Источник: сайт «Газета»
Автор: Геннадий Савченко, Владимир Степанов, Евгений Беляков
Опубликовано: 08.02.2007, 15:06
Комментариев: 117

Гонка авианосцев

Сергей Иванов рассказал, какими будут Вооруженные силы России через семь лет


В ближайшие семь лет Вооруженные силы России ожидает масштабное перевооружение. Военные будут готовиться к превентивным ударам по вероятному, но пока еще неизвестному противнику, для борьбы с которым потребуются даже авианосцы. Поэтому до 2015 года в войска поступит больше единиц вооружений, чем поступило за весь период после распада СССР. Об этом вчера заявил, выступая на правительственном часе в Госдуме, вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов. Это означает, что Кремль готов не только вернуться к советской доктрине паритета военной мощи с Западом, но даже превзойти ее - ведь СССР никогда не придавал большого значения флоту и авианосцам.

Сергей Иванов рассказал депутатам о ходе и перспективах переоснащения Вооруженных сил. Прежде он предпочитал общаться с ними без присутствия СМИ, но в этот раз заседание прошло в открытом режиме. Подобная открытость объяснялась только одним: вице-премьер должен был сделать громкие заявления.

И он их сделал: "Рост национальной экономики, а также созданный научно-технический задел в 2002-2005 годах позволяет нам выйти на новый качественный уровень в вопросах оснащения Вооруженных сил".

В 2007 году армия приобретет 17 межконтинентальных баллистических ракет, четыре космических аппарата военного назначения и столько же ракет-носителей к ним, оснастит модернизированными образцами одну эскадрилью стратегической авиации, шесть тактических и вертолетных эскадрилий, семь танковых и 13 мотострелковых батальонов.

Всего же, сказал вице-премьер, в рамках программы перевооружения, которая начнется в нынешнем году и завершится в 2015-м, планируется заменить 45% имеющейся боевой техники. За семь лет на боевое дежурство встанут 34 шахтных пусковых установки и командных пункта, более 50 грунтовых подвижных комплексов "Тополь-М", 50 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС. Пять ракетных бригад будут оснащены новейшим ракетным комплексом "Искандер-М", планируется также завершить строительство стартовых комплексов "Ангара" и "Союз-2". В сухопутных войсках перевооружению подлежат 40 танковых, 97 мотострелковых и 50 десантных батальонов, планируется закупить 116 тысяч автомобилей.

Но самые большие перемены ждут флот, который до 2015-го получит 31 корабль, и "где-то на рубеже 2009 года" будет принято решение о строительстве новых авианосцев.

Цена вопроса

На создание новой армии в 2007-2015 годах планируется направить 5 трлн. рублей. В частности, в бюджет 2007 года по статьям "национальная оборона" и "национальная безопасность" заложено почти 1,5 трлн. рублей, то есть около 27,8% общих расходов госбюджета. Однако в эту цифру включены все бюджетные расходы на всех людей в погонах, то есть это расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность. На содержание армии тратится чуть больше половины. "По отношению к ВВП доля расходов по оборонным статьям стабильно находится в пределах 2,60-2,8% ВВП", - заявил вчера Иванов. Другими словами, бюджет Минобороны запланирован на уровне 821 млрд рублей. Если считать с 2000 года, оборонные расходы выросли почти в шесть раз. Около 44% оборонного бюджета сейчас идет на перевооружение или модернизацию техники, уже стоящей на вооружении, а 56% - на содержание Вооруженных сил, или, как заявил Иванов, "проедание". Сергей Иванов сообщил, что в будущем это соотношение планируют изменить, направляя на закупки и модернизацию вооружений не менее 50% военного бюджета.

Сверхдорогая игрушка

Итак, Россия станет могучей авианосной державой. Это притом, что главком ВМФ Владимир Куроедов в начале 2004 года заявил: "Авианосец - это вопрос следующего десятилетия". А в июне 2006-го военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве России в основном одобрила проект госпрограммы вооружений на 2007-2015 годы, и первый зампред комиссии Владислав Путилин сообщил, что в рамках программы не предусматривается строительства ни одного нового авианосца.

Осторожность ВПК и ВМФ понятна: "плавучие аэродромы" стоят бешеных денег. Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сказал "Газете": "Только сам корабль обойдется как минимум в $2 млрд.". Новые авианосцы, если будет принято решение, станут строить на "Севмашпредприятии".

Но авианосец требует кораблей сопровождения. По взглядам западных теоретиков, эскорт должен включать как минимум ракетный крейсер, несколько эсминцев, фрегатов, подводную лодку и суда обеспечения. Эдвард Литвак еще в 1985 году подсчитал, что содержание авианосного соединения обходится в $6 млрд. в год.

Для авианосца нужны палубные самолеты и вертолеты. Адмирал Куроедов в 2005 году обещал новый многоцелевой палубный самолет. Деньги найдутся в Индии, по заказу которой Россия проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по модернизации самолета МиГ-29 для авианосца "Адмирал Горшков", проданного ВМС Индии. "Индийцы выбрали МиГ-29 в качестве базового для своих авианосцев, - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Таким образом, за их деньги мы сможем провести НИОКР по этому самолету и для наших авианосцев".

Гордость и горечь

Сейчас в стране есть один авианесущий крейсер - "Адмирал Кузнецов". Неудовлетворительное состояние его машинно-котельной установки не позволяет кораблю длительно поддерживать ход более 16-18 узлов. Кроме того, у "Кузнецова" изношены механизмы, отсутствует нормальная береговая инфраструктура (из-за чего корабль базируется на судоремонтном заводе СРЗ-35), ненадежны высоконапорные главные котлы, не хватает квалифицированного личного состава. И самый красноречивый факт: по данным источника "Газеты" в военно-морской отрасли, в стране - не более 10 подготовленных палубных летчиков, притом, что на авианосце должны быть не только истребители и штурмовики, но и самолеты радиолокационного обнаружения, заправщики, противолодочные - всего шесть-семь разных типов.

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Заложен в 1982 году на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве. Вступил в строй в 1990 году. Стоимость постройки корабля (без "авиакрыла") составила 550 млн рублей в ценах 1985 года.

  • Водоизмещение: 58 500 тонн.
  • Запас хода: 8000 миль.
  • Экипаж: 1960 человек, из них 656 человек летного состава.
  • Скорость: 29 узлов.
  • Вооружение: противокорабельные комплексы (крылатые ракеты) - П-700, "Гранит"; зенитно-ракетные комплексы - "Кортик", "Клинок", AK-630; противолодочные комплексы - "Удав", РБУ-12000.
  • Самолеты: 40.
  • Вертолеты: 12.
Источник: ship.bsu.by

Из всего сказанного понятно, что авианосный флот невозможно создать одним волевым решением - этого не мог добиться даже Сталин. Поэтому многие эксперты говорят, что России авианосцы не нужны. Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин сказал "Газете": "Самым важным направлением было бы создание интегрированной системы обороны, включающей средства космической разведки, информационные системы и силы ракетных войск стратегического назначения".

И, наконец, главное. Прежде чем перевооружать армию и флот, необходимо четко представлять, для чего это нужно: быть региональной державой или мировой? Какие и где иметь интересы? То есть располагать военной доктриной и доктриной нацбезопасности. А вице-премьер Сергей Иванов придерживается противоположных взглядов. В Госдуме он заявил наоборот: все точки над i расставит новая военная доктрина, которую примут после доктрины нацбезопасности, но войска должны быть готовы к превентивным ударам. Видимо, с помощью авианосцев.

Несбывшаяся мечта

Авианосец как самое мощное, технологичное, дорогое и престижное оружие всегда был предметом вожделения разных стран и вождей. Наиболее типичный пример такого мечтателя - Гитлер с неосуществившимся проектом "Граф Цеппелин". Для борьбы с могучим британским, а позднее и американским флотом ему требовался классический ударный авианосец, самолеты которого могли бы осуществить массированный налет на вражескую эскадру. "Граф Цеппелин" был заложен в 1937 году, но его постройка затянулась из-за предвоенных теоретических споров в руководстве нацистской Германии, а во время войны - из-за острой нехватки материалов, технологий и квалифицированных кадров. Дело еще осложнялось регулярными бомбежками англичан и американцев. В итоге корабль с проектируемым водоизмещением 33,5 тысячи тонн, скоростью 35 узлов и авиагруппой в 40 самолетов попал в руки Советской армии, использовался в качестве мишени на стрельбах и был затоплен в 1947 году.

Похожая судьба постигла программу строительства авианосцев фашистской Италии, правда, там к закладке кораблей даже не приступали, а в окружении дуче только спорили, что именно переоборудовать в авианосец: то ли пароход "Аквила", то ли линкор "Рома".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 8 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МиГ-29, Ту-160, Ту-95МС, Ан-124-100 Руслан, Иванов Сергей, Путилин Владислав, Макиенко Константин, Т-130, КУЗНЕЦОВ, Ангара (Angara) (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Давайте тогда более предметно - про 'гонку авианосцев' - что и как можно противопоставить лоббизму оружейников и вредной гонке вооружений, ведь часто можно услышать аргумент, что это способствует инновациям, а значит экономическому росту? Каковы очевидно-наглядные критерии инновационности?
Говорят, что эта формулировка принадлежит Гебельсу: лучшая ложь - это полуправда.
Трудно спорить с очевидным фактом, что это способствует инновациям, а значит экономическому росту.
Я уже об этом упоминал. Да, растет занятость на производстве, проводятся научные исследования по весьма широкому спектру. Интенсифицируется добыча необходимого сырья. Побочные результаты и технологии перемещаются в гражданский сектор, где тоже могут повлиять на развитие производства. Богатеет страна, богатеет народ!
Очевидность этого трудно поставить под сомнение, особенно перед теми, кто заработал лишнюю копейку, купил бытовую технику, о которой вчера и не мечтал, въехал в новую квартиру. Но секрет словоблудия именно в том, что недосказывается та сторона дела, которая до поры до времени не является очевидной. Человеку свойственно жить днем сегодняшним. Вспоминая времена холодной войны, можно очень четко проследить технологию управления общественным мнением. Все угрозы подавались не как "коммунизм на горизонте", а как "русские танки ЗАВТРА будут у вас под окном". Именно реальность события, если не сегодня, то завтра является ключем, открывающим крышку на пульте управления личностью.
И вот тут наступает весьма щекотливый момент: дальновидные люди, обеспокоенные будущим ОБЩЕСТВА, как правило ЧЕСТНЫ и перед собой и перед обществом. ОБМАНЫВАТЬ его тем, что угроза накопления оружия уже завтра станет причиной катастрофы, они не будут. Еще и потому, что для толпы ее легко (пока еще) опровергнуть безответственными заявлениями типа "у нас все под контролем". Втягивание общества в массовое производство оружия чревато еще и тем, что дисциплина производства, режим секретности и связанный с этим контроль над работниками будет ужесточаться, что многими будет восприниматься, как естественное условие выгодной "для дома, для семьи" работы. В результате возможно появление реально мощной зомбированной прослойки общества, которая на "демократических" выборах обеспечит победу политикам, лоббирующим оружейников.
Как это предотваратить? Можно партизанить, но бунт в состоянии только разрушать, а не строить.
Критерии инновационности надо выбирать с учетом их эффективности для управления обществом.
Если внедрять инновации в "демократическое" общество, критерии нужны одни, если планируется сначала это общество "перепрофилировать", то другие. И начинать придется с инноваций по перепрофилированию.
А что значит перепрофилировать?
Люди, задумавшие когда-то перепрофилировать расистское общество, в "демократическое", возможно, не задумывались над тем, что оно, в реальности, построено на насилии. Одна часть общества навязывает другой части свою, как она считает, независимую волю, выполнять которую другой части приходится под угрозой репрессий. При каком-то малом проценте "другой" части скрытым противостоянием можно пренебречь. Но "двоечники от политики", стремясь облегчить себе задачу по сколачиванию большинства, пошли по чисто математическому принципу: 51% / 49%. Но ведь это ничто иное, как гражданская война, пусть даже в скрытой форме! Вот я и говорю о том, что, если найдется другая схема общественных отношений, то реализация ее начнется с перепрофилирования сознания той части общества, которая на первом этапе должна будет воспользоваться привычным для другой части "демократическим" захватом инициативы, а затем перепрофилировать сознание другой. Только больно уж дело это тонкое!
Если честно, то сам я в такую фантастику не верю, прежде всего из-за "физики". Без пресловутой "разности потенциалов" и в развитии общества не обойтись. Выровняй ее - и обществу "кирдык"! Разве что научатся ее когда-нибудь регулировать более человечными методами, чем сейчас...
А массовое инновационное мышление возможно?
Чисто теоретически и в зависимости от критерия массовости. Слишком много отвлекающих факторов создается именно для того, Дмитрий, чтобы эра инновационного мышления не наступала. Причем не только в России. Лозунг "Хлеба и зрелищ!" безотказно работает из века в век. Молодежь, подсевшая на компьютерные стрелялки, признает инновации только в сфере таких игр. Старики в расчет не идут, они только ворчать да поучать могут (ох, и злопамятный я). Остальные стараются мыслить инновционно в рамках карьеры и быта, поскольку понимают, что если делать это в других рамках, то на неопределенном по длительности этапе не будет ни карьеры, ни быта, а там, глядишь, уже в расчет брать не будут по возрасту. Вот и прикиньте, какая по величине масса согласиться мыслить инновационно не вообще, а по теме, которую она для себя важной не считает.
Я понимаю, что возможности телефонной клавы ограничены, но заданный вопрос не содержит в себе конкретики по теме, а является, скорее, общелюбознательным наподобие: возможна ли жизнь на Марсе?
Ну, что, господа? Авианосцы уже приплыли?
Тут вроде бы всё ясно.
Естессссссственно!
Пар в свисток вышел, а более и не треба!
В военных СМИ дискуссия о необходимости строительства авианосцев для ВМФ России идет практически постоянно, временами активизируясь. Сегодня на фоне разработки новой госпрограммы вооружений, которая определит программу военного строительства на 2016-2025 года, этот спор разгорается с новой силой. Интригу придают и сообщения о скором утверждении проекта нового российского авианосца
http://rus.ruvr.ru/2013_10_10/Avianosec-dlinnaja-ruka-dlja-VMF-Rossii-3014/

Есть деньги - нет денег, это для либерастовско миньетженерии.