Источник: газета «RBC Daily»
Опубликовано: 02.02.2007, 13:03

Airbus против Boeing

Пентагон объявил конкурс на поставки авиазаправщиков на 30 млрд. долларов


Минобороны США объявило конкурс на выполнение одного из самых дорогих военных заказов во всей послевоенной истории. ВВС США намерены в течение ближайших нескольких лет закупить 179 самолетов-авиазаправщиков на сумму минимум 30 млрд. долл. В борьбе за этот мегаконтракт сойдутся американский Boeing и его европейский конкурент Airbus.

Наряду с авиаконцерном Boeing борьбу за этот заказ ведет альянс американской Northrop Grumman и европейского аэрокосмического консорциума EADS. Начало конкурса несколько раз откладывалось. Заказ на производство новых авиазаправщиков был в кармане у концерна Boeing уже в 2001 году, однако незаконный сговор концерна с Пентагоном привел к объявлению о проведении нового конкурса на этот заказ.

До последней минуты лоббисты обоих конкурентов пытались каким-то образом повлиять на текст условий конкурса. В конце концов Northrop Grumman даже пригрозила, что снимет свое предложение, если условия конкурса будут более выгодными для концерна Boeing. Northrop Grumman уже объявила, что подвергнет условия конкурса детальному изучению.

Boeing, по всей вероятности, предложит Пентагону модифицированный вариант своего пассажирского самолета 767. Однако американский авиаконцерн оставляет за собой возможность предложить на конкурсе и более современную, 777-ю модель. Northrop Grumman и EADS идут на конкурс с самолетом Airbus А330. По сравнению с Boeing 767 этот самолет способен перевезти гораздо больше груза, однако и стоимость его выше примерно на 30%.

Авиазаправщики являются основой глобального присутствия вооруженных сил США в мире. Сейчас ВВС США имеют 533 авиазаправщика, находящихся на американских базах почти во всех регионах планеты. Почти все они были закуплены в начале 1960-х годов и поэтому уже не отвечают современным требованиям военных. Да и техническое обслуживание устаревшей техники требует громадных средств.

Получение заказа на производство авиазаправщиков имеет решающее значение для будущего соотношения сил между вечными конкурентами Airbus и Boeing. За счет оборонных заказов концерн Boeing получает более 50% своих доходов, что позволяет ему компенсировать цикличность продаж пассажирских самолетов. Концерну EADS, чьей "дочкой" является Airbus, напротив, военная продукция приносит лишь четверть его выручки. В случае получения заказа на авиазаправщики для Пентагона европейцы намерены организовать их выпуск в штате Алабама.

Впрочем, вопрос о выделении конгрессом США средств за закупку авиазаправщиков также остается пока открытым. Бюджет США в результате войн в Ираке и Афганистане находится в глубоком дефиците. Новое демократическое большинство в конгрессе настаивает на осуществлении социальных программ. Необходимость экономить военный бюджет привела к тому, что на первом плане находятся программы текущих закупок. Так, "представители народа" вопреки желанию Пентагона вставили в бюджет 2,1 млрд. долл. на строительство очередных 10 военно-транспортных самолетов типа С-17. "Каждый доллар, потраченный на С-17, - это доллар, которого не хватает для авиазаправщиков", - считает эксперт по вооружениям Ричард Абулафиа из американской консалтинговой компании Teal Group.

Между тем в четверг стало известно, что EADS совместно с Northrop Grumman получили заказ стоимостью 430 млн. евро на создание беспилотного разведывательного самолета типа Euro Hawk. Соответствующий договор был подписан накануне между Euro Hawk GmbH и немецким федеральным ведомством по военной технике и закупкам.

Предварительно договор был одобрен в бюджетном комитете германского бундестага. Немецкий беспилотник будет создан на базе американской модели Global Hawk, уже находящейся на вооружении ВВС США. В четверг стоимость акции EADS возросла на 1,65%, до 25,88 евро.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 2 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Самолетостроение, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)