О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Напиши им письмо...

Авиаперевозки - тема больная для норильчан. Причем больная давно. Уже не первый год люди жалуются, что летать стало плохо, дорого, неудобно...

Авиаперевозки - тема больная для норильчан. Причем больная давно. Уже не первый год люди жалуются, что летать стало плохо, дорого, неудобно... Только все эти жалобы становятся гласом вопиющего в пустыне.

Конечно, проблема номер один - дороговизна билетов. И именно непомерная цена за проезд, ну, или пролет из Норильска в Москву или обратно, позволяет рассчитывать на некое качество. Увы, как раз этот пункт в авиаменю не предусмотрен. И дело не только в самих перевозчиках, хотя они в этом смысле тоже стараются, как могут. Дело в том, что часто складывается такое впечатление, что и службы аэропорта, и авиакомпании удивительно синхронно работают, доставляя максимальное количество неприятностей пассажирам.

Неблагоприятный коэффициент

Аэропорт "Норильск" закрыт шестые сутки подряд. Все это время единственные авиационные ворота Таймыра не могут принимать самолеты из-за неблагоприятных погодных условий.

Прорваться в Норильск не могут 16 рейсов из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Хатанги и Абакана. Пассажиры, ожидающие вылета, и встречающие жалуются на то, что ни руководство авиакомпаний, ни руководство аэропорта и ЗАО "Алыкель" - эксплуатанта аэропортового комплекса - не могут внятно назвать причины задержки рейсов. Накануне гендиректор ЗАО "Алыкель" Олег ШПАГИН сообщил журналистам, что аэропорт не принимает самолеты из-за беспрерывной борьбы с гололедом и снежными заносами на взлетно-посадочной полосе.

Гололед на ВПП, по его словам, образуется из-за резкого потепления и непрекращающихся осадков. Это приводит к снижению коэффициента сцепления на ВПП, что угрожает безопасности при посадке самолетов.

Впрочем, наверняка многие норильчане хорошо помнят эту "задержку". Чего только тогда не писали и не говорили... И все, буквально все упиралось в магический "коэффициент сцепления". Если обрисовать вкратце, то картина выходила такая: зима действительно оказалась теплой, но не тропической. И снега действительно было много, но не катастрофически. А вот с полосой что-то действительно было не так... И на этой жесткой почве взросли две теории, обе похожие на правду, потому что обе очень русские.

Проверка слуха

Согласно теории первой, ктото в ЗАО "Алыкель" что-то накосячил с реагентом, которым обрабатывали полосу. То ли реагент не выдержал даже слабого холода, то ли, наоборот, был рассчитан на арктические условия. Результат один - этот самый реагент, который должен был сделать полосу шершавой, подлецом и шельмой оказался: полоса вместо положенной шершавости обрела все признаки мокрого стекла, и на ней буквально турнир по хоккею с шайбой можно было устраивать.

Конечно, сажать самолеты в таких нелепых условия никто не рискнул, и аэропорт "Норильск" дал всем рейсам полную отставку.

Хитрые представители авиакомпаний пожали плечами, нет, мол, никаких проблем, и самолеты, предназначавшиеся норильчанам, отправили в другие города, где с реагентами и полосами ситуация была лучше. Пассажиры, естественно, остались на бобах. Поскольку своей вины в задержке перевозчики не ощущали, то ни о какой гостинице с теплыми кроватями, а тем более горячих обедах и речи быть не могло. Все, на что могли рассчитывать норильчане в плане подкрепления, это ресторан "Елки-палки" и закусочная "Сбарро". (Кто не в курсе, это ресторанчики на втором этаже московского аэропорта "Домодедово".) Кстати, цены там, может, и не особо заоблачные, но еда так себе. Но это все первая теория, читай - слухи.

Приверженцы тоже винили во всем персонал аэропорта, но напирали не на зловредный реагент, а на халатность всех служб, и руководства особенно. В этой теории по всему выходило вот что: поскольку зима оказалась аномально теплой, и снега выпало больше, чем обычно, взлетно-посадочная полоса оказалась укрыта толстым слоем снега, как медведь в берлоге. А убирать его сразу, по мере выпадения на полосу, никто не захотел. Так что подождали, пока он выпадет весь, и только после этого стали чистить. В это время коварный нижний слой снегового покрытия, опять же из-за аномально теплой зимы, стал таять.

Словом, лишь в самый пиковый момент на приведение полосы в порядок были брошены живая сила и техника. И тут оказалось, что техника, прикупленная специально для быстрой и качественной очистки полосы от снега, к этой самой очистке оказалась ну совершенно не пригодна. То есть снег она вроде как убирала, а пространство после себя оставляла совершенно к посадке самолетов негодное. В таких условиях от процесса приземления и взлета решили отказаться и объявили отбой всем, кто уже летел в Норильск, и далее, по цепочке, тем, кто собирался это делать.

Дальше - перевозчики, пожимающие плечами и отправляющие самолеты в другие города, и бедствующие пассажиры. Все, как в первой теории. Но это тоже, повторюсь, слухи.

Два полюса планеты

В этой части все, имеющие отношение к инциденту, разделились на группы. Встречающие метались в аэропорту, не в силах понять причину задержки рейсов. И тут, что правда, то правда, есть, наверное, вина аэропортовых служб: никто не мог внятно объяснить людям, что происходит и что будет происходить. Работники проносились мимо встречающих мрачными безмолвными тенями, а те звонили без устали во все инстанции, пытаясь понять, почему самолеты не летают?

Пассажиры, застрявшие в московском "Домодедово", вообще не понимали, что происходит: нелетной погоды нет, но и лететь нельзя. Они звонили встречающей родне в Норильск и даже, как говорят, дозванивались до норильской справки-автомата. Последняя монотонно твердила: "...по фактической погоде"... Нервы не выдерживали ни у тех, кто ждал в Норильске, ни у тех, кто туда очень хотел, но не мог попасть. На фоне такой обстановки информационный вакуум не мог не радовать.

Вся эта волокита продолжалась почти неделю. Потом самолеты полетели. Правда, полетели не только "железные птицы", но и письма с "теплыми приветами" городским властям и руководству ЗАО "Алыкель".

Письмо

"Мы, пассажиры рейса №145, выполнявшегося по маршруту Москва - Норильск 13, 14, 15 и 17 декабря 2006 года, обращаемся с просьбой обратить внимание на вопиющее безобразие, происходящее в аэропорту Норильска. Несколько сотен человек были вынуждены ждать вылета в Норильск в аэропорту "Домодедово". Среди пассажиров были грудные дети, инвалиды, сдавшие в багаж средства жизнеобеспечения, старики...

Причина ситуации, повторяющейся с завидной регулярностью, - обледенение взлетной полосы, которое службы аэропорта не в состоянии устранить оперативно из-за неудовлетворительного состояния техники, обслуживающей полосу.

Как вы понимаете, аэропорт - единственные ворота в город, и он - объект жизнеобеспечения региона.

Мы как законопослушные граждане, исправно платящие налоги в городской бюджет, требуем конкретных действий по решению данной проблемы и конкретного ответа. Такое же обращение отправлено нами в администрацию Президента РФ и в редакции всех норильских СМИ".


Под этим письмом стоят подписи 180 норильчан. Все с указанием фамилий и имен, с адресами и контактными телефонами. Признаться, редкое в последние дни единодушие. И людей понять можно.

Норильск - город особый. Большую часть года единственная возможность выбраться на материк - самолет. И, понятное дело, каждый старается выбрать весь отпуск (и отпускные) без остатка, прибывая в аэропорт под вылет и с небольшим запасом наличных. В этом случае многодневная задержка если не смерти подобна, то может доставить массу неприятностей уж точно. Тем более, когда на руках маленький ребенок.

Словом, нет в этой ситуации ничего хорошего, хоть до боли в глазах вглядывайся. И вполне понятно желание людей найти виноватого. Найти и заставить отвечать. Мы обратились за комментариями к тем, кто имеет самое непосредственное отношение и к работе аэропорта, и к позиции авиакомпаний по отношению к "задержанным" пассажирам.

Валерий Цыбульский, начальник отдела транспорта УГиЖКХ администрации Норильска:

- Суть ситуации в чем? У нас была нелетная погода, была оттепель. Не было достаточного сцепления на полосе. Аэропорт не работал более пяти суток. За это время примерно 27 рейсов находились в разных портах. Как только аэропорт смог выполнять свою работу - люди прилетели.

Оба раза, и в середине декабря, и в январе, была практически нулевая температура при очень большой влажности. Даже из курса физики ясно: при таких условиях образуется наледь - от этого никуда не уйти. Это есть и на дорогах, и на взлетной полосе. А самолет садится при скорости более 200 километров в час. Последствия при соприкосновении шасси самолета со взлетной полосой непредсказуемы. Дороги мы посыпаем гравием, но с полосой этого делать нельзя. Во-первых, не позволяют требования безопасности, а во-вторых, особого эффекта не будет. Самолет все-таки не автомобиль.

Развею слухи и по поводу техники, и по поводу реагента: все соответствует требованиям. Нелетная погода у нас бывает - на Севере живем.

На мой взгляд, это просто роковое стечение обстоятельств. Никаких претензий ни к руководству ЗАО "Алыкель", ни к работе аэропортовых служб у нас нет. Здесь сидел по задержке представитель одной из авиакомпаний, если помните, даже губернатор не смог прилететь. Поверьте, если бы можно было что-то сделать, уж, наверное, сделали бы.

Виктор Алтухов, главный инженер ЗАО "Алыкель":

- В декабре и январе в Норильске была аномально теплая зима. Если взглянуть на ситуацию объективно, что мы увидим? Стечение сразу нескольких моментов: высокая температура, высокая влажность, ливневые осадки (так правильно называется обильный снегопад. - Авт.) и сильный боковой ветер. Как раз все это и не позволило аэропорту работать в нормальном режиме.

Сразу хочу отметить: очистка полосы велась постоянно. И техникой, и реагентом - антиобледенителем мы обеспечены в полном объеме. Слухи о том, что был применен какой-то новый реагент, не имеют под собой абсолютно никаких оснований - мы им пользуемся уже третий год, и ранее никаких проблем не возникало. Но раньше и не было в декабре и январе таких температур. Так что никакого злого умысла здесь нет. Мы выполняли свою работу и делали все, что возможно. Если нас упрекать в том, что не смогли остановить снег и ветер... Ну, это абсурд.

Конечно, нам известно о тех неудобствах, которые непогода принесла норильским пассажирам. Письма ведь направили не только в газету, но и в администрацию президента. По этому письму к нам приезжали с проверкой комиссии из Генеральной прокуратуры и транспортной. В ходе этих проверок никаких нарушений выявлено не было. Более того, они подтвердили: мы действовали правильно и действительно делали все, что возможно.

Большую часть времени аэропорт работал по фактической погоде, мы его не закрывали. Стоит помнить: решение о вылете рейса принимает не руководство аэропорта, а командир воздушного судна. Для большинства воздушных судов метеоусловия, бывшие в тот момент в Норильске, просто неприемлемы.

Из отчета...

...В период с 12 по 20 декабря средняя температура воздуха в районе аэропорта "Норильск" составляла - 10С, преимущественный боковой ветер 150 градусов, силой 15-20 метров в секунду, ливневый снег, видимость менее 1000 метров, коэффициент сцепления 0,29 при рабочем 0,35.


Применение реагента и тепловой техники в сложных метеоусловиях не позволило повысить коэффициент сопротивления.

Есть еще один момент, на который я хочу обратить внимание. У нас есть статистические данные за прошлые годы, опираясь на которые, можно утверждать: раньше наш аэропорт работал с меньшей регулярностью. Утверждение, что в 2006 году аэропорт работал всего 100 дней... это неправда.

***

И последнее. Не в плане защиты ЗАО "Алыкель", а для разъяснения ситуации. Если руководство аэропорта принимает решение о закрытии порта, то оно всегда обосновано объективными причинами. Аэропорту, если уж говорить совсем прямо, закрываться невыгодно - деньги за посадку, обслуживание и взлет самолета идут мимо кассы. И еще один момент: на два часа закрывать порт никто не будет - если погоды нет, то ее нет. Дальнейшее зависит от авиакомпаний.

То есть все эти наши печально знаменитые откладывания на два часа, и потом еще на два часа, и потом еще на два, и так до бесконечности - решение перевозчика. Принять решение о вылете аэропорт не в силах - это прерогатива командира воздушного судна, впрочем, как и решение о заходе на посадку в запасной аэропорт. Почему перевозчик не дает сразу отбой на ночь, а откладывает рейс на два часа? Вопрос риторический. Можно предположить, что именно такой стиль поведения выгоден по тем или иным причинам. Выгоден авиакомпании, но не пассажирам. Впрочем, о них после покупки билета можно уже не думать.

***

Хочу отметить: если бы даже при том, что порт не работает несколько дней, людям обеспечили человеческие условия ожидания - минимум две трети претензий были бы сняты. Почти каждый из нас бывал в московском "Домодедово" (именно оттуда к нам летают все столичные рейсы) и знает: переждать там пару-тройку часов еще можно, но остаться на несколько дней, да еще и с неясной перспективой вылета... Это, мягко говоря, очень неприятно. Ближайшая гостиница достаточно дорогая, и у многих на нее просто нет денег. Значит, что все время ожидания, а в нашем случае это четыре-пять дней, придется провести в узких металлических креслах. От такого "отдыха" не только письмо президенту напишешь, пристрелить кого-нибудь захочется....
Авторские права на данный материал принадлежат «Заполярная правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка