О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании остались без электронного билета

Минюст отказался зарегистрировать приказ Минтранса об установлении формы электронного пассажирского авиабилета. В Минюсте сочли, что документ противоречит действующему законодательству и внедрение технологии электронных билетов невозможно без соответствующих решений правительства

Минюст отказался зарегистрировать приказ Минтранса об установлении формы электронного пассажирского авиабилета. В Минюсте сочли, что документ противоречит действующему законодательству и внедрение технологии электронных билетов невозможно без соответствующих решений правительства. В "Аэрофлоте" говорят, что из-за этого под угрозой оказалось его членство в международном альянсе Sky Team, выгода от которого составляет $20 млн. А в целом авиакомпании РФ лишились возможности сэкономить около $12 млн в год.

Минюст России отказал Минтрансу в государственной регистрации приказа "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации". Это следует из переписки двух министерств (копии документов имеются в распоряжении Ъ). Приказ Минтранса был согласован с Минфином и в ноябре 2006 года представлен в Минюст. Письмо с отказом Минюст направил в Минтранс 14 января, уточнив, что представление билетов гражданской авиации в электронном виде "устанавливается на уровне актов законодательства РФ". "Утверждение ведомственного акта по рассматриваемому вопросу возможно после утверждения соответствующего акта правительства РФ",- говорится в письме Минюста.

Перейти к концу 2007 года на использование электронных билетов своим членам рекомендовала Международная организация воздушного транспорта (IATA). Технология электронных билетов подразумевает безбумажное оформление и продажу проездных документов и позволяет перевозчикам экономить на этом. По подсчетам Транспортной клиринговой палаты, осуществляющей взаиморасчеты между перевозчиками и агентствами, изготовление одного бумажного билета стоит сейчас примерно 10 руб. Исходя из объема перевозок российскими компаниями в 35 млн. человек, только на бумаге при полном переходе на электронные билеты можно было бы сэкономить около 350 млн. руб. в год.

Затягивание с переходом на технологию электронного билета ударит по конкурентоспособности российских компаний, в частности, тех, кто ориентирован на международные рейсы, говорят опрошенные Ъ авиаторы. "В международный авиаальянс Sky Team нас приняли с условием, что мы в течение года перейдем на электронные билеты. Если до конца 2007 года этого не произойдет, будет большой скандал",- возмущается замгендиректора компании Лев Кошляков. По его словам, "Аэрофлот" сейчас единственная компания в Sky Team, не использующая электронные билеты.

"Пока представители Sky Team не поставили вопрос о соответствии "Аэрофлота" стандартам Sky Team, однако отсутствие электронных билетов поставит под угрозу и выполнение код-шеринговых договоров (о совместном выполнении рейсов.-Ъ) с нашими иностранными партнерами",- говорит господин Кошляков. Подсчитать возможный экономический ущерб в "Аэрофлоте" пока не берутся, однако, по данным на начало 2006 года, у "Аэрофлота" было больше двух десятков иностранных партнеров. Выгоды от вступления весной 2006 года в Sky Team, которого "Аэрофлот" добивался несколько лет, оценивались в $20 млн в год в течение пяти лет за счет доступа к маршрутной сети партнеров и роста продаж перевозок.

С проблемами отсутствия электронных билетов уже столкнулась калининградская авиакомпания "КД авиа", развивающая полеты за рубеж. Как следует из недавнего письма коммерческого директора компании Виталия Головина в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (копия имеется в распоряжении Ъ), она не может открыть билеты на новые направления в Европе. Для этого необходимо вступление в международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP, которая не принимает новых членов, если они не используют технологию электронного билета.

В Минтрансе РФ вчера не смогли прокомментировать ситуацию с электронными билетами. Однако независимые юристы претензии Минюста к Минтрансу поддерживают. "Билет решает две проблемы - регулирует отношения между пассажиром и перевозчиком и между перевозчиком и государством в части налогооблагаемой базы, являясь бланком строгой отчетности",- говорит советник по международному праву коллегии "Джон Тайнер и партнеры" Виталий Бордунов. По его мнению, переход на электронный билет означает создание новой правовой ситуации, которая должна быть "тщательно отрегулирована на уровне правительства"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка