О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гуманитарный рейс "Уральский авиалиний"

Случаи задержки авиарейсов в наше время вряд ли можно считать редкостью. Непредсказуемые погодные условия вкупе с техническими обстоятельствами все чаще становятся поводом для многодневных задержек пассажиров в аэропорту

Случаи задержки авиарейсов в наше время вряд ли можно считать редкостью. Непредсказуемые погодные условия вкупе с техническими обстоятельствами все чаще становятся поводом для порой многодневных задержек пассажиров в аэропорту.

Известно, что в период новогодних и послепраздничных отпусков несколько российских авиакомпаний допустили многочасовые задержки вылетов. В частности, 7 января пассажиры "Трансаэро" не могли вылететь из Египта в течение 15 часов, рейс "Красноярских авиалиний" был задержан в ОАЭ, и пассажиры свыше 14 часов провели в терминале аэропорта. А для клиентов компании "ВИМ-Авиа" роковым днем стало 13 января: около двух суток провели они в аэропорту итальянского Римини.

Пока новые правила взимания штрафов за задержку авиационных рейсов лежат на полке в Госдуме, пассажиры вынуждены терпеть многочасовое ожидание, а некоторые авиакомпании в частном порядке решать проблемы конкурентов. Жители Среднего Урала, к сожалению, не стали исключением.

Погодные условия и человеческий фактор

Пассажиры рейса №ТК 1397 Стамбул - Екатеринбург вряд ли скоро забудут то, что произошло с ними 28 января в турецкой столице: желание попасть домой быстрее возрастало с каждой потраченной купюрой, однако совершенно неожиданно двери рейса на Екатеринбург закрылись для них прямо перед носом. Ни о чем не подозревавших туристов провели через все обязательные процедуры и только после того, как они оказались перед трапом, объявили: самолет никуда не летит. Более того, компенсировать потраченные на билет деньги никто не собирался, поскольку официально компания не отменила, а отложила время перелета. В результате этих лингвистических тонкостей, пострадало несколько десятков уральцев.

Как сообщили пассажирам сотрудники компании "Турецкие авиалинии", официальной причиной задержки регулярного рейса стало закрытие аэропорта "Кольцово" по метеоусловиям. "Сообщили, что мы вылетим в Екатеринбург дня через три-четыре. При этом ни о предоставлении гостиницы, ни о горячем питании речь вообще не шла", - рассказала редакции "Урал паблисити монитор" одна из пассажирок злополучного рейса.

Однако, как нам официально сообщила пресс-секретарь "Кольцово" Юлия Федотова, на самом деле никаких предпосылок для отмены полета в тот день не было: "Был снегопад, был сильный боковой ветер, но погодные условия не стали препятствием для работы аэропорта, он функционировал в обычном режиме: самолеты садились и взлетали".

Для того, чтобы разобраться в странной ситуации, мы обратились в турецкое представительство компании "Уральские авиалинии", которое не только выяснило реальные причины невылета, но и, как оказалось, переложило на свои плечи обязанность по доставке брошенных турками жителей Екатеринбурга домой.

"Туристов заранее не предупредили о том, что вылет может и не состояться: все они целую ночь просидели в аэропорту, а рано утром уставшие обратились к нам, - рассказали нам сотрудники представительства "УА" в Турции. - Было около 20 человек, у половины из которых вообще не было денег даже на хлеб. Мы сразу зарегистрировали их на рейс и отправили домой. В Стамбуле они бесплатно получили билеты, которые оплатили по прилету в Екатеринбурге. Сама ситуация закрытия аэропорта, по нашему мнению, очень странная, потому что не может он одну компанию пускать, а другую нет".
Как выяснилось, злосчастное решение приняли турецкие пилоты, узнав, что лететь им придется в условиях снегопада.

Судя по всему, пришедшая менее года назад на рынок Екатеринбурга компания "Турецкие авиалинии", благодаря которой многие уральские туристы без денег и ночлега остались в Стамбуле на несколько дней, после этого случая может понести серьезные репутационные убытки. Ведь в данном случае, как утверждает председатель комитета по правам потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев, ответственность за пассажиров несет юридическое лицо, оказывающее услугу. "Оно обязано обеспечить и проживание и питание людей. А если пассажиры все это сделали за свой счет, то все убытки компания должна возместить, - утверждает правозащитник. - Это норма закона о защите прав потребителей. Кроме того, пассажиры имеют право потребовать компенсации причиненного морального вреда. Единственное "но": если все это не связано с какими-то обстоятельствами непреодолимой силы, например, землетрясения, тайфун и т.д".

Факт причинения морального вреда уральским пассажирам очевиден. Однако сидеть и ждать, что кто-то придет домой с компенсаций, не стоит. Придется требовать и обращаться в суд, который уставит размер денежных выплат. "В цивилизованном мире это добровольно решается, а в нашем - через суд", - препупреждает Андрей Артемьев. Другими словами, иного пути для пассажиров нет, поскольку каждую конкретную ситуацию необходимо рассматривать отдельно в судебном порядке. Что касается возмещения убытков на питание и гостиницу, то, по словам, г-на Артемьева, добросовестная компания, забота о туристах у которой стоит в приоритете, сделает это сама без лишних напоминаний, в иных случаях путь все тот же - суд.

Закон, который защитит

Еще в 2003 году правительства стран ЕС и Европейский парламент приняли законопроект, по которому пассажиры, оставшиеся в европейских аэропортах из-за задержек рейсов, их отмены или избыточного бронирования, имеют право на получение компенсаций.

Что касается российского законодательства, то федеральный Минтранс в начале этого года вплотную задумался над проблемой задержек рейсов в части увеличения размеров денежных взысканий до европейского уровня за вынужденное ожидание пассажиров. Сегодня в случае задержки рейса российский пассажир может рассчитывать на компенсацию из расчета 25 рублей за час задержки. Если Минтранс введет европейские стандарты штрафов, то компенсации вырастут до 250-600 евро, что вполне вероятно повлечет за собой и рост цен на билеты, и увеличение количества исков против авиакомпаний.

Эксперты склонны полагать, что довольно запоздалая реакция Минтранса на бесправие россиян возникла только после того, как в переделку попали нерядовые пассажиры. К тому же, действующий ныне главный авиадокумент - Воздушный кодекс РФ - по сути, регламентирует право компаний совершенно безнаказанно откладывать рейсы по разным причинам. В частности, ст.120 "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза" гласит: "За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика".

Когда именно в России вступят в силу европейские правила взимания штрафов за задержку авиационных рейсов, в Минтрансе прогнозировать не берутся. Лоббисты, не заинтересованные в данном документе, явно сделают все возможное для его отклонения, но желание нашей страны вступить в Евросоюз, возможно, перевесит....
Авторские права на данный материал принадлежат «UP-Monitor». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка