Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Сергей Машкин, Александр Жеглов
Опубликовано: 14.02.2007, 11:57

Самолет упал на первых метрах

Катастрофа Challenger внесла беспорядок в работу аэропортов Москвы


В московском аэропорту "Внуково" вчера рухнул при взлете и разрушился частный самолет бизнес-класса Challenger-600, арендованный российской компанией Fort Aero у партнера в Швейцарии. Находившихся на борту троих пилотов спасатели вытащили живыми, но ущерб от аварии оказался весьма существенным: машина стоимостью $1,2 млн. не подлежит восстановлению; в такую же сумму, вероятно, оценят свои убытки и авиаперевозчики, которым пришлось перенести десятки запланированных из Внуково рейсов, а прилетающие туда машины сажать на другие московские аэродромы.

В московском аэропорту "Внуково-3" частный Challenger-600 №168CK простоял, ожидая рейс, с 4 февраля. Заказ появился только вчера - предстояло забрать группу американских бизнесменов из берлинского аэропорта Schoenefeld. Вчера днем Challenger дозаправили топливом и обработали противообледенительной жидкостью, а в 16.40, когда все необходимые процедуры были выполнены, командир экипажа гражданин США Ашиш Гасвами получил разрешение на вылет в технический рейс до Берлина, занял взлетно-посадочную полосу №1 и начал разгоняться. Разгон прошел нормально, но как только колеса самолета оторвались от земли, раздались хлопки, а из правого двигателя машины начало вырываться пламя. Поднявшись над взлеткой всего на пару метров, Challenger вдруг начал заваливаться на правое крыло и зацепился им о бетонные плиты. Крыло тут же оторвалось, а фюзеляж, перевернувшись несколько раз вокруг своей оси, рухнул в поле неподалеку от взлетной полосы.

"Мы были на месте через полторы минуты после падения, - рассказал Ъ один из сотрудников спасотряда аэропорта "Внуково". - Самолет в это время лежал кверху шасси метрах в двадцати правее взлетки. Возле машины к тому времени уже образовалась приличная лужа топлива, а некоторые из разбросанных вокруг обломков вовсю горели. Тонны керосина могли вспыхнуть в любую минуту, поэтому мы сразу начали заливать место происшествия углекислотной пеной. Тем временем другие бойцы отряда попытались обследовать салон, однако сделать это оказалось невозможно - оба люка были заблокированы под фюзеляжем. Тогда мы просто разобрали пилотскую кабину снаружи - стекла разбили кувалдами, а металлоконструкции вырезали бензорезами, после чего вытащили наружу троих пилотов. Двоих из них пришлось нести на носилках, а третий забрался в машину скорой помощи сам, но я думаю, что он тоже ранен - просто не заметил этого сразу, будучи в состоянии шока".

Пострадавшими оказались командир Гасвами, второй пилот Константин Санников и борттехник Вячеслав Лазаревич. Всех троих отправили в больницы.

Убедившись в том, что пассажирский салон Challenger пуст, спасатели уступили место приехавшим к упавшему самолету экспертам Межгосударственного авиакомитета и следователям транспортной прокуратуры. Примерно в 19.00, когда и те, и другие закончили осмотр, обломки Challenger начали стаскивать в ангар, цепляя их специально оборудованным для этих целей тягачом на базе танка Т-62. В 19.40, как сообщили в пресс-службе "Внуково", аэропорт начал отправлять и принимать борты в обычном режиме.

Трое пилотов, как утверждают в администрации аэропорта, отделались легкими ранениями и шоком - во всяком случае, их жизни ничего не угрожает. Однако ущерб от катастрофы наверняка окажется значительным. Сам самолет, оцененный владельцами примерно в $1,2 млн., вряд ли удастся восстановить. Кроме того, виновнику аварии, очевидно, придется расплатиться и с многочисленными российскими и иностранными авиаперевозчиками, понесшими за время вынужденного трехчасового простоя аэропорта "Внуково" существенные убытки.

В минувший вторник из-за непрекращающегося снегопада (в этот день, по данным синоптиков, выпала месячная норма осадков) московские аэропорты и так работали "по фактической погоде" - командиры экипажей сами решали, отправляться им в рейс через снежные заряды или переждать ненастье; садиться в Москве или просить посадку на запасном аэродроме. Это обстоятельство само по себе ломало график воздушных перевозок, а после того, как из трафика на три часа выключилось "Внуково", произошел системный сбой всего столичного транспортного узла. Десятки рейсов, которые должны были сесть во "Внуково", не вылетели вовсе или приземлились в других аэропортах; пришлось надолго задержаться и пассажирам, вылетающим из Москвы.

Кто виноват в случившемся, пока не ясно. С обстоятельствами вчерашнего авиапроисшествия будут разбираться специалисты МАК. Сотрудники аэропорта "Внуково" убеждены, что местные диспетчеры и наземные технические службы, отправлявшие Challenger в последний рейс, выполнили свою работу добросовестно. Самолет проверили и обеспечили ему беспрепятственный вылет точно по графику. Несмотря на то, что днем во вторник постоянно шел снег, уборочные машины регулярно расчищали ВПП №1 - ее коэффициент сцепления в момент взлета Challenger был равен 0,37, что вполне достаточно для уверенного старта любого воздушного судна. Погодные условия в момент вылета были сложными (сильный "ливневый" снег, низкая облачность), но не критическими - боковой ветер - 4 м/сек - самолетам не мешал, а видимость в 750 м была вполне приемлемой.

Наиболее вероятной причиной аварии сотрудники "Внуково" считают техническую неисправность Challenger. Скорее всего, во время взлета отказал его правый двигатель. Турбина стала заливаться поступающим топливом, и в ней произошел так называемый помпаж, признаками которого являются как раз хлопки и вырывающееся наружу пламя. После того, как один двигатель заглох, работающая левая турбина увлекла машину в правый поворот и перевернула ее.

В Fort Aero обсуждать катастрофу с журналистами не захотели (при этом с сайта компании убрали фото разбившегося самолета), а в штаб-квартире канадской фирмы Bombardier, выпустившей самолет, сообщили, что огласят выводы своих экспертов о причинах происшедшего после того, как те закончат свою работу.

Какой самолет разбился во Внуково

Challenger-600 - дальнемагистральный пассажирский самолет канадской компании Bombardier Aerospace. Разработка началась в 1976 году, первый полет состоялся 3 апреля 1980 года. Серийное производство велось в 1981-1983 годах. Всего было изготовлено 83 самолета. Помимо данного самолета в семейство лайнеров бизнес-класса Challenger-600 входят модели 601, 604 и 605, отличающиеся двигателями. Последняя модель Challenger-605 выпускается с марта 2006 года. Максимальный взлетный вес - 20,49 тонн, крейсерская скорость - 850 км/час. Дальность полета - 6,62 тыс. км. Оснащен двумя двигателями Avco Lycoming ALF-502L. Размах крыла - 18,85 м, длина - 20,85 м, высота - 6,3 м. Максимальное число пассажирских мест - 12 (существовали модификации, рассчитанные на 18 пассажиров), экипаж - два человека.

По данным Минтранса РФ, заявка на выполнение последнего полета Challenger-600 была подана в Росавиацию компанией Nabbat Investment Inc, зарегистрированной на Виргинских островах. При этом владельцем воздушного судна являлся Wells Fargo bank Nord-West trusty, штаб-квартира которого расположена в Солт-Лейк-Сити (США). Эксплуатантом самолета выступала швейцарская TAG aviation, а в России его арендовала компания Fort Aero.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 14 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Challenger 600, Bombardier (в процессе тестирования)