия на них нет. Поэтому в Госдуме предлагают переложить все на плечи туроператоров. Последним хотят вменить в обязанность ежегодно оплачивать банковскую либо страховую гарантию. Эту норму планируется установить взамен отмененного с 1 января 2006 г лицензирования туроператорской деятельности. Размер финансовой гарантии для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, составляет 10 млн руб, в сфере внутреннего и въездного туризма - 500 тыс руб. Туроператоры, работающие во всех направлениях, должны предоставить гарантию на сумму 10 млн руб. Впрочем, механизм выплаты денег потребителям не продуман и здесь, так что туристы мало что выиграют. Пострадают лишь мелкие туроператоры, которые не "наскребут" на выплату финансовой гарантии. И простые пассажиры - ведь дополнительные взносы турфирмы компенсируют за счет увеличения цен турпакетов.

А вот в ЕС авиакомпании уже давно обязаны оплачивать пассажирам с задержанных рейсов компенсацию в размере от 250 до 600 евро. Подобные законодательные инициативы уже обсуждаются в структурах Минтранса. Соответствующая база в российском законодательстве уже есть - компенсации пассажирам предусмотрены, в частности, Воздушным кодексом. Однако механизм и условия выплат четко не определены. Если в России будет принята аналогичная схема, то она коснется не только регулярных, но и чартерных перевозок. И тогда авиакомпании вынуждены будут ужесточить условия взаимодействия с обслуживающими структурами и, наконец, держать наготове резервный борт. Или платить обиженным пассажирам.

Самим авиакомпаниям ужесточение ответственности за задержки рейсов тоже пойдет на пользу. Особенно наиболее крупным и имеющим большие амбиции. Все больше компаний, подобно "Аэрофлоту", стремятся сейчас попасть в международные альянсы, объединяющие перевозчиков. А для этого надо соответствовать европейским требованиям и стандартам. Выходит, Минтранс все же не так уж неправ, затевая проверку по итогам новогодних праздников?...
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка