О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Eurofighter не по карману

Европейский аэрокосмический консорциум EADS рискует лишиться заключенного еще в 2003 году контракта на 18 истребителей Eurofighter. Пришедшие недавно к власти в Австрии социал-демократы подумывают о том, чтобы расторгнуть дорогостоящий контракт

Европейский аэрокосмический консорциум EADS рискует лишиться заключенного еще в 2003 году контракта на 18 истребителей Eurofighter. Пришедшие недавно к власти в Австрии социал-демократы подумывают о том, чтобы расторгнуть дорогостоящий контракт. Впрочем, в этом случае австрийцам придется выплатить неустойку в размере не менее чем 1,2 млрд. евро.

В 2003 году в ходе длительных дебатов с оппозицией австрийское правительство одержало победу и заключило договор с дочерней компанией крупнейшего европейского аэрокосмического консорциума EADS на поставку 18 истребителей Eurofighter. Впрочем, до начала поставок истребителей дело может и не дойти. В октябре прошлого года в результате выборов к власти в Австрии пришли социал-демократы, и новый министр обороны Норберт Дарабос, следуя многолетней политике своей партии, намерен сэкономить и готов отказаться от поставки стоимостью 3 млрд. евро. Но EADS и слышать об этом не хочет.

Для EADS важна не только денежная составляющая, но и сам факт начала поставок военных самолетов в страну, в которой нет своего производства этой техники. В споре за этот контракт EADS удалось обойти таких конкурентов, как Saab и Lockheed. Наряду с Австрией еще 620 истребителей Eurofighter заказали страны-производители - Германия, Великобритания, Италия и Испания. Договор с Саудовской Аравией еще окончательно не заключен.

Представитель Eurofighter Вольф-Дитрих Хефелер заявил, что его компания не намерена сдавать свои позиции: "Наш договор остается в силе". В прошлом году прежнее австрийское правительство согласно договору уже перечислило концерну часть суммы. На май запланирована поставка первого истребителя, последний самолет уже находится в стадии производства. В октябре, когда после выборов в австрийском правительстве разгорелась дискуссия о поставке истребителей, EADS сообщил в письме министерству обороны о том, что расторжение контракта повлечет за собой штрафные санкции в размере не менее 1,2 млрд. евро, поскольку 400 субподрядчиков Eurofighter уже получили заказы от концерна.

В результате расторжения контракта австрийцы могут лишиться не только этих денег, но и потерять так называемые встречные сделки на общую сумму около 4 млрд. евро. Именно благодаря встречным сделкам австрийские предприниматели поддержали идею о заключении контракта с Eurofighter. Так, бывший министр финансов Ханнес Андрош, акционер австрийского производителя авиакомпонентов Fischer Advanced Composite Components, назвал заключение контракта "наилучшим решением", поскольку "благодаря ему австрийские компании смогут принять участие в одной из важнейших европейских технических систем".

EADS вспоминает уже произошедший ранее аналогичный случай, когда канадское правительство отказалось от приобретения вертолетов на общую сумму 4,7 млрд. канадских долларов. В результате канадцам пришлось заплатить неустойку в размере около 0,5 млрд. долл., при этом позже они все же заказали вертолеты у EADS , но уже по более высокой цене.

Австрийские военные единодушны в том, что контроль за воздушным пространством страны может осуществляться только с помощью новых самолетов. Сейчас эту задачу осуществляют двенадцать арендованных швейцарских Tiger II. Начальник федерального департамента обороны Швейцарии Самуэль Шмид отказывается пролонгировать договор аренды, поскольку, как сообщил его представитель, "Швейцарии самой нужны эти самолеты".

В сложившейся ситуации у EADS могут быть неплохие шансы на повторных переговорах с австрийцами. Конкретных обсуждений между сторонами еще не было. Норберт Дарабос и Алоизиус Рауен, глава Eurofighter, недавно встречались на офицерском балу в Вене. Однако Министерство обороны не дает никакой информации о результатах данной встречи....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка