Источник: сайт «Страна.Ру»
Опубликовано: 02.02.2007, 19:36

Загадка-2009

Через два года в воздух должен подняться российско-индийский истребитель пятого поколения


Действовать в любое время суток и в любую погоду. Применять весь спектр самого современного вооружения по воздушным и наземным целям. Иметь сверхманевренность для контактного боя. Летать на предельно малых высотах в режиме автоматического огибания местности и при этом быть совершенно незаметным для противника. Все это - требования к истребителю пятого поколения, который разрабатывается в конструкторском бюро "Сухого". В ходе недавнего визита Владимира Путина в Дели к разработке перспективного авиационного комплекса решила присоединиться и Индия. Истребитель поднимется в воздух уже в 2009 году, но до сих пор так и не ясно, как он будет выглядеть, что собственно Москва предложила Дели, и почему Индия с такой готовностью включилась в пока еще виртуальный проект.

Советские наработки

Работать над созданием истребителя пятого поколения в России начали еще в середине 80-х годов прошлого века. Впрочем, дальше эскизов дело не пошло. Виной тому стали экономические реформы в стране, практически полностью лишившие оборонку госзаказа и денег. Однако два главных конструкторских бюро страны, занимающихся истребителями - "Сухой" и "МиГ", - все-таки смогли представить прототипы подобных самолетов: С-37 (Су-47) "Беркут" и многофункциональный истребитель (МФИ) МиГ-1.44. Обе машины были созданы на базе еще советских наработок и подавались авторами как прототипы летающих лабораторий для отработки конструкторских решений и новых технологий. Тендер на создание истребителя пятого поколения выиграл "Сухой", однако с каким именно проектом он победил, так и осталось тайной.

"Работа над комплексом идет строго по графику, - отвечает на все вопросы по поводу нового авиакомплекса главком ВВС Владимир Михайлов. - Недавно мы познакомились с электронной версией ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - Страна.Ru). Она удалась. В "Сухом" серьезно продвинулись в области формирования облика будущей машины. Очень большой прогресс достигнут в плане аэродинамики: все оружие находится внутри фюзеляжа. Авионика позволяет эффективно обнаруживать и распознавать цели".

Еще в ходе авиасалона "МАКС-2005" выяснилось, что двигатель 117С для будущего истребителя уже тогда "налетал" более 30 часов. "Двигатель полностью отвечает требованиям, предъявляемым ВВС к авиационным энергетическим установкам нового поколения", - сухо сообщил тогда глава НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин.

Вот, собственно, и вся официальная информация. Остальная строится лишь на догадках.

Закрытая информация

Так, судя по тандему "Сухой"-"Сатурн", нетрудно предположить, в какую именно сторону пойдет разработка самолета. Как говорят эксперты, планер новой машины, разрабатываемый КБ "Сухого", скорей всего, будет сделан из суперсовременных композитных материалов. Их отработка как раз и прошла на С-37. У "Беркута" крылья обратной стреловидности, то есть в отличие от обычных истребителей они повернуты не назад, а вперед. В КБ "Сухого" подобную причуду объяснили весьма лаконично: с подобным крылом самолет имеет большую подъемную силу. Кроме того, чтобы обеспечить прочность крыла (по аэродинамике оно попросту должно сворачиваться в трубочку от нагрузки), нужны новые сверхпрочные материалы. На фирме не рассказывают о том, что они собой представляют, но намекают, что вещество, из которого сделан фюзеляж "Беркута", очень похоже на пластик, только в отличие от его бытовых собратьев, он сверхпрочный и сверхлегкий.

Вес фюзеляжа - одна из немаловажных деталей будущего самолета. При снижении массы, как говорят конструкторы, появляется возможность разместить на машине гораздо большее количество приборов и вооружения. Глава компании "Технокомплекс", занимающейся бортовым радиоэлектронным оборудованием. Гиви Джанджгава рассказал Стране.Ru, что для машины пятого поколения уже практически готова новая кабина пилотов. Ее, к слову, неоднократно и вполне открыто демонстрировали на всех последних авиавыставках. В отличие от своих предшественниц в ней нет аналоговых (стрелочных) приборов, вместо них - несколько жидкокристалических дисплеев. На них-то и отражается вся полетная и боевая информация. Причем, как подчеркивает Джанджгава, пилот может включить режим "картинка в картинке" и получить в случае необходимости еще больше информации. Дополнительно, рассказывает конструктор, полетная и боевая информация может также отображаться на защитном стекле шлема пилота. Это, в свою очередь, разгружает человека от необходимости смотреть на мониторы перед собой, тем самым отвлекаясь от контроля пространства вокруг машины.

Не так давно появилась информация и о возможном вооружении будущего истребителя. Главное его "ноу-хау" состоит в том, что ракеты будут иметь в сечении квадратную форму. Говорят, что благодаря этому их будет легче разместить внутри фюзеляжа машины, тем самым сделав истребитель менее заметным для радиолокационных станций противника.

Совместное предприятие

Несмотря на промежуточные успехи в проектировании машины будущего и положительные оценки хода работ со стороны командования ВВС и руководства Минобороны, процесс создания истребителя идет слишком медленно. Конструкторы не скрывают, что виной всему деньги. Затраты на разработку машины превышают несколько десятков миллиардов рублей. У военных такой суммы нет. И поэтому было принято решение привлечь к разработке машины давнего стратегического партнера России сфере военно-технического сотрудничества - Индию.

Дели традиционно закупает наши истребители различных поколений. Недавно купил новейшие и самые совершенные в линейке КБ "Сухого" - Су-30 МКИ с изменяемым вектором тяги. Производство этих самолетов налажено и в Индии. Теперь Москва и Дели обсуждают возможности не только дальнейшего их совершенствования, но начало работы над пятым поколением.

Как сообщил вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов, каких либо препятствий для начала этого процесса нет. Между сторонами действует двухстороннее соглашение о соблюдении прав на интеллектуальную собственность, есть договоренности о том, как распоряжаться конечной продукцией. Так что после решения президентов двух стран работа должна начаться. С индийской стороны в разработке ПАК ФА будет участвовать корпорация HAL - крупнейшая индийская компания в сфере авиастроения. Кроме того, стороны договорились, что будут совместно работать над авиационным вооружением. В частности, АХК "Сухой" окажет Индии помощь в проведении летных испытаний крылатой ракеты "БраМос" воздушного базирования.

В российских ВВС очень довольны тем, что к разработке столь сложного и дорогостоящего проекта подключилась Индия. Даже такая богатая страна, как США, вынуждена была привлекать к работам над своим истребителем пятого поколения союзников и партнеров по НАТО. Сегодня F-22 "Raptor" уже поступает в войска. Поэтому и Россия вынуждена идти тем же путем. В любом случае, конечным результатом будут новые машины для наших ВВС.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 2 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МФИ, С-37, Научно-производственное объединение "Сатурн", Пластик, Су-30, Иванов Сергей, Крылья, Михайлов Владимир, Джанджгава Гиви, Самолетостроение, Беркут (в процессе тестирования)