О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные хулиганы в Приморье пренебрегают единственным шансом на жизнь

Изменить ситуацию с самовольными полетами в небе над Приморьем для малой авиации позволит только строгое следование закону

Изменить ситуацию с самовольными полетами в небе над Приморьем для малой авиации позволит только строгое следование закону. К такому выводу приходят специалисты, анализируя последнее громкое авиапроисшествие. Вертолет Ми-2, который совершал несанкционированный полет в Арсеньев, потерпел катастрофу, а пилот и два пассажира пропали без вести. Поиски, продлившиеся в течение трех недель января, никаких результатов не дали.

К ним были привлечены 30 специалистов МЧС и спасательная авиация. Поисковая операция была развернута спустя сутки после происшествия. О том, что вертолет самостоятельно отправился в путь и пропал, сообщила мама одного из пассажиров вертолета. Маршрут полета спасатели уточняли со слов очевидцев из числа местных жителей. Ми-2 отправился 25 декабря из села Ясное Чугуевского района в город Арсеньев. Последними, кто видел вертолет, были местные жители в районе горы Медвежий Кут. Сведения о самой машине вовсе скудные. Вертолет частный, не зарегистрированный, навигационной аппаратурой не оснащен. На борту находились три человека. Предположительно машина направлялась к месту базирования в Арсеньев для ремонта.

Для поисков привлекали всех. 1 и 2 января частным вертолетом AS-350 был произведен поиск пропавшего вертолета по предполагаемым маршрутам полета. Кроме специалистов МЧС группами охотников были обследованы районы предполагаемой аварии. 3-4 января четырьмя группами охотников обследованы районы сел Новосысоевка и Чугуевка, ручьев Сухого, Холодного, район Медвежьего перевала.

Не удивительно, что поиски на безграничных пространствах тайги затянулись, а в условиях снежной погоды и вовсе не привели к результатам. К концу третьей недели исследования окрестностей, где люди последний раз видели пролетающий вертолет, были свернуты. В лучшем случае судьба винтокрылой машины прояснится, когда сойдут снега и кто-то из охотников или егерей наткнется на обломки.

Как сообщил "Восток-Медиа" начальник Владивостокского центра ОВД (Филиала "Аэронавигация Дальнего Востока") Юрий Кленов, эти события стали логическим завершением в цепи трагических происшествий в небе над Приморьем. Он отметил, что за последние десять лет в крае произошло семь происшествий, связанных с падением летательных аппаратов и гибелью пилотов и пассажиров. Семь человек, не считая пилота и пассажиров Ми-2, которые числятся пропавшими без вести, погибли в авиакатастрофах "частной" авиации во время несанкционированных полетов. Примечательно, что все полеты выполнялись с нарушением элементарных требований обеспечения безопасности, которые определяются федеральными правилами использования воздушного пространства. Вылеты осуществляются без подачи плана, предварительного извещения органов слежения за воздушным движением, контролирующих служб, в том числе и противовоздушной обороны. В итоге согласование маршрута и высоты полета не проводится, на связь пилоты не выходят. Результат воздушного хулиганства обнаруживается уже на земле, и с трагической развязкой.

Нередки случаи, когда воздушные суда, используемые "частными извозчиками", удается обнаружить благодаря случайным поездкам по краю сотрудников службы. Последний такой вертолет без опознавательных знаков был обнаружен несколько месяцев назад в Рощино, и информация об этом была оперативно направлена в прокуратуру.

Такие полеты вызывают озабоченность с точки зрения обеспечения безопасности законопослушных авиаторов. На слуху у приморских летчиков случай, когда в небе над приморской тайгой едва не столкнулись два самолета. Пилот, который шел с сопровождением диспетчера выказал негодование, чудом избежав столкновения, но с удивлением узнал, что по диспетчерской информации в небе находится он один. Неизвестный Ан-2, который шел на таран, едва не стал причиной авиакатастрофы.

В идеале, да и по закону, ситуация должна развиваться иначе. Диспетчерское сопровождение полета позволяет четко контролировать прохождение маршрута, а в случае ЧП - через пять минут зафиксировать потерю контакта и координаты возможного происшествия, а через 15-30 минут организовать поиск.

Дежурство экипажей спасательных вертолетов осуществляется круглосуточно. Возможности Владивостокского центра ОВД позволяют контролировать, осуществляя сопровождение полета по радиосвязи, территорию в 300 тысяч квадратных километров. Согласитесь, что такие исходные условия в случае происшествия совсем не то, что в последнем происшествии, где поиск пришлось разворачивать после суточного снегопада без всякого представления о маршруте и времени трагедии.

Однако, частная авиация на контакт с "Государственной корпорацией по организации воздушного движения в РФ" идет не очень охотно. И это при том, что плата за полет в сопровождении диспетчера составляет только сумму организационного сбора в десятки рублей, а цена разгильдяйства - жизнь пилота и пассажиров. Специалисты считают, что причиной всему является необходимость получения сертификата, подтверждающего техническую исправность воздушного судна. Тратиться на дорогостоящий ремонт, лицензированные запчасти и квалифицированное обслуживание, владельцы "малой" авиации не хотят. Для них проще использовать на запчасти разукомплектованные машины и летать на свой страх и риск. Но авиационная техника - не подержанное авто. Любой узел или агрегат должен пройти специальное тестирование на авиапредприятии, и только потом может быть установлен на летательный аппарат. Иных подходов небо не прощает.

Примечательно, что среди воздушных хулиганов есть и своеобразные рецидивисты. На слуху у специалистов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" ряд случаев аварий с участием пилота С. из Уссурийска. Несколько лет назад его вертолет упал в окрестностях Чугуевки, куда по просьбе предпринимателей он доставлял груз цитрусовых к новогоднему столу. Серьезно пострадав в результате падения вертолета, пилот через два года вновь сел за штурвал. Во время очередного несанкционированного полета он погиб…

Все это происходит при том, что аэронавигацией наработан многолетний опыт работы с "малой" авиацией. Это и диспетчерское сопровождение полетов воздушных судов гражданской авиации по местным воздушным линиям при выполнении ими регулярных рейсов в отдаленные уголки Приморья. В последние годы все активнее работает авиация в интересах строительства, геологоразведки и природоохранной деятельности, выполняя тысячи полетов в воздушном пространстве Приморья… Вот только "частникам" все это невдомек.

Среди "частников" законопослушные авиаторы есть, но таких сознательных граждан единицы. Для того, чтобы встать на путь законного использования малой авиации в Приморье еще предстоит пройти ломку менталитета владельцев и пилотов. Печально, что этот путь отмечен скорбным перечнем трагедий в небе над тайгой и списком погибших, а возможности, предоставляемые государственными службами проигнорированы.

Cправка РИА "Восток-Медиа"

"Аэронавигация Дальнего Востока" - один из 16 филиалов федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - российского национального поставщика (провайдера) аэронавигационного обслуживания. "Аэронавигация Дальнего Востока" расположена на юго-востоке России. Площадь района ответственности около 2,5 миллионов квадратных километров, что составляет 10 % воздушного пространства России. Основным видом деятельности является аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (ВС). В сутки пиковых нагрузок количество обслуживаемых ВС составляет 950 - 960.

"Аэронавигация Дальнего Востока" оказывает услуги по аэронавигационному обслуживанию в воздушном пространстве над Хабаровским и Приморским краями, Амурской, Сахалинской и Еврейской Автономной областью и в воздушном пространстве за пределами РФ над нейтральными водами Охотского и Японского морей, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдение внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию.

В составе "Аэронавигации Дальнего Востока" 13 центров ЕС ОрВД: 1 зональный (ЗЦ), 7 районных (РЦ) и 5 вспомогательных районных (ВРЦ), которые объединены в 7 Центров ОВД: Владивостокский, Южно-Сахалинский, Николаевский-на-Амуре, Охотский, Охинский, Комсомольский-на-Амуре, Благовещенский и в Хабаровские базовые службы движения и ЭРТОС. Для обеспечения хозяйственной деятельности в ряде центров ОВД в территориально обособленных населенных пунктах функционируют отделения и множество объектов. Всего в Центрах ОВД филиала 17 территориальных отделений.

В районе ответственности "Аэронавигации Дальнего Востока" расположен 31 аэродром гражданской авиации, в том числе 4 международных. Численность работников - свыше 2 тыс. человек, из них 70% работники Центров ОВД, 75% с высшим и средним специальным образованием, 66% со знанием английского языка, 36% с первым классом.

Владивостокский центр ОВД, филиал "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". В интересах местных воздушных линий диспетчерский пункт осуществляет контроль за воздушными судами на территории в 300 кв. километров.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка