О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гибель тверских летчиков в Афганистане: узел загадок

С момента катастрофы Ми-26, принадлежащего тверской авиакомпании "Вертикаль-Т", прошло уже почти два месяца, однако вопросов с течением времени появляется гораздо больше, чем дается ответов

В начале последнего месяца минувшего года всю страну облетела печальная новость о гибели в Афганистане вертолета Ми-26, принадлежащего тверской авиакомпании "Вертикаль-Т". Трагедия унесла жизни восьми летчиков, пятеро из которых были жителями Торжка. С момента катастрофы прошло уже почти два месяца, однако вопросов с течением времени появляется гораздо больше, чем дается ответов.

Официально

Для начала напомним основную канву событий. 2 декабря в 9.00 вертолет поднялся в воздух, но буквально через четверть часа связь с экипажем была потеряна. Обломки машины обнаружили спустя сутки на склоне горы, примерно в сотне километров от Кандагара. Официальная версия гласит, что из-за плохих погодных условий на высоте около 2000 метров вертолет врезался в гору. Все летчики погибли.

Неофициально

Сразу оговорюсь: у меня нет стопроцентных оснований, чтобы опровергать вышеизложенную версию событий. И тем не менее в ней нельзя не подметить некоторые нестыковки. Первая: не стоит забывать, что погибшие летчики - в недавнем прошлом военные, и небо над Афганистаном они бороздили еще в составе "ограниченного контингента советских войск". То есть летного опыта экипажу было не занимать. А нынешний маршрут россияне также успели изучить досконально: как-никак летали по нему почти полгода (командировка началась 22 июля 2006 года). Уже поэтому указанная причина катастрофы вызывает серьезные сомнения.

...На следующий день после трагедии движение "Талибан" распространило сведения о том, что российский вертолет был сбит их ракетой. Косвенно в пользу этой версии говорит тот факт, что на месте происшествия не обнаружено ни одной детали, при помощи которой можно было бы идентифицировать вертолет с абсолютной точностью. Не нашли ни одной "железки" с заводскими номерами, также не был найден "черный ящик", хотя именно его после любых авиакатастроф ищут с особым тщанием. Это наводит на мысль, что обломки машины кто-то "исследовал" еще до их официального обнаружения. Кто - на этот вопрос мы вряд ли узнаем точный ответ: российские эксперты до работ на месте аварии допущены не были. Но вариантов, вне зависимости от причин трагедии, может быть только два: или талибы, или американцы. Лично я склоняюсь в пользу последних: талибам, коль скоро они объявили, что катастрофа - дело их рук, нет никакого смысла воровать детали, с помощью которых вертолет можно идентифицировать. И расшифровка записей "черного ящика" в этом случае только укрепила бы их позиции. А вот для американцев ситуация может быть прямо противоположной.

"Гуманитарное" оружие

Тверские летчики, согласно контракту с американской компанией DynCorp, должны были перевозить гуманитарные грузы. А у "DynCorp", в свою очередь, существует соглашение с НАТО - организацией, преследующей в Афганистане далеко не благотворительные цели. Члены экипажа в разговорах с родственниками упоминали, что иногда они перевозят и оружие в разобранном виде, но это по международным законам якобы считается гражданским грузом. Однако практика показывает, что талибы, как правило, не обременяют себя соблюдением международных правовых актов относительно военных действий. Впрочем, то же самое можно сказать и про американцев.

Катастрофа или убийство?

Много несуразностей возникло и в связи с отправкой тел погибших летчиков на Родину. Американцы сообщили родственникам, что останки их близких отправлены в цинковых гробах, но 12 декабря в Тверь прибыли почему-то деревянные. Дата смерти обозначена 6 декабря, хотя трагедия произошла 2-го. Но самое главное - останки погибших до сих пор не идентифицированы! Даже судмедэксперты не вполне уверены, что в гробах содержатся тела тех людей, имена которых на них написаны. Родственники погибших вполне справедливо потребовали экспертизы ДНК, для проведения которой прибыл специалист из Ростова-на-Дону, из той самой печально известной военной лаборатории. Сейчас будто бы предварительно опознаны шесть тел из восьми, но официального заключения экспертизы пока еще нет.

Странная нестыковка даты катастрофы и даты смерти, указанной в свидетельстве, наводит на определенные мысли. Особенно на фоне нескольких противоречивых сообщений о том, что некоторые летчики после падения вертолета выжили и попали в руки талибов. Ну а об их отношении к пленным известно слишком хорошо... Как было на самом деле - судить не берусь, но проблемы с опознанием свидетельствуют только об одном: тела погибших оказались изувечены до неузнаваемости. Между тем в чреде недавних авиакатастроф об особых трудностях с визуальной идентификацией погибших слышно не было, хотя самолеты подчас падали с высоты гораздо большей, чем 2 километра.

Разменная монета

Возникает вполне резонный вопрос: зачем американцам понадобилось скрывать подробности гибели российских летчиков? Ответ напрашивается только один: в противном случае для них вышел бы большой конфуз. После того как янки сокрушительно "облажались" в Ираке, они хотя бы в Афганистане пытаются создать видимость контроля над ситуацией. Но о каком контроле может идти речь, если вдруг выяснится, что талибы запросто сбивают гражданские воздушные суда? И, самое главное, кто после этого поедет сюда работать, пусть даже и за большие деньги? Так что версия об аварии по причине плохих метеоусловий гораздо удобнее во всех отношениях. Обидно только, что даже смерть наших летчиков стала разменной монетой в дурно пахнущей политической игре....
Авторские права на данный материал принадлежат «Караван». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка