Источник: газета «Телеграф»
Автор: Андрей Анишин
Опубликовано: 12.02.2007, 17:40

Неопознанный плавающий объект


Инженер Дэвид Борман заканчивает эксперимент по скрещиванию катера с самолетом. В создаваемый им аппарат вложены лучшие решения, найденные как при строительстве катеров, так и в авиационной технике.

Комфорт обеспечен

На создание нового средства передвижения Бормана вдохновили самолеты, разработанные по технологии несущих тел. Она была предложена в авиастроении еще в двадцатых годах прошлого века, а после войны успешно разрабатывалась NASA.

Особенность таких летательных аппаратов в том, что, напоминая по внешнему виду самолеты и летая так же, они, тем не менее, обходятся без крыльев. Крылья в этом случае не нужны: их функцию берет на себя сам корпус. Его геометрия способна частично изменяться, создавая подъемную силу и обеспечивая вокруг него необходимые изменения давления, которые заставляют совершать повороты. Катер, созданный Борманом, получил название Sea Phantom - "Морской призрак".

Это судно может справляться практически с любыми волнами, гоняя по ним на огромной скорости. При этом люди внутри катера защищены от воды и находятся в максимальном комфорте, какой только может быть при подобном способе передвижения.

Эта махина длиной 10,3 м пока серийно не выпускается. Однако она уже сожрала достаточно ресурсов: на ее создание потребовалось порядка 1,2 млн. долларов и около 3 тыс. часов работы, осуществлявшейся в течение 9 лет.

Катер-трансформер

Аппарат вмещает в себя до пяти человек (включая водителя). На скорости до 56 км/час катер довольно плавно перемещается по волнам. Однако в тот момент, когда темп движения начинает возрастать, превышая эту величину, с "Морским призраком" происходит необычная трансформация: из его боковых частей-балансиров выдвигаются своего рода дополнительные узкие закрылки длиной 1,8 м. На большой скорости вода оказывает на них довольно сильное давление, поэтому катер ими, как лыжами, начинает опираться на воду. По мере возрастания скорости эти лыжи еще больше открываются, поднимая судно еще выше.

Таким образом, может показаться, что катер едва ли не летит над водой. Но, как ни удивительно, это не иллюзия: теперь о себе и вправду начинают заявлять аэродинамические закономерности.

Когда судно стоит на своих крыльях-лыжах, между его корпусом и водной поверхностью возникает пространство, в котором находится воздух. А поскольку скорость велика, то он начинает оказывать существенное давление на днище катера. Из-за этого возникает подъемная сила, которая поддерживает "Призрак" над водой. В общем, катер летит, как это ни странно.

Летит, но не взлетает - тяжеловат. Надо заметить, что полетная составляющая, действующая на аппарат, достаточно велика. Благодаря ей происходит как бы уменьшение веса катера и снижается расход горючего на больших скоростях, когда лыжи выдвинуты. По утверждению Бормана и его компаньонов, в таком режиме Sea Phantom требует в 5 (!) раз меньше топлива, чем обыкновенное аналогичное судно таких же габаритов.

При этом мощность аппарата составляет 500 л. с., а максимальная скорость - 193 км/час. Из-за этой величины сами представители компании-производителя сравнивают Sea Phantom с вертолетом. Что и отразилось в слогане, сопровождающем продукт: "Со скоростью вертолета. По цене катера".

Испытания проходят успешно

Кстати, сравнения с авиацией на этом не заканчиваются. Ведь повороты "Морской призрак" осуществляет тоже за счет своих лыж, которые на этот раз лучше сравнить с крыльями. Но если самолет использует для этого какие-нибудь отклоняемые консоли на крыле, то Phantom просто задвигает лыжу с той стороны, в которую нужно свернуть. Следовательно, происходит поворот.

Пока массовое производство "Морского призрака" не налажено, это транспортное средство существует только в варианте прототипа. Полноценная версия значительно отличаться не должна, разве что обещает быть несколько крупнее. Ожидаемая цена полноформатного катера - 500 тыс. долларов.

Испытания прототипа уже проходят, причем довольно успешно.

 

Дайджест прессы за 12 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 12 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Телеграф». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Крылья, Самолетостроение (в процессе тестирования)