О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Базэл" меняет самолетонастроение

В России может появиться первое сборочное производство иностранных самолетов. В рамках экономического форума в Давосе были достигнуты договоренности о продаже России мощностей и документации на выпуск 53-местного самолета

В России может появиться первое сборочное производство иностранных самолетов. Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что в рамках экономического форума в Давосе были достигнуты договоренности о продаже России мощностей и документации на выпуск 53-местного самолета. По данным Ъ, речь идет о переносе производства турбовинтового Bombardier Q300 из канадского Даунсвью на самарский "Авиакор", подконтрольный "Базовому элементу" Олега Дерипаски. Отраслевые эксперты отмечают, что, если проект состоится, это приведет к закрытию программы производства украино-российского Ан-140.

Вчера на совещании военно-промышленной комиссии глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что в ходе его пребывания в Давосе была достигнута договоренность с "одной иностранной компанией" о возможности покупки Россией модели пассажирского самолета и завода по его производству. "Мы договорились с президентом одной из крупных компаний о том, что они продадут 53-местную модель самолета вместе с заводом, технологией и с документацией,- цитирует чиновника "Интерфакс".- Они все готовы продать, и мы можем начать производство в России". Назвать договаривающиеся стороны сам министр и его подчиненные отказались. По сведениям Ъ, Герман Греф рассказывал о встрече президента канадской Bombardier Inc. Лорена Бодуана с Олегом Дерипаской, главой "Базового элемента" (контролирует самарский авиазавод "Авиакор"). Итоги переговоров неизвестны. Однако источники Ъ, знакомые с планами господина Дерипаски, говорят, что уже более полугода "Базэл" обсуждает с Bombardier возможность переноса в Россию производства региональных турбовинтовых самолетов Q300 вместимостью как раз 50-56 пассажиров (см. справку). Сейчас эти самолеты выпускаются на заводе Bombardier в Даунсвью в Онтарио (в прошлом году - около 20 машин).

Официально в "Базэле", на "Авиакоре" и в Bombardier эту информацию не комментируют. Однако руководство холдинга Олега Дерипаски давно ищет партнера для авиазавода, не вошедшего в государственно-частную Объединенную авиастроительную корпорацию. В 2006 году "Авиакор" выпустил всего три самолета (два Ту-154 и один Ан-140) и еще шесть отремонтировал. Еще в августе 2002 года "Базэл" вел переговоры с находившейся в критическом положении немецкой авиастроительной фирмой Fairchild Dornier. Тогда речь шла о производстве региональных реактивных самолетов FD 728 - конкурентов российского Ту-334. Однако переговоры провалились. В 2005 году на "Авиакоре" рассказывали уже о возможности переноса в Россию производства одного из самолетов бразильской Embraer - регионального ERJ 145. А в конце того же 2005 года на "Авиакоре" побывала делегация Bombardier. Гендиректор завода Сергей Лихарев (он возглавляет "Авиакор" и сейчас) тогда говорил, что на базе предприятия может быть создан сервис-центр Bombardier, а затем и организована сборка самолетов канадской компании. А в начале января главой российского представительства Bombardier стал бывший глава Airbus в России Сергей Ермолаев (см. Ъ от 17 января) - по официальной версии, он был приглашен "под новые крупные проекты Bombardier в России".

Интерес Bombardier к российскому проекту состоит в смене площадки для выпуска несколько устаревшей модели, "Авиакора" - в том, чтобы наладить производство географически широко распространенного и все еще пользующегося спросом самолета в России. Отметим, что у господина Дерипаски есть опыт по переносу в Россию устаревших заводов - в прошлом году "Базэл" купил у DaimlerChrysler оборудование завода Sterling Heights Automotive, а также лицензию на производство выпускаемых на нем автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Сумма той сделки составила около $150 млн.

Проект по переносу производства Q300 может быть реализован в течение полутора лет, объемы выпуска неизвестны. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что размер необходимых для этого инвестиций может приблизиться к $400 млн, из которых около $300 млн уйдет непосредственно на перенос оборудования, сертификацию производства и продукта в России, еще более чем в $100 млн оценивается создание системы техподдержки эксплуатации лайнера. Отметим, что "Авиакор" в течение последних нескольких лет пытается наладить серийный выпуск украино-российского самолета Ан-140, очень схожего по типоразмеру с Q300 - его вместимость от 34 до 52 кресел. По сведениям Ъ, закрывать эту программу "Базэл" не собирается, предполагая развести две модели по разным рынкам и спецификациям - к примеру, Ан-140 может собираться в грузовой или других специальных комплектациях.

Если проект состоится, это будет первое сборочное производство иностранных самолетов в России. Его реализация может иметь как минимум три серьезных последствия для рынка. "Очевидно, что Q300 гораздо более распространен, чем Ан-140. Перенос его производства в Самару может означать, что Россия может претендовать как минимум на треть мирового рынка турбовинтовых самолетов,- говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.- Мощности "Авиакора" позволяют одновременно собирать и Ан-140, и Q300, однако с точки зрения бизнеса выпуск двух идентичных моделей - это нонсенс. Значит, приход Bombardier - это неминуемая гибель проекта Ан-140". По словам господина Пантелеева, сейчас примерно $6-7 млн из цены Ан-140 за счет поставок комплектующих и налогов приходится на Россию, в случае же с Q300 Россия вряд ли сможет рассчитывать на высокую степень локализации производства двигателей и авионики.

"Это будет убийственный удар по планам продвижения европейских турбовинтовых самолетов ATR",- называет третье последствие от прихода Bombardier в Россию Борис Рыбак. Между тем эксперты прогнозируют и ряд проблем с финальной реализацией проекта "Базэла" и Bombardier. "Самый большой вопрос - насколько быстро будет расти рынок региональных авиаперевозок пассажиров в России,- отмечает господин Рыбак.- Если подъем произойдет через десять лет, проект преждевременен". Сейчас этот рынок низкорентабелен, хотя потенциально Q300 может заменить устаревшие Ан-24 - по данным на 2006 год, в России было зарегистрировано 118 таких машин. Что касается мирового рынка, то спрос на экономичные турбовинтовые машины сейчас на подъеме - но только в связи с высокой ценой на авиакеросин.

Контекст

Россию заподозрили в покупке Airbus

Вчера агентство "Интерфакс" со ссылкой на французский журнал Le Capital сообщило, что российские власти ведут переговоры с руководством европейского авиастроительного концерна EADS о покупке 20% акций компании Airbus. По данным Le Capital, рассматривается покупка акций либо госбанком, либо госкомпанией, на переговоры об этом во Францию в ближайшее время отправится глава Роспрома Борис Алешин. Сам господин Алешин вчера сообщил Ъ, что действительно вскоре поедет во Францию, но будет обсуждать не покупку акций Airbus, а сотрудничество с местными компаниями по другому проекту (по данным Ъ, речь идет о поставщиках комплектующих для регионального самолета Sukhoi SuperJet). В то же время чиновник уточнил, что сегодня в Москву прибудет делегация высокопоставленных представителей EADS. Они планируют провести встречу с главой Минэкономразвития Германом Грефом, руководителем Минпромэнерго Виктором Христенко и самим господином Алешиным. Предмет переговоров не раскрывается.

Bombardier Dash 8 Q300

Ближнемагистральный пассажирский самолет канадской компании Bombardier. Разработка началась в 1986 году, первый полет состоялся в 1987 году. Входит в серию турбовинтовых лайнеров Dash 8, также включающую в себя 37-местный самолет Q100, 39-местный Q200 и 78-местный Q400.

Максимальный взлетный вес Q300 - 19,5 тонны, крейсерская скорость 528 км/ч. Дальность полета около 1500 км (существуют модификации с дальностью до 2000 км). Оснащен двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney PW123B. Размах крыла 27,5 м, длина 25,7 м. Максимальное число пассажирских мест - 56.

До настоящего времени у компании было заказано около 220 самолетов Q300 (всего у Bombardier заказано 740 самолетов серии Dash 8). Стоимость одного Q300 - порядка $17 млн.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка