О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Судьба "Черной акулы": одинокий пилот, прикрытый броней

Что представляет собой "Черная акула"? И почему Российская армия делает в основном ставку на машины фирмы "Миля" и совсем мало закупает вертолетов "Камова"? Все эти вопросы взаимосвязаны. Постараемся в них разобраться

В Приморье на Арсеньевском авиастроительном предприятии "Прогресс" проходят испытания возрожденного знаменитого вертолета Ка-50 - "Черная акула", сообщили в конце минувшего года информационные агентства. Его производство, прерванное в середине девяностых годов прошлого века, было полностью реанимировано, сказал журналистам неназванный представитель завода. "Это дало возможность привлечь к выполнению государственного заказа около трех тысяч человек, - отметил он. - В 2007 году для вооруженных сил России планируется собрать четыре вертолета Ка-50".

А в середине прошлого года вице-премьер правительства и министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что Государственная программа вооружений предусматривает закупку до 2015 года 12 вертолетов "Черная акула", которые будут добавлены к трем, уже имеющимся в войсках.

Много это или мало - семь уникальных вертолетов Ка-50 к концу 2007 года? Что вообще представляет собой "Черная акула"? И почему Российская армия делает в основном ставку на машины фирмы "Миля" - Ми-28Н, модернизированный Ми-24, транспортно-десантные Ми-17 и их модификации и совсем мало закупает вертолетов "Камова" - ту же "Акулу" Ка-50, "Аллигатор" Ка-52 и "Касатку" Ка-60? Все эти вопросы взаимосвязаны. Постараемся в них разобраться.

"Невезучая "Акула"

Начнем с того, что "невезучей" акулу считать не стоит - наоборот, она даже очень везучая.

В 1984 году вертолет Ка-50, который потом назовут "Черная акула", выиграл закрытый конкурс, который объявили ЦК КПСС, Совет Министров СССР и министерство обороны СССР на создание нового ударного вертолета, который должен был заменить порядком "выработавший себя" в ходе афганской войны Ми-24.

Новая "вертушка", по замыслу организаторов тендера, должна была превосходить знаменитый "крокодил", так в войсках называли двадцать четвертую машину, по всем тактико-техническим характеристикам. По мощи оружия, по способности летать днем и ночью в любую погоду, решать любые боевые задачи, от разведки до нанесения сокрушающего поражения бронетехнике и живой силе противника, даже укрытой в окопах и в защитных сооружениях, уметь сбивать воздушные цели, а с другой стороны - быть самой максимально неуязвимой от чужого огня. Ка-50 этим требованиям соответствовал безусловно. Правда, в секретных документах того времени он назывался "В-80".

Пилот на "Акуле" защищен от огня противника бронированной кабиной. Ее не берут на расстоянии ста метров даже крупнокалиберные 12,7мм пули ДШК или 20мм снаряд американской пушки "Вулкан". Такой, к примеру, что размещена на вертолете AH-64A Apache - лучшего зарубежного боевого вертолета на сегодняшний день. У него, кстати, от пуль и осколков летчика защищает только бронированное кресло.

Есть и еще одно уникальное преимущество Ка-50. У его пилота есть катапультное кресло, как на истребителе. Оно называется К-37-800 и создано на НПО "Звезда", которое поставляет свою продукцию всем российским авиационным фирмам "Сухому", "МиГу", "Туполеву"... Это сделано впервые на винтокрылой технике. В крайнем случае летчик может им воспользоваться. Кроме того, если раненный пилот потеряет сознание, машина способна вернуться на родной аэродром самостоятельно. В ее систему управления заложена такая программа.

- Создавая Ка-50, - рассказывал мне генеральный конструктор машины и ОКБ имени Камова Герой России Сергей Михеев, - мы старались соединить в нем последние и перспективные достижения отечественной науки и техники, максимально защитить человека. Дать ему в руки самое эффективное оружие и превратить вертолет из средства, действующего порой из засад и укрытий, в машину, способную на равных участвовать в открытом атакующем танковом бою.

Для решения такой задачи на "Акулу" была установлена не авиационная, как обычно, а "сухопутная" 30мм пушка - 2А42. Она в два-три раза тяжелее, чем, к примеру, самолетная или с "Апача", но зато в несколько раз мощнее. И по дальности ведения огня и по бронепробиваемости. К тому же она не боится ни грязи, ни воды, ни пыли. Не знает отказов по этому поводу. Для вертолета, который действует над полем боя - в "приземленном" пространстве - это незаменимое качество.

На Ка-50, в добавление к скорострельной пушке 2А42, установлены и "сухопутные" противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы) "Вихрь", разработанные индивидуально для этой машины специалистами Тульского КБ Приборостроения под руководством академика Аркадия Шипунова. Ракета тоже по-своему уникальна. Она управляется автоматически. По лучу лазера. Обладает сверхзвуковой скоростью, повышенной пробиваемостью и не поддается воздействию радиоэлектронных помех. Способна поражать не только бронированные цели, такие, как танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки и пусковые тактических и оперативно-тактических ракет, но также и воздушные цели.

Бортовая ЭВМ автоматически принимает целеуказание от другого вертолета, им, кстати, может быть Ка-52 "Аллигатор" - это дальнейшее развитие идей, заложенных в "Черную акулу". Информация в ЭВМ может поступать также с самолета типа АВАКС, от наземного разведывательного комплекса, офицера-разведчика - от любого объекта, обладающего связью с "вертушкой".

Такое пришедшее извне целеуказание вносится в память компьютера и по команде летчика высвечивается на экране дисплея. Причем подобных целей может быть несколько. Компьютер сам "выберет" главные или самые опасные на данный момент цели, находящиеся в ближайшей зоне действия бортового оружия, подаст о них сигнал пилоту, а тому останется только принять решение, по какой из них вести огонь, и в какой очередности. Летчик наведет перекрестье прицела, - автомат удерживает его при любой перегрузке и маневре, нажмет несколько кнопок - и... на расстоянии до 10 км любая защищенная цель с толщиной брони до 90 сантиметров будет продырявлена управляемой ракетой Ка-50.

Управляемых "Вихрей" на борту "Акулы" - 12. А есть еще 80 НУРСов (неуправляемых реактивных снарядов). Их индекс Б-8В20А. Тоже весьма неприятные "штучки"...

Об уникальных способностях "Черной акулы", одного из самых лучших, на мой взгляд, боевых вертолетов, обогнавшем свое время и ставшем героем одноименного художественного фильма, можно рассказывать бесконечно долго. Но хотя бы еще об одном свойстве нельзя не упомянуть сразу. Ка-50 способен на полном крейсерском ходу, ни на мгновение не останавливаясь, развернуться боком, выпустить очередь по противнику и, не снижая скорости, как ни в чем не бывало, лететь дальше. Это свойство только соосных машин. Такое не может делать больше никто.

Эта соосность, когда оба трехлопастных винта - регулирующих подъем машины в воздух и направление ее движения, находятся на одной оси, по-видимому, и сыграла с "Акулой" злую шутку. Уж очень непривычна такая схема для "надземных" боевых действий. Ни одна страна не применяет в общевойсковых боях соосные винтокрылые машины. А отличаться по этому признаку от других ведущих держав, от их армий в России как-то не принято. О чем и поговорка гласит: "Нет пророка в своем отечестве".

Хотя ... в Военно-Морском флоте, где камовские соосные легкие вертолеты Ка-25, Ка-27 и их модификации давно прижились и пользуются большой популярностью, это хорошо. Они есть на вооружении даже в индийских ВМС. Это "пехоте" они не нравятся. Но самое "страшное" для общевойсковых командиров - другое. На "Черной акуле" - один летчик, как на истребителе. Он с помощью бортовой электроники выполняет все функции и пилота, и штурмана, и оператора-наводчика...

Это для некоторых военачальников - острый нож в сердце. Как так? На Apache - экипаж, на Sikorsky - тоже, даже на Bell... На нашем "Ми" - двое летают. Почему на Ка-50 должен быть один летчик - и жнец, и швец, и на дуде игрец? Что, если в бою одного подстрелят, кто выполнит боевую задачу?

Ревнители "традиций" приняли одноместную "Акулу", что называется, в штыки. И когда в начале девяностых случился "бюджетный обвал", и денег на оборону стали выделять едва-едва, чтобы армия не погибла окончательно, недоброжелатели и конкуренты Ка-50 сделали все, чтобы на ее производство не ушло ни одной копейки.

Создатели "Черной акулы" начали спасать свое детище так, как смогли.

Судьба "Черной акулы": звезда салонов

Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Этот лозунг, подаренный нам Ильфом и Петровым, в ОКБ Камова взяли на вооружение в прямом и переносном смысле. И "Черную акулу" там стали продвигать на внешний оружейный рынок.

Купят эту машину иностранцы или не купят, дадут разрешение на ее поставки за рубеж президент и его окружение - не важно. Важно, что о "Черной акуле" будут знать, она будет привлекать внимание прессы, а это, в свою очередь, поможет продвижению ее в войска, обучению летчиков, придаст общевойсковому бою, вооруженному всепогодным ударным вертолетом или вертолетом огневой поддержки - это как кому хочется - принципиально новое победное качество, считали на фирме.

Первый раз рассекреченный Ка-50 показали общественности в феврале 1991 года на тактических учениях в белорусских Мачулищах, потом в августе того же года на "Мосаэрошоу" в Жуковском. В сентябре машину повезли на авиакосмический салон в Фарнборо под Лондон. Сказать, что в Великобритании "Акула" произвела фурор - значит, ничего не сказать. Но "заслуга" тут принадлежала, как ни странно, не только "камовцам" или, скажем так, не совсем "камовцам".

Оказалось, англичане задержали выдачу визы генеральному конструктору "Черной акулы" Сергею Михееву, и ему пришлось руководить выгрузкой своего детища из Ан-124 "Руслан" фактически по телефону. Потом, когда он все-таки прилетел в Лондон, выяснилось, что нет виз у техников вертолета и у летчиков-испытателей. Распаковывать машину, собирать ее накануне открытия экспозиции Михееву помогали коллеги из Туполевского КБ. Но поднять ее в воздух он не мог, - не имел права. И тогда вывесил на лобовом стекле бумажку: "Сорри, не летаем по такой-то причине..."

Извинение заметили телевизионщики из CNN. Скандал разразился всемирный. На авиасалоне только и разговоров было о "коварных конкурентах". Англичане тут же оформили необходимые визы, но летчики успели прилететь в Фарнборо только к закрытию салона.

Так Сергей Михеев и его коллеги начали познавать изнанку мирового оружейного рынка. Оказалось, что здесь конкуренты идут на любые шаги, чтобы не допустить какого-либо успеха у соперника. Иногда доходит даже до анекдота. В одном из них оказался замешан и автор этих строк.

Газета, в которой я тогда работал, делала первое в истории совместное российско-американское издание под общим названием WeМы. Готовились материалы в Москве и Вашингтоне, а печатали их в США. Цветной печати для еженедельных газет в начале 90-х годов в России тогда еще не было. И мы с генеральным конструктором Ка-50 решили сделать материал о двух вертолетах - нашем и американском. Так и назвали его "Камов" против Apache. Строили его на сравнении официальных тактико-технических характеристик, размещенных в выставочных проспектах винтокрылых машин. По некоторым показателям, в частности, по крейсерской скорости "Акула" превосходила AH-64A. По некоторым уступала, например, по возможности работать в ночное время. Об этом в материале говорилось довольно честно.

Но каково было наше удивление, когда из Вашингтона пришли гранки, где все характеристики нашего Ка-50 были исправлены с явным понижением по сравнению с Apache. Ту же крейсерскую скорость "Акулы" сравнивали с атакующей скоростью AH-64, которая, конечно же, была выше, чем в обычном полете. Мы принесли выпускающему редактору с российской стороны официальные документы, показали, что в них написано. Он при нас все поправил, отправил правку в США. Но газету в Вашингтоне отпечатали так, как было выгодно американцам.

Михеев очень обиделся. Тем более, что указом президента России № 883 от 25 августа 1995 года "Черная акула" была принята на вооружение российской армии. И он воспринял американский демарш, как публичное оскорбление не только собственного детища, но и всех отечественных вооруженных сил.

Обиду усиливало и то, что, несмотря на столь долгожданный указ, денег из госбюджета на серийный выпуск Ка-50 все равно не выделялось. Даже начавшаяся в декабре война с чеченскими террористами и сепаратистами ничего не изменила в этом отношении. А "Черная акула" пригодилась бы в горах стопроцентно. Как и для действий в городе, в условиях ограниченного маневра и плохой видимости. Но все средства, а их в бюджете Минобороны было очень мало, уходили на другие цели. Оказалось, что к войне не готовы не только новые вертолеты, но и старые, хорошо зарекомендовавшие себя в Афганистане "крокодилы" - Ми-24. У пилотов "вертушек" не было необходимого оборудования, и когда, случалось, их сбивали над чеченскими горами, помощь не всегда успевала прибыть во время - на комбинезонах часто не работали поисковые маячки...

В 1998 году КБ Камова приняло участие в тендере, объявленном Анкарой, на поставки в Турцию ударных вертолетов. Одним из условий стала организация выпуска винтокрылых машин на авиапредприятиях республики.

"Черная акула" включилась в этот конкурс. Для турецкой армии был даже разработан вариант под названием "Эрдоган" ("Сокол"), в бортовом электронном оборудовании которого, по рекомендации Анкары, использовалась израильская авионика. Он был, в отличие от "Акулы" двухместным, летчики располагались один за другим, как в учебно-боевом истребителе. И, конечно, круглосуточным. На Ка-50 уже стоял тепловизор, который помогал летчикам работать, как днем, так и ночью. Но опять на горизонте возник Apache, руководители фирмы McDonnel-Douglas, которые его производят, их лоббисты из Капитолия и Госдепа. За "Камова" заступиться в этой весовой категории было некому.

Но, хотя Apache выиграл тендер, турки отказались его покупать. А опыт, приобретенный при создании "Эрдогана", позволил Сергею Михееву и его коллегам построить новый вариант боевого "Камова" - Ка-52, который потом назвали "Аллигатором" (В-80Ш2). Там теперь тоже экипаж, состоящий из двух человек. Правда, сидят они не друг за другом, а рядом. И выполняют разную работу. Один ведет машину, другой обозревает местность, проводит разведку и намечает цели для атаки. Отсюда и предназначение "вертушки" - разведывательно-ударная. В машинах, кстати, сейчас жидко-кристаллические цветные дисплеи, у пилотов - нашлемная индикация показаний приборов. Они уже почти ни в чем не уступают зарубежным вертолетчикам.

У специалистов даже родилась тактика использования Ка-50 и Ка-52 в бою. Создается, как вариант, авиационная группа из 5-7 машин, где будет два "Аллигатора", которые будут вести разведку, находить цели для атаки, работать своеобразным "летающим командным пунктом". А "Акулы" станут уничтожать разведанную бронетехнику, пункты управления противника, его живую силу или террористов, их склады с оружием и боеприпасами, тренировочные лагеря. Получится несколько "летающих терминаторов", жалящих, как осы.

Идея замечательная, но применять ее сейчас негде. Да и нечем. "Акул" у нас, читатели уже знают, - раз-два и обчелся, а ведение комплексного, управляемого общевойскового боя, в котором задействованы и космос, и воздух, и наземные войска отечественные командиры пока не освоили. С одной стороны, потому что для этого нет соответствующих средств, как технических, так и финансовых. С другой, в этом пока нет настоятельной необходимости. Подобные войны ведутся на Ближнем Востоке, но, и здесь - слава Богу, не на территории России.

Правда, одному из летчиков "Черной акулы" за участие в контртеррористической операции в Чечне в 2001 году присвоили звание Героя России. А создатели Ка-50 и Ка-52 получили Государственную премию России, генеральный конструктор КБ имени Камова Сергей Михеев - Золотую звезду Героя.

Судьба "Черной акулы": неба хватит на всех

В начале ХХI века фронтовую авиацию, в которую входили вертолетные части, передали из Сухопутных войск в подчинение Военно-Воздушным силам. Руководствовались при этом такой логикой: в "пехоте" на развитие собственной авиации обращают слишком мало внимания, а у летчиков - все будет по-другому.

В такой постановке вопроса была своя правда, хотя и не полная. В то время из-за недофинансирования армии и флота развитию военной организации государства, обеспечению ее новой боевой техникой уделялось минимум внимания не только в Сухопутных войсках, но и других видах вооруженных сил. И "перемена мест слагаемых" тут не сильно что-то решала. Достаточно будет сказать, что первых два новых самолетов - фронтовые бомбардировщики Су-34 ВВС России получили только в конце 2006 года. А перед этим пополнение авиации происходило с 1992 года только за счет модернизации существующего парка - по несколько единиц летательных аппаратов в год. Так что и авиационным генералам, по большому счету, было не до вертолетчиков.

И все же, переход под новое начальство опять сослужило "Черной акуле" недобрую службу. Главкому ВВС генералу армии Владимиру Михайлову больше нравился конкурент Ка-50 - машина милевской фирмы Ми-28, тот самый, что проиграл конкурс В-80 в 1984 году. Хотя, конечно, он уже был гораздо более совершенным, чем в те годы. За последние пятнадцать лет он стал более маневренным, более мощным по вооружению и броневой защите, получил возможность вести боевые действия, как днем, так и ночью. В его названии уже даже появилась буква "Н" - Ми-28Н, ночной. На нем тоже стояли противотанковые ПТУРы, хотя и чуть больше, чем у "Акулы" - 16 против 12, но тоже с приличной дальностью действия и способностью пробивать мощную броню. Только делали их не в Туле, а в Коломне, в знаменитом КБ Машиностроения...

Не исключено, сыграло свою роль и то обстоятельство, что главком ВВС перед переездом в Москву долгое время служил в Ростове-на-Дону, возглавлял там воздушную армию, стал на том посту Героем России, а в этом южном городе расположен завод "Росвертол", который как раз и выпускает вертолеты марки "Ми" - Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ми-28Н... Но это только предположение. Решение по продвижению той или иной техники всегда принимается коллективно. С участием самых разных специалистов. Только факт остается фактом. Вертолет Ми-28Н вдруг получил в ВВС большую поддержку, чем Ка-50. В декабре 2003 года генерал Михайлов даже публично заявил, что "основным боевым вертолетом авиации страны станет Ми-28Н". И, комментируя судьбу Камовских машин, он добавил следующее:

- Если вертолетами Ми-28Н планируется оснащать все вертолетные части, то Камовские машины будут поступать только в те вертолетные подразделения, которые выполняют специальные операции.

Полтора десятка лет назад, когда конкуренция между двумя вертолетами была в самом разгаре и "Черную акулу" еще официально не приняли на вооружение, автор этих строк поинтересовался у генерального конструктора Ми-28 Марка Вайнберга, ныне, к сожалению, покойного:

- Какой вертолет все-таки лучше - двухместный Ми-28 или одноместный Ка-50?

Марк Владимирович, человек - быстрый и достаточно резкий в суждениях, ответил на вопрос вопросом:

- А какой глаз вам дороже правый или левый?

И, не дожидаясь ответа, продолжил:

- В современном бою надо смотреть в оба. Здесь побеждает не то или иное отдельно взятое оружие, пусть даже и самое совершенное, а умение и способность командира разумно использовать группировку сил, те преимущества, что заложены в каждом из видов боевой техники, систем обеспечения боя, интегрированный комплекс таких преимуществ... Возьмем пример с вертолетами. Ка-50 может уничтожать воздушные цели, у него для этого гораздо больше возможностей, Ми-28 - наземные. Универсального оружия не существует. Одно дополняет другое. Но два-три звена этих машин могут создать сплошную зону поражения по всему фронту...

На последней выставке в Жуковском представители Ростовского завода говорили примерно то же самое, что и Марк Вайнберг:

- Сравнивать серийные вертолеты Ка-50 и Ми-28 некорректно. Они призваны решать разные боевые задачи. В свое время Ка-50 был принят на вооружение из-за ряда технических проблем с еще недоработанным тогда Ми-28. А сегодня "Черная акула" и "Аллигатор" действительно подходят для всевозможных спецопераций и разведки, однако для общевойсковых целей и огневой поддержки лучше Ми-28Н быть не может. За последние годы наши конструкторы довели новую машину до мирового уровня. Более того, аналогов Ми-28Н нет. Этот вертолет может вести бой на высоте от 5 метров, оставаясь неуязвимым (корпус выдерживает попадание из американского 20-мм пулемета "Вулкан", а лобовое стекло - пули калибра 12,7 мм), до 3,5 тысяч метров. У него унифицированное российское оборудование, включая обзорно-прицельную станцию с оптическим, телевизионным и лазерным каналами изображения, интегрированную с бортовым компьютером и другой авионикой. И, что немаловажно, он сравнительно недорог в производстве.

Не дело журналиста вмешиваться в спор, какой вертолет более необходим нашей армии. Наверное, прав был Марк Владимирович Вайнберг, - они, как два глаза, оба дороги и необходимы. И принимать решение, какой машине отдать предпочтение сегодня, какой - завтра, это право и ответственность людей в "больших погонах". Если, конечно, они действительно руководствуются государственными интересами, интересами выстроенной на долгие годы вперед системы обороны и безопасности, а не сиюминутной конъюнктурой. Но отвлечемся от этого направления темы.

Небо, действительно, большое. В нем найдется место и "Черной акуле", и "Ночному охотнику", как теперь называют Ми-28Н. Правда, тут есть проблема.

Реализация сразу двух проектов (Ми-28Н и Ка-50) обходится Гособоронзаказу достаточно дорого. К тому же оборудование, установленное на конкурирующих машинах, не унифицировано, если не считать двигателей и некоторых видов оружия и электроники (издержки советской секретности, да и традиций соперничающих фирм). Есть и еще вопрос - руководители военной организации государства должны выстроить свои подходы к обороне и безопасности страны на ближнесрочную, среднесрочную и дальнесрочную перспективу. Другими словами, надо четко знать, с кем и когда нам придется, если придется, воевать. С террористами и наркоторговцами (для этого больше подходит "Черная акула" и ее модификация) или с регулярными армиями, вооруженными тяжелой бронетехникой, самоходной артиллерией и пусковыми ракетными установками, как тактическими, так и оперативно-тактическими (по словам конструкторов, для этого и предназначен Ми-28Н), а, может, с теми и другими.

Сколько денег отведено бюджетом и Гособоронзаказом на Ми-28Н и Ка-50 в открытой печати не сообщалось. Судя по всему, это закрытая информация. Но, по сведениям из компетентных источников, пропорции в пользу "Ночного охотника", как сто к одному. И то, что на Арсеньевском заводе "Прогресс" начали работы по возрождению "Черной акулы", говорит, в первую очередь, о том, что есть решение доделать те машины, которые стоят там с середины 90-ых годов прошлого века.

Достройка трех вертолетов Ка-50 потребует финансирования в размере 30% их итоговой стоимости и позволит уже в ближайшее время создать ударную группу для борьбы с террористическими отрядами в условиях горной местности, - сообщил журналистам гендиректор завода "Прогресс" Юрий Денисенко. А слова вице-премьера, министра обороны России Сергея Иванова о том, что Камовские вертолеты все же включены в оборонный заказ, и к 2015 году Минобороны закупит еще 12 машин, внушают определенный оптимизм.

Конечно, двенадцать "Акул", как и двенадцать апостолов, погоды в российской армии не сделают. Но, не исключено, помогут КБ Камова и заводу "Прогресс" сохранить уникальную технологию и опыт работы над таким высокоинтеллектуальным оружием, как Ка-50. С боевой техникой такое бывает, - перестанешь ее делать, и уже не сумеешь возродить никогда.

Примеры известны. Германия и Япония, которым это было запрещено после Второй мировой войны, только-только научились делать современные многофункциональные истребители, хотя их автомобили давно среди лучших в мире. Да и вертолеты сегодня умеют проектировать только отдельные страны. Их можно пересчитать, как пальцы на одной руке.

Россия, благодаря и "Черной акуле", пока - в их числе....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка