О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушная телереальность

Специалисты по авиационной безопасности в 11 странах Европы и в Израиле работают над созданием "антитеррористического" самолета. Подготовка проекта должна завершиться через год

Лучшие специалисты по авиационной безопасности в 11 странах Европы и в Израиле работают над созданием "антитеррористического" самолета. Подготовка амбициозного проекта должна завершиться через год. Эта беспрецедентная международная инициатива, в которой участвуют ведущие мировые компании, - попытка предотвратить повторение терактов 11 сентября 2001 года.

Проект SAFEE (Безопасность самолета в будущем европейском пространстве - Security of Aircraft in the Future European Environment) "призван вернуть полное доверие к воздушному транспорту", утверждают его разработчики. Большую часть средств выделяет бюджет Европейского союза. Задача ставится так: "создать систему авиационной безопасности, способную работать при развитии террористических сценариев на борту и полностью обеспечивать безопасность полета, начиная со взлета и заканчивая посадкой".

Как будет выглядеть антитеррористический самолет? Корреспондент "Вашингтон пост", побывав в парижском офисе компании SAGEM, участвующей в проекте, так описывает его. На входе в самолет пассажиров "обнюхивают" при помощи "электронного носа" на предмет наличия опасных химикатов. После взлета компьютеры отслеживают беседы в салоне, выхватывая подозрительные слова. Видеокамеры величиной с ноготь способны зафиксировать нервный тик пассажира, а скрытый микрофон - записать различные шумы в туалете. Звуковые сигналы и мигающие лампы на экране компьютера предупреждают команду и пилота о каждой потенциальной проблеме.

Даже если террористу удастся проникнуть в кабину пилота, миновав двери с замками, считывающими отпечатки пальцев, и сесть за штурвал, компьютер возьмет управление на себя и уведет самолет от высотных зданий, АЭС и иных ранее запрограммированных зон.

Первый коммерческий рейс суперсамолет совершит не ранее чем через несколько лет. Некоторые технические проблемы еще не сняты полностью: британские специалисты, например, совершенствуют программу, которая призвана отличить нервный тик пассажира, который собирается взорвать бомбу, от подергиваний человека, который просто боится летать. Кроме того, как отметил в беседе с "НГ" руководитель проекта Даниэль Готье, пока еще не построены самолеты нового поколения, которые могут быть оборудованы такой сложной техникой.

Уже сейчас ясно, что внедрение новинки вызовет отрицательную реакцию европейских правозащитников. Судя по словам Готье, разработчики постараются свести вмешательство SAFEE к минимуму. Так, никаких видеокамер в туалетах устанавливаться не будет, видео из салона проанализирует компьютер, а не пилоты, записи будут стираться после благополучного приземления.

Большая часть проекта SAFEE засекречена. В нем задействованы такие компании, как французское и германское подразделения Airbus, израильская Athena GS3 Security Implementations Ltd, итальянская Galileo Avionica SpA, немецкая Siemens, европейский концерн EADS, а также компании и исследовательские центры из Греции, Португалии, Ирландии, Франции, Великобритании.

Российских фирм в официальном списке партнеров проекта пока не значится. Это в интервью "НГ" подтвердил доктор Готье. Но, по его словам, в Москве знают о SAFEE: проект был представлен на закрытом семинаре, организованном в прошлом году посольством Франции в РФ. В нем приняли участие представители французских и российских авиакомпаний, российских спецслужб и властей.

По словам Готье, с помощью SAFEE можно будет пресечь пронос на борт опасных веществ, в том числе радиоактивных, таких, как полоний-210. "Мы работаем сейчас над этой частью системы", - сказал наш собеседник....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка