Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Сергей Рыжкин, Алексей Екимовский, Лилия Миргазиева, Наталья Скорлыгина
Опубликовано: 19.02.2007, 11:55

Российские авиакомпании задержали на родине

Девяти перевозчикам запретили летать в Евросоюз


Ространснадзор и Росавиация запретили девяти российским авиакомпаниям разовые и чартерные полеты в Евросоюз. Под запрет попали крупные пассажирские и грузовые перевозчики "ЮТэйр", "Атлант-Союз" и "Русское небо". Их потери пока незначительны. Однако запрет введен под угрозой внесения компаний в черный список Евросоюза. Сами авиаторы называют большинство претензий придирками. Но российские авиавласти считают, что у компаний могут быть серьезные проблемы с полетами в Европу, если замечания не будут устранены.

"Ространснадзор и Росавиация совместным распоряжением запретили с 12 февраля выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза ряду авиакомпаний", - говорится в пресс-релизе Минтранса, распространенном в пятницу. Речь идет об ООО "Аэро Рент" (Москва), ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Казань), ОАО "Авиационная компания "Атлант-Союз" (Москва), ОАО "Авиакомпания "Авиакон Цитотранс" (Екатеринбург), ОАО "Авиакомпания "Центр-Авиа" (Москва), ООО "Авиапредприятие "Газпромавиа" (Москва), ООО "ЛУКОЙЛ-Авиа" (Москва), ЗАО "Авиакомпания "Русское небо" (Москва) и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (Тюменская область).

Как рассказали Ъ в Росавиации, в январе Еврокомиссия (ЕК) направила авиавластям России уведомление, что перечисленные выше компании получили большое количество замечаний в рамках проверок по программе SAFA (программа оценки безопасности зарубежного авиатранспорта, см. справку) в 2004-2006 годах. ЕК не исключила, что начнет процедуру внесения перевозчиков в перечень компаний, полеты которых запрещены в ЕС. Запрет Ространснадзора и Росавиации стал своего рода упреждающим ходом накануне встречи европейских и российских чиновников в Брюсселе в пятницу, пояснили в Росавиации. "Мы надеемся, что принятие нами собственных мер позволит предотвратить включение этих компаний в черный список. Далее предстоит серьезная работа по устранению нарушений", - уточнил Ъ замглавы Росавиации Евгений Бачурин.

Это первая угроза включения в черный список ЕС такого большого числа российских авиакомпаний. Осенью 2006 года туда могла попасть петербургская компания "Пулково" (сейчас ГТК "Россия"). Но по итогам российско-европейских переговоров и взятых "Пулково" обязательств по устранению нарушений проблема была решена. Нынешние кандидаты в черный список разнообразны. "ЮТэйр" (по неофициальным данным, подконтрольна "Сургутнефтегазу") и "Атлант-Союз" (основной акционер - правительство Москвы) входят в десятку крупнейших пассажирских авиакомпаний России с объемами перевозок более 1 млн человек в год. "Русское небо" - грузовая дочерняя компания "ВИМ-Авиа", крупнейшего чартерного перевозчика страны. "Газпромавиа" и "ЛУКОЙЛ-Авиа" - корпоративные перевозчики, аффилированные с "Газпромом" и ЛУКОЙЛом соответственно. "Аэро Рент" и "Центр-Авиа" - середняки рынка деловых перевозок.

Материальные потери всех компаний от мер авиавластей пока минимальны. "Запрет не коснулся нашей деятельности: чартеров сейчас, в низкий зимний сезон, у нас нет", - сообщил Ъ гендиректор "ЮТэйра" Андрей Мартиросов. "Экономика авиакомпании "Русское небо" не пострадает, поскольку основной вид ее деятельности сейчас - грузовые перевозки по России, странам СНГ и в Канаду", - говорится в пресс-релизе "ВИМ-Авиа". В "Газпромавиа" (до 16% всех ее рейсов международные, преимущественно в Европу) Ъ вообще заявили, что запрет уже снят (в Росавиации это отрицают). В "Атлант-Союзе" говорят, что постараются сохранить полеты в ЕС за счет использования двух имеющихся в парке самолетов Boeing 737, к которым "вопросов нет". Правда, по данным Ъ, примерно $1 млн могут составить потери "Атлант-Союза" - от запрета на грузоперевозки в ЕС на самолетах Ил-76.

Претензии ЕК, Ространснадзора и Росавиации вызвали у авиаторов возмущение. "Единственная проверка по программе SAFA, о которой мы знаем, выявила только два замечания", - говорит господин Мартиросов. По его словам, это отсутствие свободного доступа к одному из аварийных выходов в самолете Ту-154 (он был заставлен сиденьями) и невнесение информации обо всех индивидуальных особенностях борта в бортовой журнал. "В Ту-154 несколько запасных выходов, они у нас свободны, что соответствует сертификационным требованиям - а то, что лишне и необязательно, мы не используем, - пояснил глава "ЮТэйра". - Все индивидуальные особенности самолета внесены в бортовой журнал на русском языке. Другое дело, что инспекторы SAFA им не владели, хотя это официальный язык Международной организации гражданской авиации - ICAO". С похожей проблемой столкнулись и в "Татарстане". "Части замечаний, которые предъявлены по итогам проверки, просто нет в природе, - возмущается гендиректор компании Магомед Закаржаев. - Например, замечание, что на борту должно быть руководство flight manual. У нас это называется "Руководством по летной эксплуатации". У нас нет ничего другого и быть не может - это одно и то же! Это Ространснадзор должен доказать ЕК, потому что отсутствие этого документа действительно считается крайне важным замечанием". "Мы, конечно, благодарны европейски инспекторам, потому что подобные проверки в итоге приводят к позитивным результатам, однако запрет на полеты считаем крайней мерой, - сообщил Ъ гендиректор компании "Центр-Авиа" Алексей Сакач. - Требования SAFA вообще весьма косвенно связаны с безопасностью полетов. Одно из них, например, относилось к "грязному внешнему виду самолета". По мнению авиаторов, РФ нужно создать свой симметричный инструмент, схожий с SAFA. При этом они весьма недовольны тем, как авиавласти страны отстаивают интересы ее авиакомпаний.

Однако в Росавиации придерживаются другой позиции. "В вопросах безопасности мелочей не бывает", - говорит замруководителя Росавиации Евгений Бачурин. По его словам, очередное заседание европейского комитета по авиабезопасности состоится 21 февраля. "Если авиакомпании не захотят к этому времени устранить замечания, мы готовы снять собственный запрет", - уточнил господин Бачурин, оговорившись, что тогда перспектива полетов в Европу будет во власти европейским чиновникам, а "они церемониться не будут".

На основании чего придираются к российским авиакомпаниям

Safety Assessment of Foreign Aircraft (SAFA)
- программа оценки безопасности зарубежного воздушного транспорта. Координатором программы выступает Единое управление авиации (JAA) стран-участников Европейской конференции гражданской авиации (ECAC, 42 страны). Программа предусматривает осмотр любого самолета, независимо от того, принадлежит он государству-члену ECAC или нет, в странах ECAC. Если по итогам осмотра выявлено несоблюдение правил безопасности, результаты доводятся до сведения авиакомпаний и надзорных органов. Если нарушения признаны серьезными и подлежат немедленному устранению, SAFA может не дать разрешения на взлет. Все данные проверок передаются в JAA.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 19 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 19 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Ил-76 МД, Авиакомпания Utair, Авиапредприятие "Газпром авиа", Авиакомпания "Русское небо", Авиационная компания "Атлант-Союз", Авиакомпания "Авиакон Цитотранс", Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Авиакомпания "Татарстан", Авиакомпания "Центр-Авиа", ЛУКОЙЛ-АВИА, Мартиросов Андрей, Федеральное агентство воздушного транспорта, Ту-154М, Бачурин Евгений, Ту-154, Ил-76, Центр Авиа, Татарстан, Русское небо, Лукойл-Авиа, АЭРО, Авиакон Цитотранс, ЮТэйр (UTair), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), ЮТэйр-Карго (в процессе тестирования)