О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия и Индия построят истребитель пятого поколения

Заканчивается двухдневный визит президента РФ В.Путина в Индию. Ему предшествовала поездка в ту же страну российской военной делегации во главе с вице-премьером, министром обороны РФ С.Ивановым

Сегодня заканчивается двухдневный визит президента РФ Владимира Путина в Индию. Ему предшествовала поездка в ту же страну российской военной делегации во главе с вице-премьером - министром обороны РФ Сергеем Ивановым. 22-23 января он посетил центр индийской оборонной промышленности Бангалор, где ознакомился с комплексом зданий Организации космических исследований, включая лабораторию сборки космических спутников.

Космос - сфера высоких технологий, в развитии которых заинтересованы Москва и Дели. Российский вице-премьер пригласил индийских партнеров принять участие в программе спутниковой навигации ГЛОНАСС. Он заявил: "Напомню, что Минобороны России рассекретил точность сигнала для обычных пользователей до метра. Но здесь, в Индии, мы готовы идти дальше. Объяснение простое. Мы доверяем друг другу прежде всего политически".

Впрочем, есть еще одно объяснение. России необходимо сделать ГЛОНАСС международной навигационной системой, чтобы конкурировать с американской GPS и хотя бы частично окупить расходы. Как сказал Сергей Иванов, переговоры по военному применению ГЛОНАСС с Индией ведет "Рособоронэкспорт". При этом министр обороны РФ отметил, что "Индия - единственная на сегодняшний день страна мира, с которой Россия хочет и готова развивать сотрудничество по проекту ГЛОНАСС". Только ей будет дозволено получать навигационные привязки с точностью менее метра, что позволяет наводить на цель баллистические ракеты и другое высокоточное оружие

Вице-премьер пояснил, каким образом будет развиваться сотрудничество: "Это прежде всего запуск спутников "Глонасс-М" с помощью индийских ракет-носителей, совместное создание навигационных спутников нового поколения "Глонасс-К" жизнеспособностью 10 лет". Сергей Иванов особо подчеркнул, что по этой программе в ходе визита президента РФ запланированы к подписанию два соглашения. Третье соглашение касается запуска научно-образовательного спутника "Юность".

Индия расходует на космические программы больше средств, чем Россия, и планирует в ближайшие годы запустить космический корабль с человеком на борту. И сама приглашает Россию к сотрудничеству в своей лунной программе "Чандраян-2". Еще один проект - совместное создание третьей ступени для индийской ракеты-носителя PLSV.

Особую заинтересованность обе стороны проявляют к авиастроению. Как сказал накануне визита российского президента посол Индии Канвал Сибал, "в оборонном сотрудничестве важным будет договор о совместной разработке и производстве многоцелевого транспортного самолета MTA. Это закрепит тенденцию перехода от отношений "продавец-покупатель" к совместным исследованиям, производству и маркетингу. Еще мы рассчитываем добиться прогресса в договоренностях о совместной разработке истребителя пятого поколения".

В январе 2003 года тогдашний министр обороны Индии Джордж Фернандес во время визита в Москву впервые официально заявил, что готовится военно-технический контракт, предусматривающий совместные опытно-конструкторские работы и производство истребителя 5-го поколения. Но с тех пор дело продвигалось медленно. Москва хотела, чтобы индийские партнеры присоединились финансами к проекту "Сухого". А индийцы настаивали на том, что проект следует начинать с нуля, и выдвигали требование поделиться с ними технологиями. А, главное, они долго определяли, какой самолет им нужен, его параметры и тактико-технические данные.

Наиболее щекотливый момент - бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) будущего истребителя. На Су-30МКИ стоит аппаратура французского и израильского производства. По этой причине Россия приглашала в программу Францию, но Париж ответил, что намерен сосредоточить усилия на собственном проекте. Индия же стремится иметь самую совершенную технику из имеющейся в мире.

Но сейчас консенсус найден. Как заявил Сергей Иванов, Дели принял окончательное и принципиальное решение о своем участии в разработке самолета пятого поколения. Индия проинформировала об этом Россию. "Теперь уже начались работы по подготовке контрактных решений", - с удовлетворением констатировал вице-премьер.

Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Анатолий Мазуркевич накануне визита сообщал, что речь пойдет также об оказании помощи индийским специалистам в наладке новой авиационной техники, среди которой самолеты Су-30МКИ. Будет обсуждаться возможность модернизации самолетов Су-30МКИ и МиГ-29КИ. В планах также адаптация корабельной сверхзвуковой ракеты "Брамос" совместной российско-индийской разработки для вооружения не только боевых кораблей, но и самолетов.

Доля Индии в российском экспорте вооружений в постсоветский период колебалась в пределах 20-35%. В 2004 году суммарно это составило 1,8 млрд. долларов. В 2005 и 2006 годах официальные данные не публиковались, но суммы каждого года оставались на уровне, близком к 2 миллиардам. Однако Индия почти не закупает серийных изделий, предпочитая новейшие вооружения на пределе современных технологических возможностей. Это заставляет российский ОПК соответствовать мировому уровню, а разработки для Индии впоследствии становятся главным экспортным товаром ФГУП "Рособоронэкспорт". Так было с истребителями Су-30 и фрегатами проекта 11356.

В Дели, кроме военно-технических, Сергей Иванов обсудил со своим индийским коллегой и иные аспекты сотрудничества. В частности, согласованы детали предстоящих совместных антитеррористических учений "Индра-2007". В апреле Тихоокеанский флот примет корабли ВМС Индии и проведет с ними совместные маневры. В сентябре пройдет сухопутная часть учений на полигоне 76-й Псковской дивизии ВДВ с участием батальона российских и роты индийских десантников....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка