Источник: газета «Время новостей»
Автор: Эдуард Ломовцев
Опубликовано: 15.02.2007, 19:29

Challenger махнул крылом

По основной версии, причиной аварии во Внуково стал человеческий фактор


Московская региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте вчера возбудила уголовное дело по факту аварии в столичном аэропорту "Внуково", где днем во вторник при взлете разбился небольшой реактивный самолет бизнес-класса Challenger-850. В результате инцидента пострадали три члена экипажа лайнера - гражданин США и двое россиян, пассажиров на его борту не было. По мнению прокуратуры, причиной аварии, вероятнее всего, могла стать ошибка экипажа в сложных метеоусловиях - в тот день в Москве шел сильный снегопад.

Сам экипаж ответить на эти обвинения не может, поскольку, как стало известно, вчера оба пилота впали в кому. Не спешат говорить о причинах аварии и представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), ссылаясь на недостаток информации для выводов. Бортовые самописцы - главный свидетель в сложившейся ситуации - вчера только были извлечены из-под обломков самолета и пока к их расшифровке не приступали.

Как уже сообщала газета "Время новостей", авария произошла 13 февраля около 16.50, в момент взлета Challenger-850, направлявшегося в Берлин, где он должен был пройти техобслуживание. Почти сразу после отрыва от взлетной полосы самолет завалился на правый борт, упал и, перевернувшись, развалился на части. Возникший пожар успели погасить вовремя подоспевшие спасатели. Они же извлекли из покореженной кабины и единственных пострадавших - трех членов экипажа, гражданина США Ашина Гасвами (командир экипажа) и россиян Константина Санникова (второй пилот) и Вячеслава Назаревича (бортинженер).

Произошедшее в аэропорту "Внуково" региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте вчера квалифицировала по статье УК "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта".

Следователи и специалисты МАК вчера весь день провели в аэропорту. Из-под обломков фюзеляжа были извлечены бортовые самописцы лайнера, так называемые "черные ящики". По словам специалистов, внешне бортовые регистраторы выглядят удовлетворительно. Предполагается, что проблем с их расшифровкой не будет. Пока следствие рассматривает несколько версий. Наиболее вероятной в прокуратуре называют ошибку экипажа в сложных метеоусловиях, однако, оговариваясь при этом, что окончательные выводы будут сделаны только после завершения расследования специалистами МАК.

В МАК, в свою очередь от комментариев по ходу расследования отказываются, заявляя, что любые выводы делать преждевременно. В комитете сообщили лишь, что пока бортовые регистраторы доставят на техническую базу МАК, где они будут находиться до принятия решения о том, кто и где займется их расшифровкой.

Между тем появились некоторые уточнения по техническому состоянию самолета и самой аварии. По словам источника, близкого к следствию, выяснилось, что Challenger-850 довольно долго перед своим последним рейсом действительно стоял в аэропорту с неисправностью переднего шасси. Выявились неполадки в системе его управления - из кабины пилотов было невозможно управлять поворотом колес. Хотя, по словам экспертов, неисправность эта не критическая - при ней самолет вполне может совершать посадку и взлет, но это требует особой внимательности пилотов. В Москве с этой неисправностью справиться не смогли, и, по неофициальной информации, именно поэтому пришлось отправлять "борт" в Берлин.

Кроме того, выяснилось, что 7 февраля Challenger уже пытались отправить в Германию, но тогда рейс не состоялся. Техники якобы два раза грели механизмы шасси, но добрался несчастный борт только до стадии обработки антиобледенителем. А потом взлет почему-то был все же отложен.

Что же касается самой аварии, то, по словам источника, борт, прежде чем упасть, "чиркнул" по полосе, скорее всего крылом - на бетоне взлетно-посадочной полосы остался характерный, хорошо знакомый экспертам след. В этот момент, как полагают эксперты, возможно, и разлетелся сноп искр, которые некоторые очевидцы приняли за вспышку в одном из двигателей. Поначалу в связи с этим высказывались версии, что в двигателе либо возник пожар, либо произошел так называемый помпаж - когда двигатель начинает "захлебываться" топливом и выбрасывает языки пламени. Впрочем, пока никаких причин говорить о том, что самолет начал падать именно из-за помпажа двигателя, считают эксперты, нет. И более вероятна версия ошибки пилотов в сложных погодных условиях.

Согласно этой версии, полагает источник "Времени новостей", самолет, не набрав достаточной скорости, слишком резко пошел вверх, и ему просто не хватило подъемной силы, в результате чего машина накренилась и коснулась крылом земли. Достоверно о том, что же случилось, можно будет сказать только после расшифровки самописцев. На показания пилотов пока надежды нет. Вчера стало известно, что оба летчика получили при аварии черепно-мозговые травмы и впали в кому. Медики оценивают их состояние как стабильное, но доступа к ним нет и, по некоторой информации, их покой охраняет служба безопасности владельца воздушного судна. Представители авиакомпании FortAero Business Aviation, которая, по последним данным, эксплуатировала Challenger, вчера инцидент комментировали кратко. Они отметили, что самолет "потерпел аварию, совершил аварийную посадку и при приземлении получил повреждения", а "все члены экипажа имели необходимые лицензии, сертификаты и допуски для полетов".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 15 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Challenger 850 (в процессе тестирования)