О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Набираем высоту

На ежегодном брифинге главнокомандующий ВВС РФ генерал армии В.Михайлов, подводя итоги 2006 года, рассказал о состоянии и перспективах развития российских ВВС

Россия выходит из экономического кризиса, все больше средств выделяется на обеспечение обороноспособности страны, наметились положительные тенденции на многих направлениях. "Красная звезда" уже рассказывала о традиционном ежегодном брифинге, на котором главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Владимир Михайлов, подводя итоги 2006 года, рассказал о состоянии и перспективах развития российских ВВС. Предлагаем вниманию читателей подробный отчет о прошедшей встрече.

В качестве общего итога главком отметил, что ВВС сохранили уровень подготовки, достигнутый в прошлом году, а в некоторых вопросах продвинулись вперед. В 2006 году Военно-воздушные силы провели около 800 различных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Более 50 процентов всех учений в ВВС содержали этап боевых стрельб и пусков ракет, как в авиации, так и в ПВО.

В прошедшем учебном году Военно-воздушные силы приняли участие в командно-штабном учении "Байкал-2006"; совместных комплексных оперативно-тактических учениях "Рубеж-2006", "Юг-2006", совместном антитеррористическом учении вооруженных сил Российской Федерации и Республики Узбекистан. Без участия ВВС не обходились учения, проводимые другими видами Вооруженных Сил и родами войск.

Развивается двустороннее и многостороннее военное и военно-техническое сотрудничество в рамках Объединенной системы противовоздушной обороны. Проводились учебно-методические сборы с командующими войсками ПВО (ВВС и ПВО, СВО) государств - участников СНГ и заседания Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств - участников СНГ.

Основные усилия по оперативной подготовке были сосредоточены на совершенствовании взаимодействия органов управления, войск (сил), входящих в состав Объединенной системы ПВО, при выполнении ими задач противовоздушной обороны.

Проведены командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными по ПВО силами Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ. Выполнено более 150 вылетов экипажей, при этом задействовано более 120 самолетов и вертолетов, более 300 подразделений ЗРВ и РТВ.

Напряженность несения боевого дежурства по охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве остается высокой. В 2006 году отмечено 9 случаев нарушения Государственной границы Российской Федерации в ее воздушном пространстве. Дежурными по ПВО силами и средствами ВВС обнаружено и проведено более 250 тысяч воздушных целей. Из них более 100 тысяч - иностранные, в том числе более 1.400 боевых самолетов.

Генерал армии В. Михайлов высказался за образование региональных систем воздушной обороны в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. Прежде всего в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Объединение национальных ПВО в регионах коллективной безопасности становится требованием времени, так как применение систем противовоздушной обороны в рамках национальных границ существенно снижает их возможности по пресечению нарушений государственных границ в воздушном пространстве, сказал Михайлов. Он отметил, что региональные системы ПВО позволят не только повысить возможности дежурных сил, но и обеспечить существенную экономию финансовых и материальных средств, расходуемых на указанные цели. Первым шагом здесь, скорее всего, станет подписание до конца января соглашения между Москвой и Минском о создании единой региональной системы ПВО Союзного государства.

Повышению боеготовности ВВС способствует увеличение налета. Ситуация тут уже не выглядит такой безнадежной и удручающей, как несколько лет назад. Средний налет военного летчика России в 2006 году составил около 40 часов, у молодых пилотов - около 80 часов. В прошедшем году около 40 выпускников летных училищ получили 3-й класс.

К большому сожалению, в 2006 году в ВВС произошло 7 авиационных происшествий (4 аварии и 3 катастрофы). Погибли 13 человек. Главная причина - человеческий фактор. Летный состав переоценивал свои возможности и принимал ошибочные решения.

Например, по заявлению генерала армии В. Михайлова, аварии МиГ-29УБ из знаменитой пилотажной группы "Стрижи" на аэродроме Большое Савино можно было избежать. Когда неожиданно на курсе взлета появились чайки, экипаж еще не достиг скорости, при которой, что называется, нет другой дороги. Безопасность прекращения взлета обеспечивалась размерами ВВП. Полковники Николай Дятел и Игорь Куриленко могли и должны были принять стандартное для такой ситуации решение на прекращение взлета. Оно безопаснее, грамотнее, чем катапультирование и потеря самолета. Взлетавший ведомый МиГ-29 только благодаря случайности и отменной реакции летчика - командира звена "Стрижей" Игоря Соколова избежал столкновения с птицами. Налицо неоправданный риск и недостаточная подготовка к действиям в экстремальной ситуации. В данном случае не меньше претензий и к аэродромным службам, которые обязаны бороться с птицами на аэродромах.

Другим примером переоценки уровня своей подготовки и недостаточного контроля за подчиненными служит катастрофа Ми-8МТ в Ингушетии. Для заместителя командира части по безопасности полетов подполковника Александра Свиридова основной тип вертолета, на котором он подготовлен, - Ми-24. Однако офицер решил выполнить задачу по перевозке командного состава на ином типе машины, к которой он не готов. Более того, как отметил главком ВВС генерал армии В. Михайлов, при разборе причин и обстоятельств катастрофы вышестоящие командиры пытались уверять, что об этой перевозке они якобы ничего не знали.

Здесь необходимо сделать отступление и еще раз напомнить, что обеспечение безопасности полетов Президентом России названо одной из приоритетных задач. Вот почему командирам и начальникам пора вспомнить авиационную истину: безопасность полетов начинается с подготовки на земле. Основополагающими требованиями для должностных лиц, отвечающих за подготовку подчиненных, считаются умение организовать эффективный учебный процесс и контроль за личным составом на земле и в воздухе. Если после аварии или катастрофы находятся командиры, заявляющие о незнании, чем занимаются их подчиненные, то, прежде всего, они ставят под сомнение свою личную компетентность и способность выполнять служебные обязанности.

Возвращаясь к брифингу, надо отметить и другие приоритеты в развитии военной авиации. Теперь на первый план вышла задача обновления авиапарка ВВС России. Она будет решаться по двум направлениям.

Первое - строительство новой авиатехники и создание истребителя 5-го поколения. Все временные рамки намеченных планов разработчиками самолета выдерживаются. Оформлено тактико-техническое задание ВВС по новому двигателю. НПО "Сатурн" разработало и изготовило опытные образцы промежуточного варианта двигателя 5-го поколения, которые прошли стендовые и летные испытания. Уже сегодня двигатель может использоваться в качестве промежуточной силовой установки на самолете 5-го поколения. В настоящее время на НПО "Сатурн", которое распоряжением правительства определено головным разработчиком и производителем двигателя пятого поколения, завершен этап предварительного проектирования.

В настоящее время начат этап реального проектирования двигателя 5-го поколения. "Если так пойдет дальше, то думаю, что все боевые самолеты "Сухого" будут летать на этом двигателе, в том числе и новые модификации", - подчеркнул главком.

Часть самолетного парка ВТА, состоящая из самолетов Ан-12 и Ан-26, морально устарела и в ближайший период выработает назначенные сроки службы и ресурсы. Запланировано перевооружение ВТА на новую авиационную технику. Ожидаются завершение разработки и начало закупки легких и средних военно-транспортных самолетов. С этой целью создается легкий самолет нового поколения Ил-112В, который по сравнению со своим предшественником будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла.

Ведутся работы и по обновлению парка армейской авиации. Главком ВВС, говоря о Ми-28Н, отметил, что у вертолета на госиспытаниях очень хорошая зачетность. Он уточнил, что всего выполнено более 300 полетов, из 478 запланированных только 17 - незачетные. По его мнению, с началом испытаний вертолета по боевому применению процент зачетности может снизиться с 95 процентов до 85-80.

За день до брифинга начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал армии Алексей Московский и генерал армии В. Михайлов посетили ОАО "Роствертол". А. Московский обозначил цель визита в Ростов-на-Дону - "принять решения, которые необходимы или накопились, в рамках работы государственной комиссии по испытаниям вертолета". Первая воинская часть, которая должна быть укомплектована новыми вертолетами, - авиационная часть, расквартированная в г. Кореновск Краснодарского края.

Вторым этапом обновления авиапарка стала его модернизация. На брифинге было отмечено, что эксплуатируемая военными летчиками авиатехника отвечает всем современным требованиям, а по ряду параметров она не только превосходит зарубежную, но и не имеет аналогов.

Основной вклад в решение задачи глобального сдерживания вносит дальняя авиация, на вооружении которой находятся ударные авиационные комплексы - стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.

Основным компонентом ВВС, обеспечивающим региональное сдерживание, стала фронтовая авиация с ее уникальными боевыми самолетами: истребителями Су-27, МиГ-29, МиГ-31; ударными самолетами Су-34, Су-24М, Су-25.

Вот почему нет необходимости устраивать аврал с модернизацией. Ее планомерное проведение прежде всего продлевает ресурс авиатехники, а замена авионики существенно расширяет номенклатуру применяемых средств поражения и возможности авиационных комплексов по их боевому применению.

Например, работы по Ту-160 в основном связаны с развитием его боевых возможностей по решению ударных задач с применением обычного вооружения. Это обеспечит модернизации систем БРЭО и расширение номенклатуры штатного вооружения самолета. Каждые три года на вооружение дальней авиации будут поступать два новых или модернизированных ракетоносца Ту-160. Такие темпы обновления вполне удовлетворяют ВВС.

Запланированы аналогичные работы и по модернизации фронтовой авиации. К 2020 году весь самолетный парк российских ВВС по каждому роду авиации будет заменен новым.

Однако нет повода и для самоуспокоения. Генерал армии В. Михайлов отметил, что с опозданием приступили к модернизации самолета МиГ-31. Он заявил, что теперь необходимо наверстать упущенное. Выполняемые работы обеспечат увеличение дальности обнаружения воздушных целей и поражения их с использованием УР большой дальности. В число поражаемых МиГ-31 воздушных объектов войдут сверхзвуковые крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах. Уникальные летные свойства самолета и его бортовая радиолокационная станция могут быть с успехом использованы для обеспечения эффективного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных наземных (надводных) целей.

В ПВО несколько затянулись испытания новых образцов техники и вооружения. Необходимо провести модернизацию и обновить парк РТВ. Как показал опыт боевых действий, стационарные радиотехнические комплексы относятся к числу наиболее уязвимых объектов. При этом они входят в число первоочередных целей, по которым противник наносит первые массированные ракетно-авиационные удары. Генерал армии В. Михайлов отметил, что в ВВС России поступают новые радиолокационные станции, созданные концерном ПВО "Алмаз-Антей". По его данным, эти станции существенно повышают потенциал радиотехнических войск ВВС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка