О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылья Алексеева на родине Чкалова

Выпуск грузовых экранопланов для нужд российского бизнеса и правительства РФ ЗАО "Арктическая торгово-транспортная компания" планирует развернуть к 2008 году. А пока компания выпускает в Чкаловском районе легкие экранопланы в основном для зарубежных заказчиков

Выпуск грузовых экранопланов для нужд российского бизнеса и правительства РФ ЗАО "Арктическая торгово-транспортная компания" (АТТК) планирует развернуть к 2008 году. А пока компания выпускает в Чкаловском районе легкие экранопланы в основном для зарубежных заказчиков.

АТТК возродила на базе нижегородского филиала ЦНИИ им. Крылова производство, над созданием которого многие годы работал знаменитый конструктор Ростислав Алексеев. Президент АТТК Рубен НАГАПЕТЯН считает, что экранопланы - один из самых перспективных видов транспорта XXI века.

Справка

Рубен Арменакович Нагапетян
родился 3 июля 1958 года в Ереване. Окончил механический факультет Орловского строительного института и экономический факультет Полярной академии в С.-Петербурге. Работал секретарем комсомольской организации в ереванском аэропорту "Звартноц", затем в УЖКХ Еревана. С 1990 года работает в бизнесе: директор АОЗТ "Крона", коммерческий директор московской торговой компании "Сервис-Инвест-Строй". С 1997 года - президент ЗАО "Арктическая торгово-транспортная компания". Женат, имеет двух сыновей.

Справка

Экранопланы
(ЭП) - высокоскоростные низколетящие суда, использующие при движении воздушные крылья, расположенные вблизи экрана (земли, воды). ЭП, крейсерским режимом которых является полет над водной поверхностью, были впервые предложены, а затем и построены нижегородскими конструкторами и инженерами-судостроителями. ЭП обладают огромным скоростным преимуществом (в 5-10 раз) перед обычными судами, высоким аэродинамическим совершенством и мореходностью по сравнению с гидросамолетами. Кроме того, ЭП имеют и амфибийные свойства, которые обеспечивают им способность самостоятельного выхода на относительно ровный необорудованный берег, в том числе и при наличии ледового панциря. Способность ЭП двигаться над заснеженными и ледовыми поверхностями, а также над землей делает их всесезонным видом транспорта.

Первые отечественные разработки по использованию аэродинамических сил для движения скоростных судов принадлежат нижегородцу Ростиславу Алексееву и относятся к 1959 году.

Уже в начале ХХI века человечество получило реальную возможность реализовывать новый вид высокоскоростного (до 500 км/ч) всесезонного транспортного средства на малых высотах в условиях водной (высота волны до 3,5 м), земной, ледовой и заснеженной поверхности.


Одно из направлений бизнеса ЗАО "АТТК" - транспортировка водным путем грузов, в том числе и нефтепродуктов, в северные регионы России. Понимая связанные с этим проблемы, а также перспективу освоения Крайнего севера и Арктики, компания, являющаяся одним из хозяев крупной нефтебазы в Архангельске (емкостью 250 тыс. тонн), разработала Арктическую комплексную производственно-транспортную систему. Главная ее цель - круглогодичная транспортировка и освоение для этого новых типов транспортных средств - экранопланов.

Другой важнейший сегмент бизнеса компании - расширение области использования экранопланов - для МЧС, МВД, пассажирских перевозок, туризма.

- Интересы нашей компании вывели нас на бывший филиал ЦКБ судов на подводных крыльях, расположенный в Чкаловском районе, - говорит президент ЗАО "АТТК" Рубен Нагапетян.

В 2003 году ЗАО "АТТК" полностью выкупило обанкротившееся и не работавшее к тому времени уникальное предприятие - Нижегородский филиал ЦНИИ им. Крылова. Картина на тот момент здесь была удручающей. Необогреваемые в течение нескольких лет производственные корпуса разрушались, научные, инженерные и высококвалифицированные рабочие кадры перешли на другие предприятия. Работал лишь арендованный компанией участок, а 98 процентов производственных площадей простаивало. Желающих купить на аукционе такую развалюху, кроме АТТК, не нашлось. Поэтому и затраты на приобретение оказались невелики - всего 7 миллионов рублей.

- Для нас главным на тот момент было привести все в надлежащий порядок, чтобы людям можно было комфортно работать, а не так, как это было раньше - в холоде и сырости, - вспоминает Нагапетян. - Времени на восстановительные работы было потрачено много, зато сегодня наши производственные цеха соответствуют всем международным правилам судостроительных предприятий.

Только на ремонтные работы, по словам президента, затраты составили около 150 млн. рублей.

И через полтора года на Чкаловской земле был собран первый экраноплан "Акваглайд-5" - пятиместный летательный аппарат для коммерческих перевозок пассажиров. Он разработан группой авторов ЗАО "АТТК" под руководством генерального конструктора к.т.н. Д.Н. Синицына - соратника и продолжателя дела Р.Е. Алексеева. Это сертифицированная по всем международным правилам морского регистра уникальная машина, каких в мире сегодня больше нигде не производят, имеет патенты РФ на промышленный образец и изобретение.

