Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Владимир Шенк
Опубликовано: 14.02.2007, 16:10

От "Крошки-шпиона" до ударного "Стойкого"

Разработка одного из самых перспективных израильских БПЛА принадлежит студентам Хайфского Техниона


Свой первый полет скоро совершит не имеющий аналогов в мире израильский ударный беспилотник "Эйтан" (в переводе - прочный, сильный, стойкий). По габаритам его можно будет сравнить с авиалайнером Boeing 737 (как предполагают эксперты, размах крыльев сверхсекретного БПЛА составит от 26 до 35 метров). СМИ, которым перепали отрывочные сведения о новом БПЛА, утверждают, что "Эйтан" будет способен не только вести разведку и борьбу с воздушными целями, но и уничтожать баллистические ракеты, а также перевозить тяжелые грузы.

И все же главной задачей "Эйтана" определена защита еврейского государства от ракет дальнего радиуса действия - чтобы уничтожать их сразу после того, как они стартовали и еще, как отмечается в израильских СМИ, "не успели набрать скорости". Предполагается, что этот беспилотник станет важнейшим элементом израильской системы ПРО.

Новый БПЛА, что можно узнать из прессы, способен будет около 50 часов "висеть" на высоте до 4,5 км над контролируемыми районами. Сообщается также о возможности в перспективе оснастить его системой дозаправки в воздухе. "Стойкий" предполагается оборудовать всеми системами спутниковой навигации, аппаратурой слежения и обнаружения целей в оптическом, инфракрасном и радиодиапазонах, средствами управления огнем и ударными комплексами, которыми оснащаются самые современные пилотируемые истребители-бомбардировщики. При крейсерской скорости 296 км/ч (максимальная - 460 км/ч) "Эйтан" может теоретически пролететь 14,8 тыс. км.

Экипажи остаются на земле

Разработку "Эйтана" ведет военно-промышленная корпорация Israel Aircraft Industries (IAI). Эта программа находится на стадии строительства двух прототипов и проводится по понятным причинам в полной секретности. В Израиле этот проект называют будущим авиации. Действительно, опыт всех последних военных конфликтов в Афганистане, Югославии, Ираке показал, что в скоротечной обстановке боя беспилотники могут более эффективно, чем пилотируемые самолеты, решать задачи ведения стратегической и тактической воздушной разведки, осуществлять корректировку огня без риска для летного состава. Следует также обратить внимание на то, что все перечисленные выше задачи могут решаться в интересах всех звеньев управления - от командира роты, бригады до самого высшего командования. Подтверждением сказанного является особая заинтересованность руководства многих стран Запада в разработке и приобретении беспилотников. Так, более чем в 50 государствах мира разработано на сегодняшний день более 250 типов БПЛА разного назначения. С каждым годом суммарный объем мирового рынка беспилотной авиации увеличивается почти в геометрической прогрессии.

В Израиле также считают, что создание конкурентоспособных БПЛА необходимо не только для обороны страны, но и для того чтобы хорошо заработать на международном рынке оружия. По оценкам многих экспертов, к 2015-2020 гг. до трети мирового авиапарка военной авиации в передовых европейских странах станет беспилотным, а функции выполнять будет те же, что и "экипажная" авиация

"Самый дисциплинированный солдат"

Основными разработчиками БПЛА, безусловно, являются США, у которых имеется большой опыт их применения над полем боя. Первая эскадрилья беспилотных машин была сформирована в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) только в 1971 г. Первые аппараты, которые могли летать над целью и фотографировать ее, назывались "Мабат" и "Шедмит". Последний тип до сих пор используется израильскими ВВС, правда, уже на тренировках в качестве воздушной цели. Первые беспилотные разведывательные самолеты, передававшие информацию в режиме реального времени, появились на вооружении ЦАХАЛа во время операции "Мир Галилее" в Ливане (1982 г.). БПЛА, получивший название "Захаван", следил за арабскими ракетными батареями и передавал информацию напрямую эскадрильям боевых самолетов. После первой ливанской войны командование ЦАХАЛа не стало жалеть средств на беспилотники. В ходе операции "Дин ве-хешбон" в 1993 г. БПЛА передавали уже, как сейчас говорят, точечную информацию: тогда, как отмечают израильские военные, удавалось обнаруживать "даже отдельных скрывающихся террористов".

Сейчас беспилотный тактический разведывательный самолет "Серчер" доводит до кошмара палестинские военные группировки. Известно, к примеру, что такие БПЛА применяются для обнаружения палестинских катеров у берегов Газы, огневых точек боевиков в секторе Газа. Заметим, боевое применение прототипа нынешнего "Серчера" состоялось еще в 1973 г., во время войны Судного дня. В ЦАХАЛе этот беспилотник даже называют "самым дисциплинированным солдатом". Он может находиться в воздухе до 12 часов. В год каждую машину применяют примерно 4 тыс. часов. "Серчер" стоит 3 млн. шекелей (1 доллар США = 4,5 шекеля). Но цена его полностью устраивает военных. Кроме того, за все время эксплуатации в Израиле "самого дисциплинированного солдата" ни один из них не был сбит противником (всего ВВС потеряли около 10 таких машин, но исключительно из-за технических неисправностей).

Эти БПЛА хорошо продаются за рубеж. Скажем, "Серчеры" покупает Индия, с которой, впрочем, связан случай, когда БПЛА был сбит, хотя сами индусы этого не подтвердили. В 2002 г. Министерство обороны Индии лишь признало потерю беспилотного разведывательного аппарата над территорией Пакистана. В Дели утверждали, что "диспетчеры потеряли связь с самолетом", но не согласились с тем, что воздушный разведчик был сбит. А вот представители пакистанской армии заявили, что их истребитель атаковал в районе Лахора индийский самолет-разведчик и уничтожил его. Обломки упали в окрестностях города Раджа-Джанг в провинции Пенджаб, их показали местным журналистам. По фрагментам эксперты и определили, что это "Серчер". "Мы обеспокоены случившимся, но в условиях эскалации напряженности использование таких аппаратов является вполне рутинной операцией. Обе стороны делают это", - таким был комментарий Министерства обороны Индии.

Недавно появилась информация, что американские таможенные и пограничные службы начинают использование израильских БПЛА серии "Гермес" для охраны рубежей США. Как пишет газета The Washington Times, два таких беспилотника уже приступили к наблюдению за американо-мексиканской границей в штате Аризона. Они оснащены оптическими датчиками и видеокамерами, которые обеспечивают круглосуточное наблюдение за границей. БПЛА Hermes 450 управляются с земли пограничниками. "Изображение передается на землю, давая возможность наблюдать всю панораму аризонского участка границы, которая служит постоянным источником головной боли для американских властей", - прокомментировала появление беспилотного воздушного полицейского The Washington Times.

Мини-разведчики

Особое внимание в последние годы уделяется созданию мини-моделей БПЛА, которых пока мало, но считается, что им в разведывательной сфере принадлежит будущее. К таким аппаратам предъявляются особые требования: возможно минимальный размер; простота запуска (возможно с рук), а также возвращение и управление полетом; простота получения информации; возможно минимальный и не очень квалифицированный обслуживающий персонал.

Корпорация IAI уже официально объявила о готовности к выпуску новых миниатюрных разведывательных БПЛА. Производить их будет компания RAFAEL. В проекте также участвовала компания Electric Fuel Corporation (США). Этот воздушный разведчик умещается на ладони. Его вес всего около 100 граммов. Он оснащен крошечной видеокамерой, способной передавать информацию на землю в реальном времени. Информация поступает на переносные компьютеры. Эти БПЛА, как утверждается, невидимы для радаров. В ходе последних испытаний "крошка-шпион" продержался в воздухе 20 минут и благополучно "вернулся на базу". Данной разработкой уже заинтересовались США и Индия. Остается сказать, что миниатюрный беспилотник спроектировали студенты 4-го курса факультета аэронавтики Хайфского Техниона. По сведениям журналистов израильской газеты Haaretz, эти БПЛА могут быть использованы американцами уже в ходе нынешней военной кампании в Ираке.

 

Дайджест прессы за 14 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 14 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.