Источник: газета «Ведомости»
Автор: Петр Пинтусов, Елена Богданова
Опубликовано: 14.02.2007, 11:50

Авиакеросин не по карману

ТД ТОАП требует от S7 погасить долг в 71 млн. руб.


Вслед за "ВИМ-Авиа" и AiRUnion в списках должников ТД "Топливное обеспечение аэропортов" оказалась авиакомпания "Сибирь". ТОАП уже перестала поставлять "Сибири" топливо и сейчас пытается добиться погашения долга в арбитраже.

"Сибирь" (работает под брендом S7 Airlines) - вторая по величине авиакомпания в России. В 2006 г. перевезла 4,9 млн. пассажиров, получив около $900 млн. выручки по МСФО. РФФИ владеет 25,5% акций "Сибири", 63,3% - у супруги гендиректора авиакомпании Владислава Филева Натальи. Торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов" специализируется на поставках топлива авиакомпаниям. Владелец - Евгений Островский. Согласно собственным данным, выручка ТОАП в 2005 г. превысила 5,98 млрд руб., чистая прибыль - 82,8 млн. руб.

Поставщик авиакеросина для российских авиакомпаний ТД "Топливное обеспечение аэропортов" (ТД ТОАП), столкнувшись с ростом долгов, начал борьбу с должниками. В январе гендиректор ТОАП Евгений Островский отмечал, что самым крупным неплательщиком является авиаальянс AiRUnion во главе с "Красноярскими авиалиниями", задолжавший ТОАП около 2,5 млрд. руб. "ВИМ-Авиа" также накопил около 1 млрд. руб. долга перед ТОАП. Островский даже предлагал авиакомпании погасить его в счет передачи ему долей авиакомпании.

Переговоры с этими компаниями еще идут, с ними ТОАП надеется договориться.

"ТОАП пыталась договориться с "Сибирью", - рассказал юрист торгового дома Денис Соловов, - сотрудничество с ней важно для нас, но после ряда неудачных попыток руководство было вынуждено обратиться в арбитраж Новосибирской области". С октября, по данным Соловова, ТОАП из-за долгов отказалась поставлять топливо "Сибири".

Поэтому иски к AiRUnion и "ВИМ-Авиа" еще не поданы, а судиться поставщик топлива начал с компанией, имеющей менее существенный долг. Вчера арбитраж Новосибирской области начал рассматривать иск ТОАП к "Сибири" с требованием заплатить за предоставленное топливо с учетом штрафных санкций 71 млн. руб.

На судебном заседании Соловов пояснил, что авиакомпания не рассчиталась за предоставленные в 2006 г. ей в Кемерове и Владивостоке более 2000 т топлива общей стоимостью 36,9 млн. руб. До этого основной долг авиакомпании составлял 43 млн. руб., но в январе 2007 г. компания погасила около 7 млн. руб.

"Сибирь" не согласна с суммой иска, не признает штрафные санкции и гасить их не собирается. По словам юриста "Сибири" Людмилы Долженко, задолженность "Сибири" топливной компании не превышает 32 млн. руб. Следующее заседание суда по этому делу пройдет 1 марта.

Согласно инвестмеморандуму ТОАП, опубликованному летом 2006 г., "Сибирь" была крупнейшим покупателем. В структуре продаж топлива в 2005 г. на долю "Сибири" приходилось 19% выручки топливной компании, и потеря такого партнера невыгодна ТОАП. Поэтому после погашения "Сибирью" долга сотрудничество с авиакомпанией возобновится, полагает один из топ-менеджеров торгового дома, попросивший не называть его имя.

Дебиторская задолженность характерна для рынка авиаперевозок и обусловлена сезонностью бизнеса, говорит заместитель генерального директора по наземному обеспечению и аэропортовому обслуживанию авиакомпании "Сибирь" Александр Стеблин. "Сибирь" использует механизм реструктуризации. Ситуация с ТОАП будет разрешена в рабочем порядке, и все деньги будут выплачены", - уверяет он.

Гендиректор "Аэрофьюэлз-Интернейшнл" (специализируется на авиазаправках) Геннадий Павленко называет суммы долгов авиакомпаний ТОАП запредельными. "У нас стабильные отношения почти со всеми клиентами, в том числе с "Сибирью" и "ВИМ-Авиа", - говорит Павленко. По его словам, у авиакомпаний сейчас есть выбор поставщиков на рынке авиазаправок, поэтому отказ в поставках топлива не будет критичным для "Сибири".

Пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал утверждает, что у его компании нет проблем с задолженностями поставщикам авиатоплива.

Аналитик "Центринвест груп" Наталья Сорокина считает, что проблемы у авиакомпаний начались с 2004 г., когда резко выросли цены на топливо. "У "Сибири" всегда была высока топливная составляющая в себестоимости услуг - около 60%, - говорит она. - Это связано с тем, что компания эксплуатирует большое количество российских самолетов. "Сибирь" может выйти из ситуации, если обновит авиапарк, закупив зарубежные машины".

Всего парк "Сибири" насчитывает 61 воздушное судно, в число которых входят семь А310-200/300, шесть А319-100, два Boeing 737-400, 10 Boeing 737-500, девять Ил-86 и 27 Ту-154М.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 14 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Сибирь", Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Ту-154М, Торговый Дом "Топливное Обеспечение Аэропортов", А319, А310-200, Ил-86, Стеблин Александр, Быхал Сергей, А310-200F, Ан-32, Сибирь (S7 Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines) (в процессе тестирования)