РИА "Новости"
23 января 2007, 21:19
Лучшие крылья России летят в Индию
РСК "МиГ" продемонстрировала индийским военным специалистам вышедший на летные испытания корабельный многофункциональный истребитель МиГ-29КУБ. Этот самолет сделан по заказу Военно-морских сил Индии
Всего для индийских морских летчиков будет построено 16 палубных истребителей. Двенадцать одноместных - они называются МиГ-29К (корабельный) и четыре двухместных - МиГ-29КУБ (корабельный, учебно-боевой). А, кроме них, предусмотрен еще опцион на 30 истребителей с маркой МиГ-29КМиГ-29КУБ. Но производство этих машин начнется после 2010 года, если Дели подтвердит свой заказ.
На сегодняшний день завершается постройка двух МиГ-29К для проведения сертификационных испытаний и запущены в серию остальные 16. Их окончательная сборка производится на Луховицком заводе РСК "МиГ", а в кооперации по производству самолетов участвует ряд московских, санкт-петербургских, нижегородских, рязанских фирм, а также французских, индийских и израильских.
Но о самолете МиГ-29КМиГ-29КУБ надо рассказывать отдельно. А пока подчеркнем, что первые полеты нового индийского корабельного истребителя в подмосковном небе, на глазах у военных специалистов Нью-Дели, перед объективами телекамер и взглядами нескольких десятков журналистов, стало своеобразным отчетом России перед Индией. Отчетом о том, как выполняются ее военно-технические контракты. И судя по восторженной реакции представителей военного истеблишмента Индии, они остались очень довольны российскими самолетами, что поставляются и будут поставляться для их ВВС и ВМС.
Командор индийских ВВС, военно-воздушный атташе Индии в Москве Дж.Чаухан так и заявил журналистам: "Мы давно знаем МиГи. Это классные самолеты. Но МиГ-29КУБ еще лучше. Мы поработали над его созданием вместе с русскими."
Здесь нет преувеличений. Индийские специалисты действительно работали над созданием МиГ-29КМиГ-29КУБ вместе с инженерами и конструкторами РСК "МиГ". Они задавали тактико-технические характеристики, которые должны были воплотиться в машине. Подчеркнем, иногда эти ТТХ превышали все современные достижения мирового военного авиастроения - то есть запросы могли показаться и чрезмерными. Но РСК выполнил все эти "завышенные" требования.
Индийцы помогали интегрировать зарубежную электронику в бортовой комплекс самолета, участвовали в создании тренажерных комплексов для подготовки будущих корабельных летчиков, в выборе оружия для оснащения истребителя... И самолет получился таким, какого, по словам главного конструктора "индийского МиГа" Николая Бунтина, пока даже нет в российских ВВС и ВМФ.
И это только одна, но весьма характерная особенность российско-индийского военно-технического сотрудничества. Москва поставляет Дели только самую передовую, самую современную боевую технику, активно привлекает индийских специалистов к сотрудничеству в ее создании и производстве. Даже продает лицензии на производство своих боевых машин на индийских заводах (танков Т-90С, многофункциональных истребителей Су-30МКИ и другого), организовывает совместные предприятия по выпуску продукции военного назначения.
Примером здесь служит широко известное совместное предприятие "БраМос", выпускающее одноименную сверхзвуковую противокорабельную ракету, которая идет на вооружение как индийских кораблей и самолетов, так и средств береговой обороны.
Известно, что общая "стоимость" оборонных контрактов, заключенных между Москвой и Дели, равна 9 млрд. долларов. Известно и то, что ежегодно Россия зарабатывает на поставках в Индию оружия и боевой техники около 40 процентов всех своих оружейных экспортных доходов (в 2006 году они оказались равны 5,226 млрд. долларов США). Тем не менее, вице-премьер правительства России и министр обороны Сергей Иванов и на этот раз, а это его седьмой визит в столицу Индии, привез новые предложения о совместном производстве оборонной продукции. Один из них - лицензионный выпуск на заводах корпорации HAL авиационных двигателей РД-33МК. Тех самых, что стоят на истребителях МиГ-29КМиГ-29КУБ.
Сначала предлагается поставить практически готовые двигатели в количестве 20 штук, а потом планируется перейти к передаче индийским специалистам комплектов для сборки этих двигателей и, наконец, - запуск в производство основных узлов и агрегатов двигателя в самой Индии. Это более 80 подобных двигателей, суммарной стоимостью в 300 млн. долларов.
Это очень интересное предложение. Дели собирается модернизировать "старые" истребители МиГ-29, что стоят у него на вооружении и оснащены двигателем РД-29, фактически первой серией РД-33. А РД-33МК уже прошел третью модернизацию. Стал более мощным - практически в два раза, более экономичным - стоимость летного часа снизилась в 2,5 раза, увеличен его летный ресурс - тоже в два раза. А, значит, он вполне может быть использован, как теперь принято говорить, для upgrade ранее поставленных ВВС Индии самолетов. Получится это сравнительно дешево и весьма эффективно. Когда, к примеру, на совсем старенький МиГ-21 была поставлена новая российская антенна "Копье", эти "мигари" победили в учебном воздушном бою даже более новые и мощные американские F-16, о чем не раз писала не только российская, но и американская пресса.
В индийских ВВС около сотни МиГ-29, но есть еще 135 МиГ-27, двигатели которых тоже можно заменить на РД-33 МК. И тоже сравнительно экономно резко повысить эффективность истребительной авиации.
Но контракт по лицензионной сборке РД-33МК, уже одобренный правительством Индии 18 января нынешнего года и готовый к подписанию Сергеем Ивановым или президентом России Владимиром Путиным, который должен прибыть в Дели в конце этой недели, несет за собой и еще одну интригу.
Точно такой двигатель может стоять и на многофункциональном истребителе следующего поколения МиГ-35, который участвует в тендере на оснащение индийских ВВС по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) наряду с американским F-18, шведским Grippen, французским Mirage-2000. Индия собирается закупить 126 таких истребителей, и если победит МиГ-35, то его приобретение с учетом производства двигателя РД-33МК на местных заводах будет стоить Дели много дешевле, чем, к примеру, покупка самолетов Боинга или Локхид-Мартина.
Впрочем, это будет решать правительственная тендерная комиссия Дели. А истребители МиГ-29КМиГ-29КУБ, как и модернизированный МиГ-29 с двигателем РД-33МК, МиГ-29МОВТ, с отклоняемым вектором тяги, и МиГ-35 индийские специалисты, как и высшие военные руководители, смогут увидеть на открывающейся в первых числах февраля международной авиационной выставке в Бангалоре Air India-2007....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
На аэродроме Алферьево пройдут стресс-тесты программно-аппаратных комплексов БАС
Апрель 25, 2024
67 школьников и 42 студента посетили СибНИА в рамках акции "Неделя без турникетов"