Источник: журнал «Бизнес путеводитель»
Опубликовано: 20.02.2007, 11:38

Состояние и перспективы развития транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана


В 2006 году транспортно-коммуникационный комплекс (ТКК) добился роста по основным показателям по сравнению с 2005 годом, в частности по грузообороту на 11%, по объемам перевезенных грузов на 6%, по количеству перевезенных пассажиров - на 7%, по пассажирообороту - более чем на 9%.

Наибольшие темпы роста достигнуты по количеству перевезенных пассажиров воздушным транспортом - почти на 18% (достигнув уровня почти 2 млн. человек), по грузообороту автомобильным транспортом - на 14% (53 млрд. т/км), по объему перевезенных грузов железнодорожным транспортом - более чем на 10% (247 млн. тонн).

Одним из важных показателей работы Министерства является освоение бюджетных средств. В отчетном году данный показатель составил 99,5% - из 122,2 млрд. тенге освоено 121,6 млрд. тенге.

Несмотря на позитивные результаты работы отрасли, системные проблемы, требующие своего решения, не преодолены полностью. Основные из них: недостаточное развитие транспортной инфраструктуры; высокий уровень износа основных фондов и транспортных средств; низкое качество выполняемых работ и оказываемых услуг сервиса; недостаточное количество квалифицированных специалистов. Эти проблемы характерны для всех отраслей транспортной инфраструктуры.

Для решения указанных проблем в 2006 году Министерством была разработана и утверждена Главой государства Транспортная Стратегия Казахстана до 2015 года.

Цель Стратегии - построение эффективной транспортной инфраструктуры Казахстана, способствующей росту конкурентоспособности казахстанской продукции, а также максимальная реализация транзитного потенциала страны, учитывая ее геостратегическое положение.

Приоритетами дальнейшего развития транспортной отрасли определены:

  • интеграция транспортного комплекса Казахстана в евразийскую транспортную систему;
  • развитие транспортной отрасли в соответствии с ростом экономики государства;
  • формирование широтно-меридианальной системы транспортных коридоров;
  • повышение эффективности транспортной системы Казахстана, отвечающей задачам, поставленным Президентом страны по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
В рамках Транспортной Стратегии планируется реализовать ряд крупных инвестиционных проектов на сумму 3,4 триллиона тенге, в том числе 16 проектов на концессионной основе на сумму порядка 500 млрд. тенге.

Всего, для комплексного развития транспортной сети Казахстана, будет построено 1 600 км. новых и электрифицировано 2 700 км. существующих железнодорожных участков, осуществлено строительство, ремонт и реабилитация порядка 50 тысяч км. автодорог, расширение и модернизация портовой инфраструктуры и дальнейшее развитие гражданской авиации.

Одним из главных условий реализации инвестиционной программы является участие частных инвестиций посредством использования различных институтов и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов - средств пенсионных фондов, институтов развития и крупных инвестиционных компаний.

От реализации Стратегии ожидаются следующие результаты:
  • общий позитивный социально-экономический эффект на развитие экономики Казахстана;
  • повышение конкурентоспособности и переход на качественно новый уровень функционирования транспортной системы страны и ее интеграция с мировой, снижение транспортной составляющей себестоимости продукции и услуг.
Завершена реализация Программы реструктуризации железнодорожного транспорта.

В результате реформы отрасли и создания условий для появления частных перевозчиков наблюдается увеличение количества собственников подвижного состава. Сегодня в Казахстане доля частного парка вагонов составляет около 35% от их общего количества. Предполагается, что к 2010 году данный показатель увеличится до 60%. В отчетном году продолжена работа по обновлению подвижного состава.

Позитивным фактором дальнейшего развития здоровой конкуренции в данном сегменте транспортной деятельности стало появление в сфере пассажирских перевозок первых частных перевозчиков.

Необходимо отметить, что если в течении 2005-2006 годов частные пассажирские перевозчики осуществляли только внутриобластные сообщения, то начиная с 2007 года - и в межобластных сообщениях.

В рамках модернизации существующей инфраструктуры сданы в эксплуатацию объекты электрификации железнодорожной линии Экибастуз - Павлодар. Продолжается строительство новой железнодорожной линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск» на концессионной основе с активным участием институтов развития и пенсионных фондов. Начаты исследования и разработка документации по проектам строительства новых железнодорожных линий Бейнеу - Жезказган и Хоргос - Сарыозек. В соответствии с поручениями Правительства реализуются мероприятия по увеличению пропускной способности станции Достык и участка «Актогай - Достык» с доведением ее к 2011 году до 25 миллионов тонн грузов в год.

Автодорожная отрасль

По сети дорог общего пользования в прошлом году всеми видами ремонта было охвачено более 3 тыс. км.

В отрасли внедрены системные меры по повышению качества и обеспечен 5-ти ступенчатый контроль их проведения.

В 2006 году завершено строительство автодороги «Риддер - граница Российской Федерации». Продолжена реконструкция автодорог «Уральск - Актобе» и «Астана - Костанай - Челябинск». Начаты строительство Южного обхода г. Астана и совместно с Россией моста через реку Кигач, реконструкция автодорог «Атырау - Актау», «Омск - Майкапшагай», «Чунджа - Кольжат», «Таскескен - Бахты», перевод в 1 техническую категорию автодороги «Щучинск - Кокшетау». Приняты в эксплуатацию автодороги «Атырау - Актау», «Актобе - Карабутак - граница Костанайской области» и «Алматы - Бишкек».

В прошлом году начато строительство первого автобана на участке «Астана - Щучинск» с шестиполосным движением. Общая стоимость проекта составляет более 100 млрд. тенге.

Гражданская авиация

В 2006 году завершен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Павлодар.

В 2007 году будет завершена реконструкция аэродрома Шымкент, а также реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта Актобе.

Реализуется строительство второй взлетной полосы в аэропорту Алматы за счет частных инвестиций.

В ближайшее время предполагается провести реконструкцию региональных аэропортов Актау, Атырау, Кызылорда и Костанай, в том числе за счет бюджетных средств. После завершения запланированных работ основные аэропорты Казахстана будут соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Кроме того, будут продолжены работы по модернизации системы аэронавигационного обслуживания.

Для обновления авиационного парка страны в 2007 году АО «Эйр Астана» планирует приобрести 6 новых самолетов западного производства на лизинговой основе.

Для обновления регионального авиапарка планируется предусмотреть финансирование государственной лизинговой компании, в том числе за счет внебюджетных источников, включая средства институтов развития и пенсионных фондов.

Водный транспорт

Создание конкурентоспособного морского торгового флота, а также портовой и сервисной инфраструктуры является для министерства одной из приоритетных задач.

В настоящее время в составе казахстанского морского торгового флота имеются 4 танкера грузоподъемностью 12 тыс. тонн каждый. Развитие танкерного флота в дальнейшем предусматривается путем строительства крупнотоннажных танкеров.

В 2006 году объем перевозок нефти компанией «Казмортрансфлот» составил около 5 млн. тонн.

Сегодня в Казахстанском секторе Каспийского моря работают более 150 судов. Увеличение флота требует скорейшего принятия мер по обеспечению безопасности мореплавания.

Национальной компанией «Казмортрансфлот» начата работа по созданию судоремонтного производства в районе порта Курык.

С 2006 года ведется реализация одного из крупных проектов отрасли - «Расширение порта Актау в северном направлении», завершение которого позволит увеличить пропускную способность морского порта в два раза - с 11,5 млн. тонн до 23 млн. тонн в год.

В области речного транспорта предусматривается поэтапная замена и усовершенствование судов государственного технического речного флота, а также реконструкция и модернизация сооружений и оборудования Бухтарминского и Усть-Каменогорского шлюзов.

Международная транспортная политика

Программы развития транзитного потенциала на 2004-2006 годы. На сегодня в Казахстане действуют 169 международных договоров в области транспорта.

В рамках ЕврАзЭС утвержден План реализации Соглашения о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров. Принята Стратегия Межправительственной комиссии ТРАСЕКА на период до 2015 года. В рамках СПЕКА на заседании в Алматы ПРГ «Транспорт и пересечение границ представила новые проектные решения, а также форматы 5 баз данных. В целях увеличения перевозок транзитом через Казахстан были установлены понижающие коэффициенты к ставкам Тарифной политики РК на перевозки ряда товаров.

В 2007 году министерство транспорта и коммуникаций РК намерено обратить особое внимание, в первую очередь, на качество выполняемых работ и оказываемых услуг. Для этого предполагается мобилизовать всех участников технологического процесса: ученых, проектировщиков, строителей, ремонтников, обслуживающий и управленческий персонал. На особый контроль структурные подразделения Министерства возьмут вопросы внедрения на предприятиях отрасли систем менеджмента качества на базе международных стандартов. В дальнейшем возможно, что наличие сертификатов о внедрении таких систем станет обязательным требованием для участников конкурсов, проводимых министерством.

Вопрос эффективного освоения бюджетных средств. Благодаря поддержке депутатов Парламента на развитие транспортной отрасли в 2007 году планируется выделить около 160 млрд. тенге, что на 30% больше уровня 2006 года.

Впервые выделяются трансферты на местную сеть автодорог в сумме 8,5 млрд. тенге.

Реализация проектов на концессионной основе

В ноябре прошлого года постановлением Правительства был утвержден перечень проектов, в который включены в общей сложности 18 проектов, 16 из них - по транспортной отрасли.

На сегодняшний день полностью разработана необходимая документация по проектам строительства новых железнодорожных линий Ералиево - Курык, Мангышлак - Баутино и электрификации железнодорожного участка Макат - Кандыагаш, которая в настоящее время рассматриваются в государственных органах и Европейском банке реконструкции и развития.

В автодорожной отрасли реализуются четыре концессионных проекта по строительству автодороги «Алматы - Иссык-Куль», реконструкции автодорог «Астана - Караганда», «Шаульдер - Тортколь - Туркестан», «Караганда - Аягуз - Бугаз».

Обеспечение безопасности транспортных процессов

Для снижения количества и тяжести происшествий на транспорте планируется принятие комплекса мер по введению сертификации и экспертизы технического состояния подвижного состава, усиление контроля за прохождением медицинских осмотров работников, связанных с безопасностью движения, оптимизации схемы дислокации постов транспортного контроля.

В 2007 году предстоит завершить работы по созданию Информационной аналитической системы транспортной базы данных и мониторинга динамики безопасности перевозок (ИАС ТБД).

Будет продолжена работа по совершенствованию системы государственного регулирования рынка услуг и работ на транспорте, в том числе в сфере тарифной политики.

Предполагается законодательно предусмотреть вопрос обязательного субсидирования местными исполнительными органами социально - значимых маршрутов пассажирского автотранспорта.

Решается вопрос нехватки высококвалифицированных кадров инженерно - технического и управленческого звена. Министерством разработана и реализуется соответствующая программа подготовки и переподготовки кадров, предусматривающая в течении ближайших семи лет увеличение специалистов, занятых только в дорожной отрасли с 18 до 40 тысяч человек.

В связи с активным освоением западной авиатехники, подготовка новых авиационных специалистов в казахстанских учебных заведениях будет проводиться по европейским требованиям.

Основные показатели транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана за 2005-2006 гг.

Наименование показателя20052006темп роста в %
Объем перевозок грузов, млн. тонн1 732,31 835105,9
в том числе:
железнодорожным
225,9246,5110,2
автомобильным1 500,61 582,4104,7
воздушным0,0210,01781,7
водным5,86,1106
Объем перевалки грузов (через порт Актау), млн. тонн11 835,712 066102
Объем перевозки пассажиров, млн. чел.9 918,010 590,8106,7
в том числе:
железнодорожным
16,416,4100
автомобильным9 899,910 572,4106,7
воздушным1,72117,6
водным0,040,0498,4
Грузооборот, млрд. ткм223,8247,4110,5
в том числе:
железнодорожным
173,8191110,9
автомобильным46,853,8113,9
воздушным0,10,0768,6
водным3,12,580,6
Пассажирооборот, млн. пкм107 550,6117 747,9109,5
в том числе:
железнодорожным
12 109,312 704,7104,7
автомобильным92 148,3101 326,6109,9
воздушным3 292,63 716,2112,9
водным (речной) 0,40,491,8

 

Дайджест прессы за 20 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 20 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Бизнес путеводитель». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Быковский Агрегатный Завод, Кокшетау (Kokshetau), Эйр Астана (в процессе тестирования)