О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Жизнь, посвященная небу

Директор Томского аэроклуба до сих пор остался "играющим тренером"

В небе прошла почти вся его жизнь - еще ребенком он расчищал от веток будущий аэродром в Головине, это было в 60-х годах. А в начале 90-х Виктор Терещенко, будучи уже директором, буквально спас Томский аэроклуб, не дав ему развалиться на волне постсоветской разрухи. "Это все благодаря команде", - уверяет теперь Виктор Иванович. Вместе они сумели не просто поднять детище, а вывести его в число первых по России.

Начальник, летчик и парашютист в одном лице, Виктор Терещенко не любит слова "я" и охотнее расскажет о подвигах своей команды, чем о своих. Ну да, было дело - перегоняли самолет из Ростовской области в Томск, через 10 минут после взлета из Челябинска загорелось радиооборудование, повалил дым - как потом оказалось, произошло замыкание в проводке. Хорошо, не растерялись, открыли форточки, все обошлось. "Страшно стало потом, когда приземлились, - вспоминает Виктор Иванович. - Ведь мы все люди. Ничего не боится только глупый". Тот случай он не считает личным геройством. А вот соответствующие выводы из него сделал: "Страх бывает нормальный, а бывает панический - это такой ужас, который парализует все действия. Поэтому надо научиться управлять им".

Терещенко и сейчас с удовольствием садится за штурвал спортивного Яка, по несколько раз в неделю обязательно. Кстати, у директора аэроклуба на счету сотни летных часов и 2000 прыжков, "накопленные" с 14-летнего возраста. Он уверен, что начальник должен быть летающим. Иначе как контролировать и организовывать авиационную работу, не зная ее изнутри? И главной своей задачей Виктор Терещенко считает обеспечение безопасности спортсменов, чтобы летчику ничего не приходилось исправлять наверху. К слову сказать, материально-техническая база Томского аэроклуба на уровне страны выглядит прилично. Так, летом пришел отремонтированный Ан-2. На его ремонт зарабатывали сами, как только накопили денег - отправили самолет в Москву "лечиться". Между прочим, этот Ан - самый молодой из парка аэроклуба, он 90-го года выпуска. А есть техника возрастом старше сорока лет... Всего в хозяйстве насчитывается три Ан-2 и шесть Яков (плюс еще несколько машин ждут ремонта). Это очень хорошие показатели!

"Конечно, до того уровня, который был у нас в 80-е годы, мы не дойдем, - добавляет Виктор Иванович ложку дегтя. - В 85-87-х годах я был командиром парашютного звена, мы совершали по 13 тысяч прыжков в год! Сегодня цифра 1,5-2 тысячи считается хорошей". Да и людей было больше - в начале директорской деятельности Терещенко руководил коллективом из 75 человек, сегодня их - 35. Зато все - отборные, преданные делу профессионалы, десятилетия отдавшие авиации. Так, начальник инженерной авиационной службы Виктор Люптак почти 35 лет работает в аэроклубе. Долгие годы отдали ему и Владимир Гридасов, Олег Балахнин, Евгений Антипов, Игорь Охрименко, Игорь Девятовский, Петр Новоселов, Елена Девятовская. Последняя является единственной женщиной в России, занимающей должность заместителя начальника по летной подготовке.

Наш же герой пришел в аэроклуб почти сорок лет назад, тогда его возглавлял Валерий Шамов, - именно ему поколения спортсменов обязаны тем, что был восстановлен аэродром, закрытый в 62-м году. Виктор Терещенко тоже приложил немало усилий к этому - 11-летним мальчишкой он расчищал аэродром на новом месте, вырубал с товарищами деревья, выносил ветки. Ведь прыгать и тем более летать в таком возрасте нельзя, но быть причастным к небу очень хотелось! "Я до сих пор в точности помню день, когда захотел заниматься авиацией, - возвращается Виктор Иванович к прошлому. - Был День физкультурника, над перекрестком Комсомольский - Лебедева летел самолет, и с него сбрасывали листовки, что-то типа "Спорт здесь!". За штурвалом был сам Шамов. И как раз попалось на глаза объявление о наборе в аэроклуб".

