О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Подрезали крылья

Конфликт между крупнейшими украинскими авиакомпаниями и поставщиками авиатоплива поставил под угрозу бизнес украинских авиаперевозчиков

Конфликт между крупнейшими украинскими авиакомпаниями и поставщиками авиатоплива поставил под угрозу бизнес украинских авиаперевозчиков. Уладить спор, который может уничтожить транзитный потенциал Украины, с помощью компромиссов не удастся.

В конце прошлой недели крупнейший авиаперевозчик страны компания "Аэросвит" отменила рейсы в направлении Киев-Львов и Львов-Киев. Пассажирам, которые уже купили билеты, предлагали ехать автобусом за счет авиакомпании, вернуть билеты или подождать, когда рейсы возобновятся. Проблемы возникли и на международных маршрутах. В частности, из-за необходимости дозаправки самолет компании "Аэросвит" с опозданием прилетел в Бангкок. "Сегодня мы используем топливо, которым нам удалось заправиться вчера до полуночи", - заявили 1 февраля в авиакомпании. О возможных срывах авиарейсов также заявили компании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и "Украинско-Средиземноморские авиалинии" (UMAir).

Виновником сложившейся ситуации авиаперевозчики считают поставщиков топлива, которые повысили цены на 20%. Последние объясняют свои действия изменением условий закупки горючего на рынке, а также проблемами с возмещением налога на добавленную стоимость (НДС). Только за последние полгода правительство задолжало по НДС одному из поставщиков - "ЛУК-Авиа Ойл" - 39 млн. гривен. По мнению авиакомпаний, изменение принципов ценообразования ставит их в дискриминационные условия по сравнению с зарубежными конкурентами. В связи с этим авиаперевозчики предрекают кризис и разрушение всей авиатранспортной отрасли.

Конфликт быстро вышел на государственный уровень. Не ожидая официального запроса, свое расследование начал Антимонопольный комитет Украины (АМК). В спор между поставщиками и потребителями авиатоплива были вовлечены два министра. Так, министр транспорта и связи Николай Рудьковский просил министра топлива и энергетики Юрия Бойко повлиять на поставщиков горючего. После шестичасового совещания 1 февраля участники рынка, наконец, пришли к компромиссу. В обмен на обещания министров возместить НДС поставщики топлива согласились продавать керосин по старым ценам до 5 февраля включительно. Затем стороны снова сядут за стол переговоров. Однако то, что не удалось согласовать с начала года, вряд ли удастся решить за один день, даже при посредничестве правительства. Это значит, что насущная проблема не решена и ее обсуждение вновь откладывается.

Неоправданное Посредничество

Конфликт между авиакомпаниями и поставщиками топлива возник не сегодня. Еще в конце ноября прошлого года компании "Кребо" и "ЛУК-Авиа Ойл", контролирующие поставки горючего в аэропорту "Борисполь", уведомили авиаперевозчиков о повышении цен с декабря на 20-25%. Но это противоречило условиям контрактов, заключенных на 2006 год. Согласно этим договоренностям, цена топлива определялась по формуле, основой которой была цена керосина на Роттердамской бирже. На мировых рынках резкого подорожания горючего не произошло. Поэтому МАУ и "Аэросвит" тут же заявили о неприемлемости повышения, а также сговоре поставщиков с целью монополизации рынка поставок топлива. Однако официально в госорганы перевозчики не обращались. "После сделанных авиакомпаниями заявлений Антимонопольный комитет рекомендовал им изложить свое видение ситуации в официальном письме к нам, однако они этого до сих пор не сделали", - рассказывает глава пресс-службы АМК Богдан Якимюк. Судя по всему, перевозчики рассчитывали на благоприятный исход переговоров с поставщиками горючего. Но этого не случилось Эпицентр конфликта - международный аэропорт "Борисполь". Керосин дорожает и в других украинских аэропортах, но именно в "Борисполе" базируются три крупнейшие украинские авиакомпании - "Аэросвит", МАУ и UMAir. Не менее 60% топлива они вынуждены покупать именно в базовом аэропорту. Заправиться впрок за границей, где керосин обходится дешевле, в большинстве случаев не позволяют технические характеристики самолета.

"Аэросвит", МАУ и UMAir вынуждены заправляться у "Кребо" и "ЛУК-Авиа Ойл". Президентом совместного предприятия "Кребо" ("Кременчуг-Борисполь") является бывший директор Кременчугского НПЗ Владимир Матыцин, ему и принадлежит контрольный пакет акций компании. Кроме того, судя по названию, долю в СП имеет и киевский аэропорт, а значит, его руководство непосредственно заинтересовано в успешной работе "Кребо". Компания "ЛУК-Авиа Ойл" - дочерняя структура российской компании ЛУКойл. Она торговала авиатопливом, произведенным на Одесском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), который также является собственностью ЛУКойла, однако после остановки предприятия летом 2005 года стала покупать его на Кременчугском НПЗ. Еще в середине 90-х "Кребо" и "ЛУК-Авиа Ойл" создали в "Борисполе" топливно-заправочную инфраструктуру, поэтому неудивительно, что именно они являются эксклюзивными поставщиками горючего в аэропорту. Желание других поставщиков авиакеросина, в частности компании "ТНК-ВР Украина", заправлять самолеты в "Борисполе" упирается в отсутствие доступа к топливозаправочной инфраструктуре. "Если будут приняты решения, которые сделают систему определения поставщиков прозрачной и справедливой, мы с удовольствием примем участие в тендерах на заправку самолетов в "Борисполе". Мы не раз обращались к администрации аэропорта с предложением обеспечить нам технические возможности по заправке воздушных судов, помочь заключить договоры на прокачку наших нефтепродуктов по трубопроводу до перрона, а также по аренде резервуаров на перроне, без которых невозможно пройти сертификацию. Но ни один из этих вопросов не решен положительно", - говорит генеральный директор "ТНК-ВР Коммерс" Феликс Лунев. Учитывая не самые хорошие отношения авиаперевозчиков со столичным аэропортом (достаточно вспомнить затяжной конфликт между компанией "Аэросвит" и "Борисполем" в отношении строительства пассажирского терминала), рассчитывать на взаимные уступки им вряд ли стоит. Главный аэропорт и так является плацдармом, на котором сталкиваются многие интересы. Создав неоправданную монополию, возможность диктовать свои условия получили и заправщики.

Монополия поставщиков

Для повышения цен есть объективные причины. С октября прошлого года Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (АО "Укртатнафта") работает на сырье, предоставленном по давальческим схемам СП "Укргаз-Энерго". Раньше "Кребо" и "ЛУК-Авиа Ойл" закупали авиатопливо напрямую у Кременчугского завода, который покрывает потребности трех четвертей рынка (оставшуюся четверть обеспечивает Лисичанский НПЗ, связанный с "ТНК-ВР Украина"). Теперь заправщики вынуждены приобретать авиакеросин у "Укргаз-Энерго". Нефть, на которой работает НПЗ в Кременчуге, была куплена по завышенной цене. Помимо этого, в стоимость керосина включена надбавка посредника - компании "Укргаз-Энерго". Чтобы отпускать топливо авиаперевозчикам по старым ценам, поставщикам пришлось бы отказаться от прибыли. Поэтому они не желают идти на уступки.

По мнению директора консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, повышение цен на авиатопливо продиктовано еще и желанием поставщиков ликвидировать существовавшую до сих пор систему дисконтов для потребителей. До недавнего времени действовала система скидок от законтрактованной цены: даже предоставляя авиакомпаниям десятипроцентный дисконт, поставщики работали с прибылью. По информации "Эксперта", если раньше поставщики зависели от покупателей, то теперь ситуация кардинально изменилась. Дело в том, что керосин для заправки самолетов и дизельное топливо для автомобилей имеют почти одинаковую себестоимость производства. До недавнего времени разница в ценах между дизелем и авиакеросином стимулировала производителей наращивать выпуск авиационного топлива, а торговцев - объемы продаж. Однако с ростом цен на дизель выгоды от производства авиатоплива при существующих тарифах себя исчерпали.

Таким образом, Кременчугский НПЗ и его трейдеры - "Кребо" и "ЛУК-Авиа Ойл" - могут легко переориентироваться с поставок авиакеросина на продажу дизельного топлива для автомобилей. Хрупкий баланс взаимной зависимости продавцов и покупателей был нарушен. Это дало поставщикам горючего возможность инициировать повышение цен. Причем поставщики топлива не только хотят больше заработать, воспользовавшись удачной конъюнктурой на рынке, но и заодно решить проблему невозмещения государством налога на добавленную стоимость. Поставщики решили просто заложить НДС в цену для потребителей. "Сейчас на международном рынке авиации топливо стоит пятьсот шестьдесят-пятьсот семьдесят долларов за тонну, а отечественным авиакомпаниям приходится закупать его по семьсот двадцать долларов. К этой сумме еще необходимо прибавить безосновательное требование поставщиков об оплате двадцати процентов НДС, тогда как согласно законодательству Украины и мировым стандартам, на топливо, используемое на международных рейсах, действует нулевая процентная ставка НДС. В итоге общая стоимость за тонну увеличивается до восьмисот шестидесяти четырех долларов за тонну, что делает нас абсолютно неконкурентоспособными", - значится в пресс-релизе компании UMAir.

Решение сверху

Переговорный ступор в деле об авиатопливе обещает ликвидировать Минтопэнерго. "Есть аспект, связанный с невозвращением НДС. В ближайшее время он будет устранен, и поставщики горючего выполнят свои обязательства по поставкам авиакеросина по ценам, приемлемым для авиаперевозчиков", - заявил Юрий Бойко. Однако эти уступки не решат сути конфликта. Цены на керосин останутся далекими от рыночных до тех пор, пока будут существовать ненужное посредничество "Укргаз-Энерго" и монополизм заправщиков.

Поэтому действия правительства должны быть более решительными. Ликвидация долгов по НДС устранит лишь формальную причину повышения цен. Необходимо также взять под контроль управление Бориспольским аэропортом, чтобы устранить монополизацию заправочного бизнеса. А снижение цен на авиакеросин возможно при либерализации импорта готового топлива. "Если уменьшить жесткие импортные пошлины, которыми сейчас сдерживается ввоз керосина, то рынок сам себя отрегулирует. Если тарифы в Европе составляют около шестисот долларов за тонну, а в Украине - восемьсот, то обязательно появятся предприятия, заинтересованные в импорте топлива, и цена на керосин, вероятно, снизится", - считает генеральный директор международного аэропорта "Киев" (Жуляны) Сергей Никифоров.

В таком случае украинские авиаперевозчики смогут диверсифицировать поставки горючего. Сейчас у них практически нет выбора. Подорожание топлива скажется и на внутренних, и на международных (дальномагистральных) маршрутах. Внутренние авиарейсы убыточны, но стратегически важны для доставки пассажиров к узловому аэропорту. А дальномагистральные маршруты приносят перевозчикам наибольшее количество лояльных клиентов и максимальную прибыль. Конфликт на отечественном рынке авиатоплива не отразится лишь на международных рейсах в недалеко расположенные города (такие, как Москва, Минск или Варшава). Затянувшийся ресурсный кризис приведет к прекращению рейсов, стратегически важных для Украины как для перспективного авиатранзитного государства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка