Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Сергей Машкин
Опубликовано: 15.02.2007, 15:17

В обломках Challenger нашли человеческий фактор

В катастрофе во "Внуково" подозревают пилотов


Московская транспортная прокуратура вчера возбудила уголовное дело по факту аварии частного самолета Challenger-600, происшедшей в московском аэропорту "Внуково" в минувший вторник. Отвечать за "нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта", возможно, придется пилотам самолета. Разбившаяся машина, как установили эксперты, имела технические неисправности, однако повлиять на безопасность взлета они не могли.

Весь вчерашний день эксперты Межгосударственного авиакомитета (МАК), расследующие причины аварии, провели в аэропорту Внуково. За это время им удалось извлечь из сложенных в ангаре обломков Challenger параметрический и речевой самописцы самолета, которые не пострадали и пригодны к расшифровке. Специалисты оценят параметры последнего полета Challenger - скорость, высоту и положение самолета в момент взлета, а также прослушают запись переговоров в его кабине. Об обстоятельствах катастрофы могли бы рассказать и пострадавшие в ней члены экипажа Challenger: пилоты Ашиш Гасвами и Константин Санников, а также борттехник Вячеслав Лазаревич. Однако все они находятся в больнице. Получивший относительно легкие ранения господин Санников объяснить экспертам происшедшее толком не смог. Говорит лишь, что после взлета машина перестала слушаться штурвала. В компании Fort Aero, арендовавшей самолет, сказали, что "молятся о здоровье пострадавших".

Между тем уже сейчас эксперты заявляют о том, что техническая неисправность самолета в качестве причины аварии представляется им маловероятной. Напомним, что сотрудники аэропорта Внуково, видевшие момент падения Challenger, предположили, что у машины в момент взлета отказал правый двигатель и самолет как бы развернула работающая левая турбина. В качестве другой вероятной причиной аварии назывался отказ поворотного механизма передней стойки шасси.

Понять, работал ли правый двигатель в момент столкновения с землей, можно было бы и при визуальном осмотре обломков - по набившемуся в турбину снегу. Однако, снег, если он там и был, оказался растоплен возникшим в двигателе пожаром, поэтому получить объективные данные удастся только после расшифровки параметрического самописца.

Эксперты убеждены, что даже отказавший двигатель вряд ли мог столкнуть самолет с полосы. "Двигатели Challenger расположены близко к фюзеляжу,- объясняют специалисты.- Поэтому при отказе одного из них вращательный момент, воздействующий на машину, невелик, и она вполне может продолжать полет".

Специалисты также установили, что Challenger вылетал из "Внуково" с "деактивированной системой управления передней "ногой"". Иначе говоря, стойка передних колес шасси не подчинялась рулю, а вращалась свободно. C этой неисправностью самолет прилетел во Внуково 4 февраля из Швейцарии, и экипаж обращался к борттехникам с просьбой отремонтировать стойку. Однако необходимые для Challenger запчасти в Москве быстро найти не удалось, поэтому во вторник командир экипажа принял решение лететь в Берлин и попытаться отремонтировать стойку там. Свободно вращающаяся передняя стойка, по мнению специалистов, создает пилоту определенные неудобства при маневрировании на летном поле, но этот отказ не является критичным. Самолеты с разблокированной стойкой разрешено эксплуатировать, а на некоторых моделях поворот передней стойки даже не предусмотрен конструктивно. "Ведь для совершения поворота на земле летчик вполне может воспользоваться и тормозами, установленными на задних колесах шасси,- говорят эксперты.- А на поведение машины в воздухе передняя стойка вообще не влияет".

По мнению расследователей, причиной аварии, скорее всего, стала не техническая неисправность, а неправильные действия экипажа. Эксперты говорят, что статистики летных происшествий с участием Challenger у них нет, поскольку самолеты этого типа у нас не распространены. Однако из тех данных, которые им удалось запросить в других странах, следует, что наиболее вероятной причиной падения самолетов этого типа при взлете является их "сваливание" - резкий уход с прямого курса вправо или влево с одновременным снижением. Этот процесс, как правило, провоцируют сами пилоты. Например, в том случае, когда они отрывают машину от земли в тот момент, когда она еще не набрала необходимую для создания достаточной подъемной силы скорость, или выпускают закрылки на слишком большой угол. Другой причиной сваливания может быть произошедшее во время стоянки обледенение крыльев самолета - налипшая корка льда меняет тщательно рассчитанную геометрию крыла и обледеневший самолет плохо держится в воздухе.

Типичным примером неправильного взлета, закончившегося катастрофой, стала трагедия, произошедшая в аэропорту "Шереметьево-1" в марте 2000 года, в которой погиб президент медиа-холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик и еще восемь человек. МАК выяснил, что пилоты Як-40 допустили потерю скорости, слишком сильно открыли закрылки, да еще и отправились в рейс на обледенелом самолете.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 15 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-40, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Challenger 600 (в процессе тестирования)