О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Украинско-российский авиасоюз: на что рассчитывает Богуслаев?

Одно из стратегических предприятий украинского ВПК "Мотор-Сич" продолжает искать возможности для максимально тесной интеграции в российскую экономику

Одно из стратегических предприятий отечественного ВПК "Мотор-Сич" продолжает искать возможности для максимально тесной интеграции в российскую экономику. Создание СП с группой компаний "Волга-Днепр" это уже третья "проросийская" инициатива В. Богуслаева за последние полгода. Учитывая, что его политические соратники на данный момент обладают широкими властными полномочиями в Украине, российский вектор "Мотор-Сичи" может получить дополнительный импульс и поддержку со стороны государственной власти.

О приоритете интеграции в российский ВПК президент "Мотор-Сичи", являющейся одним из крупнейших в СНГ авиационных моторостроительных предприятий, неоднократно заявлял на украино-российских форумах и конференциях. Более того, сам Богуслаев неоднократно предлагал россиянам различные формы кооперации. Так, по его инициативе "Мотор-Сич" активно пытается интегрироваться в российскую "Объединенную авиационную корпорацию", а также стать участником Ассоциации вертолетной индустрии РФ. Теперь же "Мотор-Сич" создает совместное предприятие с российской компанией "Волга-Днепр".

Главной целью будущего СП ОАО "Грузовые летательные аппараты", по словам учредителей, является возобновления серийного производства самолетов Ан-124-100 "Руслан", которое было прекращено в 1993 г. Вопрос о начале выпуска уникального и не имеющего аналогов российско-украинского транспортного самолета, оставался открытым несколько последних лет. В феврале 2006 г. стороны практически достигли согласия о начале совместного производства Ан-124-100 - для этого на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" было даже решено открыть представительство украинской АНТК им. Антонова. Однако спустя два месяца после достижения договоренности глава некоммерческого партнерства "Объединенный авиастроительный консорциум" назвал проект возобновления серийного производства "Русланов" бесперспективным. По его мнению, этот проект не окупится, так как потребность к 2030 г. составляет всего 30 машин.

После назначения В. Януковича премьер-министром и замедления курса Украины на вступление в НАТО, Россия изменила свое мнение. Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии принял решение продолжить работу над совместным проектом сверхтяжелого грузового самолета Ан-124. По всей видимости, создание СП происходит именно в рамках прошлогодних договоренностей.

Предполагается, что первые 5 лет на реализацию проекта понадобится 500 млн. долл. инвестиций. Из них 100 млн долл. готовы вложить на паритетных началах "Волга-Днепр" и "Мотор- Сич". Остальные 400 млн. долл. участники СП будут просить у инвесторов или у правительств двух государств. В конечном итоге до 2015 г. должно быть выпущено 12 "Русланов" в новой модификации.

У новых самолетов по сравнению с базовой моделью будет увеличен летный ресурс - не менее чем 60 тыс. часов. В самолете также будет произведена замена навигационного оборудования, модернизирована авионика, усовершенствованы силовые установки и инженерные системы. Это позволить выполнить требования Международной организации гражданской авиации (ICAO) и существенно сократить количество членов экипажа. Кроме того, грузоподъемность Ан-124 будет увеличена до 150 тонн. Строительство самолетов будет вестись на мощностях ЗАО "Авиастар-СП".

В настоящее время доли участников в предприятии распределены следующим образом: 59% у украинской стороны и 41% - у россиян. В то же время президент группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин утверждает, что пока нет конкретных договоренностей о распределении долей после вхождения в проект других участников. "Мы договорились, что контроль останется за российской стороной", - заявил Исайкин, отметив при этом, что сохранение контрольной или блокирующей доли именно за группой "Волга-Днепр" не является принципиальным условием.

Участники СП планируют, что в дальнейшем к проекту подключатся "Авиастар-СП" и АНТК им. Антонова. Интересно, что представители последнего достаточно позитивно оценили начало партнерства "Мотор-Сичи" и "Волга-Днепр", однако решили не спешить присоединятся к проекту.

По словам учредителей, российско-украинское СП имеет достаточно неплохие перспективы. Согласно экспертам, рынок грузовых авиаперевозок вырос за прошлый год в два раза, и в ближайшие десять лет он будет расти ежегодно на 20-30%. Таким образом, как прогнозирует генеральный директор авиакомпании "Волга-Днепр" Геннадий Пивоваров, до 2040 понадобится более 80 самолетов типа "Руслан".

В то же время, независимые специалисты намерение СП возобновить серийное производство "Русланов" оценивают крайне скептически. Они ссылаются на то, что для того чтобы серийное производство было рентабельным, нужно выпустить не менее 50 машин. Однако для того чтобы построить "с ноля" 50 самолетов Ан-124, потребовалось бы 6,4 млрд. долл., но российские транспортные операторы могут выкупить около 25. Остальные придется продать потенциальным конкурентам, чего Украина и Россия стараются избегать. По всей видимости, в созданном СП, каждый из участников преследует более приземленные цели. Российский перевозчик "Волга-Днепр" пытается нарастить парк транспортных судов и модернизировать ныне действующий. Это обусловлено перманентным ростом заказав. В прошлом году россияне выиграли тендер НАТО на грузовые перевозки. Контракт с НАТО будет заключаться каждые три года в течение 12-18 лет. К слову, западный рынок остается главным для российских грузовых операторов: на его долю приходится более 80% всех перевозок "Волги-Днепр". К тому же компания рассчитывает поднять свою внутрироссийскую долю до 50%. В данном контексте пополнение парка является очень актуальной задачей для россиян.

Напомним, что всего было выпущено более 50 таких самолетов. Большинство из этого парка эксплуатируют три компании: "Авиалинии Антонова" (Украина, 7 самолетов), "Волга-Днепр" (10), "Полет" (4). Кроме того, 21 самолет находится в распоряжении ВВС России. Кремль, который в последнее время развернул широкие программы модернизации своих ВВС, по прогнозам аналитиков, может потратить до 2 млрд. долл. на модернизацию своего военно-транспортного парка.

В свою очередь, для запорожского предприятия выгоды от кооперации с россиянами не столь очевидны. Однако, по всей видимости, "Мотор-Сич" и не ожидает от СП существенного экономического эффекта. Создавая российско-украинские проекты Богуслаев пытается позиционировать себя как сугубо пророссийская компания и намерен максимально тесно интегрироваться в российский ВПК. Об этом президент украинского предприятия неоднократно подчеркивал. В конце 2006 г, открыто В. Богуслаев заявил, что будущее украинского авиационного двигателестроения - в тесной кооперации с российскими, а не с западными компаниями. "В авиационном плане мы обязательно будем вместе с Россией. Надо прямо признать, что на Западе Украина никому не нужна", - сказал В. Богуслаев.

Логика президента "Мотор-Сичи" достаточно понятна. Масштаб украинского ВПК несравним с российским. Объем экспорта Украиной вооружений и услуг специального и двойного назначения ежегодно составляет около 600-700 млн. долл. При этом, даже несмотря на то, что его большая часть составляет авиатехника и комплектующие к ней, для "Мотор-Сичи" - это достаточно узкое поле. В свою очередь российский рынок авиации сейчас находится на стадии подъема, поэтому интеграция "Мотор Сич" в российскую экономику выглядит достаточно перспективным. Безусловно, что вместо того, что бы искать новых инвесторов, намного легче проще вернутся к существовавшему в СССР разделению труда и компетенции между Россией и Украиной. Иными словами, чтобы поднять предприятие необходимо снова воссоздать обкатанные производственные схемы советского ВПК.

Однако ставка В.Богуслаева на интеграцию в российский ВПК может себя не оправдать. Сколько б не старался президент "Мотор-Сичи" убедить россиян, что заниматься локализацией производства очень затратно, неэффективно и нецелесообразно, Кремль не только своими заявлениями, но и реальными действиями демонстрирует, что намерен создавать замкнутые хозяйственные циклы в стратегических отраслях экономики.

На данном этапе "Мотор-Сич" может рассчитывать на участие в производстве 12 "Русланов" и модернизации существующего парка, однако высока вероятность того, что на этом СП исчерпает свой потенциал. Россияне не спешат привлекать украинцев в разработку новых проектов, по этому, как только, производство Ан-124 будет завершено, запорожскому предприятию может и не найтись места на рынке РФ. В данном контексте активная деятельность В.Богуслаева в узком российском направлении, и игнорирование других векторов потенциального развития может иметь негативные последствия для предприятия уже в среднесрочной перспективе....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка