Источник: газета «Коммерсантъ - Екатеринбург»
Автор: Татьяна Шушакова
Опубликовано: 13.02.2007, 12:32

"Авиапрад" налетел на "Уральские авиалинии" в интернете

Авиакомпания Екатеринбурга купила домены конкурента


Конкуренция двух ведущих уральских авиаперевозчиков, компаний "Авиапрад" и "Уральских авиалинии" (УАЛ), перешла в новую стадию. Вчера руководство УАЛ сообщило "Ъ" о регистрации двух доменов, имена которых схожи с названием их главного конкурента - компанией "Авиапрад". Эксперты в юриспруденции не исключают судебных разбирательств между авиаперевозчиками.

Как рассказал "Ъ" коммерческий директор "Уральских авиалиний" Кирилл Скуратов, авиакомпания периодически покупает свободные доменные имена с целью их дальней перепродажи (киберсквоттинг). По словам господина Скуратова, в настоящее время на УАЛ зарегистрировано десять доменов, среди которых Авиакомпания Авиапрад и aviaprad.com. При этом он отметил: "Мы пока не решили, как поступим с этими доменами".

Факт покупки подтверждает и регистратор доменов "Ру-центр". По его информации, интернет-имя Авиакомпания Авиапрад продан компании "Уральские авиалинии", а aviaprad.com - туроператору "Европорт" (входит в группу компаний "УАЛ"). Сумма покупки составила $40.

ОАО "Уральские авиалинии" (УАЛ) - базовая авиакомпания аэропорта "Кольцово". По сведениям "Ъ", среди собственников топ-менеджеры предприятия - Сергей и Кирилл Скуратовы. УАЛ осуществляет регулярные и чартерные перевозки, в 2006 году услугами компании воспользовались более 1 млн. пассажиров, что на 11% больше, чем в 2005 году. В парке перевозчика 24 самолета, в том числе Airbus A320, Ту-154, Ил-86, Ту-154М, Ту-154Б, Ан-24.

ЗАО "Авиапрад" создано в 1995 году, до весны 2006 года принадлежало Уральскому заводу гражданской авиации, занималось грузоперевозками. По сведениям "Ъ", новыми собственниками компании стали структуры, близкие к группе компаний "Ренова". "Авиапрад" базируется в аэропорте "Кольцово" (Екатеринбург), откуда выполняет регулярные и чартерные пассажирские рейсы. В 2007 году авиакомпания перевезла порядка 50 тыс. пассажиров. В парке - самолеты Ан-24 и Як-42, Boeing 737-500.


Эксперты считают, что регистрация доменов, имена которых схожи с названием "Авиапрада", может нанести ущерб этой авиакомпании. "Доменное имя для авиаперевозчиков является инструментом ведения бизнеса в интернете. Они используют сайт для размещения расписания рейсов, заказа билетов, - говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Как правило, торговые марки авиакомпаний схожи с доменными именами, так как это удобно для потребителей - облегчает поиск сайта. Захват же доменного имени может нанести компании косвенный материальный ущерб". Оценить ущерб эксперты не смогли, отмечая, что "он может достичь сотни тысяч долларов", в зависимости от его использования. "УАЛ и "Авиапрад" работают на одном рынке, зачастую обслуживают одни и те же маршруты (самый рентабельный Екатеринбург - Москва - "Ъ"). Если "Уральские авиалинии" используют приобретенные домены, как свою интернет-кассу авиабилетов, то отберут часть потенциальных клиентов у конкурента, и, как следствие, возможную прибыль", - предположил Олег Пантелеев.

Юристы считают, у руководства "Авиапрада" сейчас есть два способа избежать материальных потерь. Первый - купить удобные доменные имена у конкурента. По словам гендиректора группы правовых компаний "Интеллект-С" Евгения Шестакова, в этом случае, как показывает практика, сумма выкупа домена может составлять от $4 тыс. до $20 млн. в зависимости от договоренности сторон. Второй способ - "Авиапрад" может попытаться получить имена Авиакомпания Авиапрад и aviaprad.com через суд или антимонопольную службу (ФАС). "Если "Авиапрад" еще не зарегистрировал свой товарный знак в Роспатенте, а потому отвоевать в суде схожее доменное имя будет практически невозможно. В то же время ФАС может признать действия УАЛ фактом недобросовестной конкуренции, если юристы "Авиапрада" докажут, что конкурент получил незаконные преимущества на рынке товаров и услуг", - считает господин Шестаков. В свердловском отделении УФАС затруднились прокомментировать перспективы подобного дела, так как подобной практики пока не было.

Руководство "Авиапрада" свои дальнейшие действия не комментирует. Генеральный директор компании Сергей Козин сообщил "Ъ", что в компании пока нет четкого понимания, какой ущерб может нанести ситуация с доменом. Между тем дело может обойтись и без серьезных разбирательств между авиаперевозчиками. По данным "Ру-центра", на днях "Авиапрад" зарегистрировал Интернет-имя http://www.aviaprad.2006.ru, которое станет адресом будущего сайта перевозчика. Впрочем, по мнению ряда экспертов, этот домен является неудобным и некорректным в наступившем 2007 году.

Как "Авиапрад" конкурирует с "Уральскими авиалиниями"

В 2006 году руководство екатеринбургского аэропорта "Кольцово", совладельцем которого являются структуры "Реновы", публично высказало недовольство базовым перевозчиком - "Уральскими авиалиниями". "Если мы хотим стать хабом (крупным транзитным аэропортом.- "Ъ"), нам необходимо семь-десять региональных рейсов в день. Поскольку "Уральские авиалинии" не хотят занимать эту нишу, мы рассматриваем другие варианты", - заявил тогда гендиректор аэропорта Михаил Максимов. "Другим вариантом", по неофициальным данным, стала покупка структурами "Реновы" контрольного пакета ЗАО "Авиапрад" и переориентация его на пассажирские перевозки. Первый рейс "Авиапрад" выполнил в июле, потом открыл рейсы по маршруту Екатеринбург-Москва, самому прибыльному для "Уральских авиалиний". В сентябре между "Уральскими авиалиниями", "Авиапрадом" и "Кольцово" разразился скандал - аэропорт попытался передать "Авиапраду" удобные утренние слоты (время вылета и прилета) этого рейса, которые исторически были у "Уральских авиалиний". С ноября спор рассматривает свердловское управление ФАС, а "Уральские авиалинии" в январе открыли рейс из Москвы в Челябинск, являющийся базой "Авиапрада".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 13 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Екатеринбург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Уральские авиалинии", Ту-154М, Ан-24Б, A320, Пантелеев Олег, Ил-86, Скуратов Кирилл, Ту-154, АН-24, Як-42, Международный аэропорт Кольцово, Уральские авиалинии (Ural Airlines) (в процессе тестирования)