Только три года спустя юный Терещенко прыгнул с парашютом. Позже начались первенства России, где томская команда входила в тройку призеров, а по Сибири наши занимали и первые места. К армии у Виктора Ивановича накопилось порядка 200 прыжков, он выполнил 1-й разряд по парашютному спорту. Естественно, лежал прямой путь в воздушно-десантные войска. А там - еще тысяча прыжков.

В 1991 году десантник возглавил аэроклуб. Время было страшное. Вспоминает, как перед новым, 91-м годом на счету организации лежало 25 тысяч рублей, думал, из них 3-4 месяца сотрудникам зарплату будет платить. А после 1 января на эти деньги стало возможно купить только 2 колеса на машину... Но коллектив во главе с Терещенко не сдался, сумев сохранить то, что можно было сохранить. И до сих пор надежда на государство небольшая, поэтому зарабатывать приходится самим. Например, показательными выступлениями - народ хочет не только хлеба, но и зрелищ, и летчики регулярно устраивают авиашоу на областных праздниках - в Первомайке, в Кожевникове, в других районах. Авиацию всегда на ура встречают! "Настоящие асы", - восторженно провожают потом пилотов.

Другая статья доходов Томского аэроклуба - патрулирование леса совместно с авиационной базой охраны лесов, право на которое дал выигранный в Москве тендер. Что-то где-то загорелось - немедленно в небо поднимаются Аны, и при необходимости сбрасывают десант на место пожара. Также летчики патрулируют газо- и нефтепроводы, а еще еженедельно, начиная с 95-го года, делают замеры воздуха в рамках экологической программы с Японией: японских ученых волнуют озоновые дыры, и есть версия, что они образуются от метана, "болотного газа". А у нас в области, как известно, самое большое болото в мире - Васюганское.

Но все это - работа, пусть даже очень полезная. Для души у Терещенко есть занятия с детьми. В России работают 9 школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой. Они набирают юношей, обучают их теории, а летом отправляют на летную практику в десять российских аэроклубов (из имеющихся 120!), в том числе - томский. "Этим летом к нам приезжало 20 мальчишек, видели бы вы, как горят их глаза!" - с вдохновением говорит Виктор Иванович. И очень радуется, что дети снова стали кому-то нужны - раньше таких школ было полно, потом случился 10-летний перерыв - не могли найти денег. Наконец Министерство обороны возобновило программу. И восемьдесят процентов пацанов, прошедших подготовку в Томском аэроклубе, поступают потом в военные училища.

Из сыновей же Терещенко по пути отца пошел только один - Александр. Летом он окончил высшее летное училище в Ульяновске, будет работать в гражданской авиации. Саша с детства летал на Ан-2, на правом кресле рядом с пилотом. Подрос - стал сам управлять Яком, а потом безо всякого блата поступил в летное училище, хотя там со всей страны набирают всего 50 человек. "А вот старший, Иван, не в строку пошел, - шутит Терещенко. - Он окончил Омский юридический институт и трудится в уголовном розыске". Хотя какая разница - в строку, не в строку... Виктор Иванович всегда считал, что главное для родителей - не мешать детям с определением. Но если уж дети - и это касается не только своих сыновей, но и всех воспитанников - заразились небом, нужно сделать все, чтобы глаза горели дольше, чтобы они могли прыгать и летать.

И в этом отношении показателен визит Анатолия Стародубца, начальника центрального совета РОСТО, в феврале 2005 года. Осмотрев здание томских подчиненных, Анатолий Сергеевич остался очень недоволен - он не учел, что в это время на этаже шел ремонт. Хотел даже снять Виктора Терещенко с должности, но потом его повезли на аэродром в Головино. И когда Стародубец посмотрел на него, то негативное впечатление сразу рассеялось. Чего стоит хотя бы тот факт, что каждую зиму спортсмены своими руками чистят от снега 20-километровую лесную дорогу на аэродром, которая ведет в любимое небо...

Справка "ТВ"

23 января 1927 года на совместном заседании делегатов I съезда Авиахима и участников пленума Общества содействия обороне было принято решение о слиянии этих двух организаций. Создание ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству) - отправная точка в истории единого оборонного общества страны, которое с августа 1951 года стало называться ДОСААФ. Его правопреемницей в сентябре 1991 года стала РОСТО - Российская оборонная спортивно-техническая организация.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Томский Вестник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка