Источник: журнал «АвиаСоюз»
Опубликовано: 19.02.2007, 17:21

Пилот, командир, министр

Памяти Б.П.Бугаева


12 октября 1956 г., Москва, аэропорт "Внуково". В первый международный рейс, в Прагу, отправляется первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104. Командир корабля - 33-летний пилот Борис Бугаев. Пожалуй, именно в этот день страна впервые услышит имя будущего главного маршала авиации, дважды Героя Социалистического Труда, министра гражданской авиации СССР Бориса Павловича Бугаева.

В последние годы, не самые легкие для российской гражданской авиации, многие специалисты с ностальгией вспоминают времена, когда управление отраслью осуществлялось общесоюзным Министерством гражданской авиации. Эти настроения в значительной степени связаны с масштабом личности министра гражданской авиации СССР Бориса Павловича Бугаева, его выдающимся вкладом в развитие авиации страны.

Казалось, самой судьбой ему было предназначено стать авиатором. Он родился в 1923 г., став ровесником отечественной гражданской авиации. После окончания Актюбинской авиационной школы двадцатилетним пилотом, командиром звена летал к партизанам. С 1948 г. работал в аэропорту "Внуково", был командиром корабля, пилотом-инструктором. Одним из первых освоил полеты на Ту-104 и Ил-18, прокладывал многие международные трассы.

Во многих публикациях даже после его кончины 13 января 2007 г. особый акцент в его биографии делается на то, что Б.П.Бугаев был личным пилотом Л.И.Брежнева. Это верно только отчасти. Б.П.Бугаев с 1957 г. в течение ряда лет был командиром 235-го отдельного авиационного отряда (предшественника ГТК "Россия"), и в его обязанности входило пилотирование воздушных судов с первыми лицами страны. Наверное, это тот случай, когда можно поблагодарить "дорогого Леонида Ильича" за то, что он дал гражданской авиации такого высокопрофессионального и ответственного министра. А разве плохо было бы для российской авиации, если бы кто-то из ее руководителей в наше время пользовался особым доверием Президента?

Б.П.Бугаев проработал министром 17 лет (1970-1987 гг.). Хотел бы сначала напомнить о том, что он сделал для работников гражданской авиации. С начала 70-х годов тысячи авиаторов по итогам работы за год стали получать вознаграждение за выслугу лет в гражданской авиации (до нескольких месячных окладов), а при уходе в отпуск имели право на бесплатный билет (и льготный для членов семьи) на любой маршрут Аэрофлота. В отрасли интенсивно велось жилищное строительство, развивались санаторно-курортные учреждения, в том числе на Черноморском побережье и в Подмосковье. Авиаторов одели в новую современную элегантную форму.

Безусловно, главная заслуга Б.П.Бугаева - техническое перевооружение отрасли, создание новой и реконструкция имевшейся инфраструктуры, развитие отраслевой науки и системы авиационного образования, интеграция отечественной гражданской авиации в мировое авиационное сообщество.

В 70-80-е годы в гражданской авиации внедрялись в эксплуатацию новые отечественные воздушные суда с ГТД: Ту-154, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Як-42 и др. Потребовались масштабная реконструкция и строительство аэродромов, внедрение систем АУВД, строительство современных ангаров для техобслуживания и ремонта авиатехники. Эти сложнейшие вопросы министр Б.П.Бугаев успешно решал как на правительственном уровне, так и с руководителями союзных республик.

Уже в 80-х годах аэропорты многих областных центров Российской Федерации, Украины, Казахстана, Узбекистана и других республик СССР стали принимать магистральные самолеты Ил-62, Ту-154 и др. Без преувеличения можно сказать, что в значительной степени современная авиатранспортная инфраструктура России и других стран СНГ создана в бытность министром гражданской авиации СССР Б.П.Бугаева.

Заслуги Б.П.Бугаева, его роль в отечественной авиационной отрасли будут, несомненно, по достоинству оценены. Надеюсь, наступит время, когда управление отечественной гражданской авиацией сконцентрируется в одном авторитетном органе, а его руководитель будет достоин своего великого предшественника - Бориса Павловича Бугаева.

P.S. Недавно, подъезжая к аэропорту "Внуково", в очередной раз загляделся на стоящий на постаменте Ту-104, устремленный в небо, одним из первых пилотов которого был Б.П.Бугаев. На мой взгляд, почему бы не назвать старейший столичный аэропорт "Внуково" именем Б.П.Бугаева? Это было бы справедливо!

 

Дайджест прессы за 19 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 19 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Магистральные самолеты, Ил-18, Ил-76 МД, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Аэропорт Внуково, Ил-62 М, Пилот Ай Си, Ил-86, Ту-154, Як-42, Ил-76 (в процессе тестирования)