- Потратить немалые средства на разработку и создание экспериментальных образцов экранопланов в свое время решились лишь в Советском Союзе, ибо хорошо понимали, что это - летающие корабли двадцать первого века, у которых большие возможности и перспективы, - подчеркивает Нагапетян. - Различные разработки экранопланов имеются в Германии, Великобритании, Японии, но их производство пока не налажено. Мы, как и в космосе, опередили всех.

В год здесь могут собирать по десять машин, но спрос на них уже опережает производственные возможности предприятия. Поэтому АТТК в своем обособленном подразделении, как официально называется чкаловская площадка, готовит к запуску новый цех для производства пятиместных экранопланов с ежегодным объемом производства до двадцати машин. Но и это не закроет существующие сегодня потребности в экранопланах подобного класса.

- И кто же заказчик? - интересуюсь у президента.

- Первые пятиместные "Акваглайды" отправятся в Малайзию и Бразилию, эти страны уже заказали по десять машин. Большой интерес к ним проявляет Италия.

- А как же Россия?

- Для различных отечественных нужд - бизнеса (в том числе и нашего), МВД, МЧС - необходимы по вместительности и грузоподъемности намного более мощные машины. Пока у нас нет возможности выпускать такие экранопланы, но через 2-2,5 года мы начнем заниматься и ими. Сейчас мы разрабатываем техническую документацию на производство первого крупногабаритного мощного экраноплана. Я уверен, что в ближайшие годы мы сделаем машину и для российских заказчиков.

Нагапетян проводит меня в кабинет, где на стене висит огромная фотография Алексеева. - Это было рабочее место Ростислава Евгеньевича, - говорит президент, теперь оно перешло мне, чем я очень горжусь. На стенах висят многочисленные цветные плакаты, а на столах и тумбочках уже миниатюрные модели экранопланов собственной конструкции (руководитель группы - Д.Н. Синицын), которые АТТК планирует производить в будущем. Здесь и пассажирские летающие корабли вместимостью 40, 60 и 200 мест, и грузовой подъемностью 10 тонн, и амфибийный для перевозки 20 тонн топлива, и универсальные грузопассажирские машины.

- В определенный момент у нас возникла серьезная проблема с двигателями, - говорит Нагапетян. - Заказчики "Акваглайдов-5" выдвинули жесткие требования - чтобы машины были оснащены только импортным мотором. Пришлось приобрести автомобильные двигатели Mercedes-Benz. Но для больших 40-50-местных экранопланов нужны более мощные двигатели. Мы вели переговоры с британской компанией Rolls-Royce, но нам отказали. Причина отказа была озвучена приблизительно так: вы нас опередили в космосе, теперь и в экранопланах хотите. Пожалуйста, но только не с нашими двигателями. И я понимаю их озабоченность: сегодня мы опережаем всех в этой научно-технической области на два десятилетия, а устанавливая роллс-ройсовские двигатели, российское экранопланостроение ушло бы вообще на полвека вперед.

Выход из положения в АТТК все же нашли в... России. Оказывается, отечественные авиационные двигатели, выпускаемые на одном из санкт-петербургских предприятий, вполне подходят для этих целей и устраивают создателей экранопланов.

В планах АТТК и создание совместных предприятий по производству экранопланов за рубежом.

- Согласитесь, что возить готовые машины из Чкаловска в Малайзию и Бразилию очень далеко, дорого и неудобно, - говорит Нагапетян. - Намного удобнее и дешевле для нас будет их собирать на месте. На чкаловской площадке все потребности зарубежного рынка мы просто не сможем удовлетворить, российские же заказы, безусловно, будут выполняться в полном объеме. Недостаточно будет производственных площадей здесь - будем искать новые, простаивающих предприятий сейчас много; заинтересованные в выпуске нашей продукции российские структуры, в том числе и представители крупного бизнеса, есть.

Но некоторые влиятельные люди, узнав об этих наших намерениях, тут же начинают упрекать нас в отсутствии патриотизма: вот, мол, руководство АТТК хочет вывезти исконно российские научно-техническую мысль и технологию за рубеж и там торговать ими. Такие упреки в корне неверны. Мы не собираемся продавать саму идею, а вот готовую продукцию под маркой "Сделано в России" выпускать в зарубежных странах хотим. Заработанные там деньги в любом случае вернутся в нашу страну, а не в малазийские или бразильские бюджеты. Сколько у нас в стране совместных автомобильных предприятий: японских, немецких, французских, итальянских, но никто же не упрекает солидные зарубежные компании в отсутствии национального патриотизма, наоборот, с каждым годом число таких СП в России растет.

- Как идут работы по созданию грузового экраноплана, которым интересуются наши военные и спасатели? - интересуюсь у Рубена Арменаковича.

- Сегодня они находятся на стадии эскизного проекта. Поднять сразу две новые машины - пассажирскую (вместимостью 40-50 человек) и грузовую (на 30 т) в ближайшее время вполне реально, наши возможности здесь это позволяют сделать. Для этого в чкаловском подразделении запланировано открытие нового цеха. Первый опытный образец грузового экраноплана будет готов в конце 2008 года.

Одна из главных наших задач на ближайшие годы - это пополнение молодыми, талантливыми, перспективными инженерными кадрами, которым и предстоит в будущем ставить на крыло эти и другие наши новые машины. Поэтому мы тесно сотрудничаем с нижегородскими и санкт-петербургскими вузами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Биржа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка