О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Процесс поступления новых самолетов начался"

Главнокомандующий ВВС РФ провел пресс-конференцию по итогам 2006 года. Генерал армии В.Михайлов выделил главный итог - ВВС боеготовы и способны в любой момент выполнить приказ Верховного главнокомандующего

По установившейся традиции в середине первого месяца нового года главнокомандующий Военно-воздушными силами России провел пресс-конференцию по итогам года ушедшего. Как и принято, генерал армии Владимир Михайлов выделил главный итог - ВВС боеготовы и способны в любой момент выполнить приказ Верховного главнокомандующего, министра обороны, начальника Генерального штаба "согласно его предназначения". Отмечая положительные моменты в ВВС, генерал особо подчеркнул: "К счастью, процесс поступления в части новых и модернизированных самолетов фронтовой авиации начался". Действительно, в конце года военные летчики приняли у промышленности первые два серийных фронтовых бомбардировщика Су-34 и несколько модернизированных Су-24М2, шесть штурмовиков Су-25СМ, пару ударных вертолетов Ми-28Н и другую боевую технику. А на очереди - поступление на испытания и в части новых Ил-112В, модернизированных Ил-76, спецвариантов Ту-214, других боевых и транспортных самолетов.

Слушая выступление главкома и его ответы на вопросы, можно было порадоваться тому обстоятельству, что авиационные "отцы-командиры" не зацикливаются на вопросах технического обновления и боевой подготовки. Важное место в их деятельности занимают социальные программы, призванные облегчить тяготы военной службы для военнослужащих в синей форме. В прошедшем году количество бесквартирных офицеров ВВС удалось сократить почти на десять тысяч. И в 2007 г. имеется реальная возможность решить жилищную проблему еще для 11-12 тыс. семей военнослужащих. Однако о полном решении вопроса говорить пока рано: в настоящее время 38 804 семьи военнослужащих ВВС нуждаются в получении жилой площади, из них 30 067 числятся как бесквартирные.

Среди достижений прошлого года - улучшение качества подготовки выпускников высших училищ летчиков. В Сызранском ВВАУЛ впервые с 1990 г. 68 курсантов выпускного курса были подготовлены и выполнили экзаменационные полеты на вертолетах Ми-24 на полигон с практическим применением авиационных средств поражения по наземным целям. А общее число выпускников, получивших 3-й класс, увеличилось с 26 до 40. Этого удалось добиться за счет большего налета часов, возможности применить на полигоне реальные средства поражения учебных целей. В строевых частях молодые летчики в среднем провели в воздухе по 80 часов, при средней цифре по всему летному составу порядка 40 часов. Всего же в прошлом году ВВС провели около 800 различных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Обновляя самолетомоторный парк и повышая уровень мастерства военнослужащих, руководство ВВС России внимательно следит за процессами, идущими в отечественной авиационной промышленности и системе воздушного транспорта. Комментируя состояние дел в гражданской авиации, главком ВВС признался: "Сказать, что здесь все прекрасно и нет проблем - это будет неправильно". Надежды возлагаются на созданную по указу президента России Владимира Путина Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). По мнению Владимира Михайлова, с созданием ОАК "не будет лишнего соперничества" между ведущими отечественными авиастроительными предприятиями, что позитивно скажется на выполнении программ по укреплению национальной обороны. ОАК должен не только решить вопрос возобновления серийного строительства новых крылатых машин, но и обеспечить поддержание летной годности, ремонт и модернизацию уже находящихся в эксплуатации отечественных самолетов.

"Покупка импортных воздушных судов никогда выгодной для государства не была, - уверен главком. - Я всегда возмущался (новыми фактами приобретения российскими авиаперевозчиками авиалайнеров американского и европейского производства. - Прим. В.К.) и говорил, что нашим собственным производителям нужно дать денег и при этом потребовать повышения качественного уровня выпускаемой ими гражданской авиатехники. Только постоянно работая над улучшением потребительских качеств выпускаемых серийно самолетов можно постепенно ликвидировать накопленное отставание от стран Запада". А накопилось отставание, убежден Владимир Михайлов, в том числе и потому, что на протяжении десятилетия Россия не вела серийного производства гражданской авиатехники. "Если мы практически не производим самолеты, как можно говорить об их качестве? - считает генерал. - Я лично сторонник отечественной техники. Пусть на каком-то этапе она будет несколько уступать импортной, но, если постоянно работать над ее улучшением, вскоре она выйдет на соответствие".

Разумеется, это не "советы постороннего". Определенные виды техники для военных летчиков делаются на авиазаводах, традиционно специализирующихся на выпуске магистральных лайнеров. В частности, Владимир Михайлов подтвердил информацию о заказе МО РФ четырех Ту-204-200 (Ту-214) в специальном варианте. Два из четырех заказанных самолетов полностью проплачены. Все четыре находятся на различных стадиях постройки. Отметим, что заказы Минобороны РФ, пусть и немногочисленные, на спецварианты чисто гражданских машин способствуют росту популярности отечественных авиалайнеров за рубежом. Так, узнав о строительстве на КАПО четырех Ту-214 для российских ВВС, Министерство обороны Ирана проявило интерес к экспортному варианту такой машины для перевозки высших военных и гражданских чинов.

ВВС России размещают заказы и на ВАСО, известном прежде всего своими широкофюзеляжными дальнемагистральными лайнерами Ил-96. Здесь будут строиться новейшие легкие военно-транспортные самолеты Ил-112В, разработка которых ведется АК "Ильюшин". Ил-112В заменит "уходящие на пенсию" Ан-26 и Ан-12. А сегодня в цехах воронежского авиазавода ведется модернизация военно-транспортных Ил-76 в вариант Ил-76МД-90 (с заменой штатных двигателей Д-30КП на более мощные и экономичные ПС-90А76). Как заметил главком, Ил-76 в обозримой перспективе останется основным типом самолета ВТА.

Важно отметить, что приход военных с их заказами на крупнейшие "гражданские" авиазаводы приветствуется "сугубо мирными" покупателями изделий отечественного авиапрома. Военные и гражданские заказы позволяют оптимальным образом загрузить производственные мощности заводов, обеспечить высокую серийность, сократить издержки, снизить стоимость конечной продукции и поднять ее качество. Кроме того, работая вместе, военные и гражданские организации России лучше понимают друг друга, что в перспективе может привести к интересным взаимовыгодным решениям. В частности, "Ильюшин Финанс компани" готова поставлять военным специальные версии самолетов Ил-96 и Ан-148 на условиях финансового лизинга или рассрочки, а также попытаться применить в России новомодную западную формулу приемлемого участия национального частного капитала в деле укрепления Вооруженных Сил собственной страны. Речь идет о практике т.н. "private financial initiative" (PFI - частная финансовая инициатива), по которой, например, танкеры-заправщики предоставляются ВВС по требованию за умеренную почасовую оплату, когда их услуги необходимы, а в остальное время летают на гражданских линиях, перевозя мирные грузы по коммерческим заказам.

Продолжая тему, главком рассказал, что для эффективного выполнения гособоронзаказа ВАСО должно провести программу реструктуризации. Не может считаться нормальной сегодняшняя ситуация, при которой из 12 тыс. списочного состава сотрудников предприятия только 2500 реально работают в цехах на новых и модернизируемых самолетах. Требуются особые усилия по восстановлению системы обучения молодых рабочих и повышению их мастерства, продолжал генерал. Особенно в свете набирающей скорость программы технического перевооружения, которая сопровождается закупкой пятикоординатных станков, клепальных автоматов и другого сложного высокопроизводительного производственного оборудования. Процент брака, по словам Владимира Михайлова, "сейчас практически нулевой", так как работы выполняются на высокоточных программируемых станках. Однако повышаются требования к качеству подготовки современных рабочих, которые все больше становятся "операторами", при сокращении доли ручного труда.

Говоря о будущем ВТА, главком выделил четыре основных класса транспортных самолетов: легкий, средний, тяжелый и сверхтяжелый. В первом и втором случае морально и физически устаревшие Ан-26 и Ан-12 будут постепенно заменяться на новые "ильюшинские" машины. А тяжелый Ил-76, равно как и более крупные Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан", пройдут модернизацию, которая призвана сохранить их весьма высокие параметры на уровне лучших в мире. Пример Ил-76МД-90 может оказаться "заразительным", ведь относительно небольшие инвестиции позволили существенно поднять транспортную эффективность самолета: максимальная крейсерская скорость возросла до 825 км/ч при улучшении топливной эффективности на 8-10%.

Министерство обороны РФ имеет несколько действенных каналов влияния на промышленность. Это также можно считать одним из итогов прошедшего года для ВВС. В частности, контроль за деятельностью ведущих авиастроительных предприятий осуществляется через совет директоров, куда вошли высокопоставленные представители военного ведомства, в том числе и генералы Военно-воздушных сил....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка