Источник: газета «Красное знамя»
Автор: Андрей Гаравский
Опубликовано: 21.02.2007, 12:30

"Салют" продуктивным идеям


Авиационное двигателестроение - одна из наиболее сложных и наукоемких отраслей промышленности. Концентрация самых современных технологий здесь чрезвычайно высока. Именно поэтому опыт, знания и производственные мощности двигателестроителей все более широко используются в других сферах, и в частности в нефтяном и газовом комплексе. Так, на базе одного из лидеров оборонно-промышленного комплекса России ФГУП "ММПП "Салют" прошло очередное заседание комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросам энергетической безопасности, энергоэффективности и развития отраслей ТЭК под председательством президента ОАО "Лукойл" Вагита Алекперова. Об этом заседании, взаимодействии "оборонщиков" и ТЭК, о создании на базе ММПП "Салют" промышленно-энергетического технопарка наша беседа с генеральным директором предприятия Юрием Елисеевым.

Наша справка

ФГУП "ММПП "Салют"
разрабатывает, производит и осуществляет техническое сопровождение авиадвигателей АЛ-31Ф (для самолетов семейства "Су"), ремонтирует АЛ-21 Ф (для Су-22, Су-24) и Р-15Б-300 (для МиГ-25), производит узлы и детали для Д-436Т (модификации для Бе-200, Ан-148, Ту-334 и Ту-230), Д-27 (для Ан-70, Ан-180 и Бе-42), производит газотурбинные установки и газоперекачивающие станции и обеспечивает их последующее техническое обслуживание.


- Юрий Сергеевич, какие вопросы рассматривались на заседании, и кто принял в нем участие?

- В заседании, кроме членов комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросам энергетической безопасности, энергоэффективности и развития отраслей ТЭК и руководства ФГУП "ММПП "Салют", приняли участие представители комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭК, руководители и эксперты РАН, НИИ и вузов Москвы.

В ходе совещания шла речь об организационно-штатных изменениях в структуре комитета, были утверждены приоритетные направления его деятельности в 2007 году, подписано соглашение о сотрудничестве между комитетом РСПП и комитетом ТПП России по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

Отдельным вопросом стало обсуждение концепции создания промышленно-энергетического технопарка в сфере высоких технологий на базе инфраструктуры Московского машиностроительного промышленного предприятия "Салют".

- Как же все-таки зародилась эта смычка: "оборонка" - ТЭК?

- Бурное развитие нефтяной и газовой отраслей помогло многим промышленным предприятиям России и стран СНГ преодолеть кризисное состояние 90-х, обеспечило их производственными заказами. Сегодня появились новые возможности по вовлечению в промышленный и экономический оборот прорывных инновационных проектов, осуществление которых поможет России вновь стать одной из ведущих стран мира не только в области поставок энергоносителей, но и в области высоких технологий. Одна из них - скрытый доселе интеллектуальный потенциал "оборонки", широкому использованию которого мешала ведомственная закрытость предприятий ОПК.

В недавнем Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, в решениях Правительства РФ уделяется особое внимание повышению эффективности взаимодействия государственных органов, ОПК и бизнеса в области создания инновационной среды, одной из которых призваны стать технопарки. И конечно, "Салюту" - лидеру отечественной "оборонки" - есть, что предложить деловому сообществу.

Помимо современной инфраструктуры (производственный комплекс в центре Москвы, мощные конструкторские бюро, научно-технические центры, испытательные комплексы и т.д.), "Салют" - это команда уникальных специалистов в разных областях оборонного хай-тека и управленцев с опытом доведения инновационных идей до экспериментальных и промышленных образцов.

Мы предлагаем партнерство в том, чего сегодня так не хватает, - доведении перспективных идей до готовых бизнес-решений в сфере высоких технологий.

- На ваш взгляд, сотрудничество оборонного и топливно-энергетического комплексов, ОПК и бизнеса в целом поддерживается на государственном уровне?

- В настоящее время в процессе развития мировой экономики в условиях глобализации сформировались конкретные приоритеты, ключевым из которых стала энергобезопасность. Эта тема была главной в программе последней встречи G8 в Санкт-Петербурге. Не случайно одним из важнейших ее результатов стало принятие программы по глобальной энергетической безопасности. Признанная лидерами мировых держав необходимость координированных и ответственных действий для обеспечения безопасности в глобальной энергетической сфере не отменяет приоритета собственной национальной энергетической безопасности Российской Федерации.

Так, Правительством РФ наряду с программами развития стратегических отраслей промышленности принята программа развития энергетики, от которой в самом прямом смысле этого слова будет зависеть конкурентоспособность российской экономики на длительную историческую перспективу.

В ее рамках развитие малой энергетики видится основополагающим. Более того, создание малой энергетики позволит ускорить процесс разработки и внедрения "чистых" энергетических технологий и эффективно решать энергетические проблемы регионального уровня, что для Москвы и Московской области чрезвычайно актуально.

Современная могущественная энергетическая держава, которой, безусловно, становится Россия, характеризуется не гипертрофией сырьевого сектора, а умелым и хозяйственным использованием своего потенциала с помощью высоких наукоемких технологий. Именно так обозначил глобальную цель развития экономики России Владимир Путин: конвертация сырьевой экономики в высокотехнологичную, инновационную и интеллектуальную. Главным и эффективным инструментом в достижении лидерских позиций России на мировой арене является трансферт высоких технологий и научно-конструкторских разработок из военно-промышленного комплекса в гражданский сектор в сочетании со стратегически адресными инвестициями на основе частно-государственного партнерства.

18 декабря минувшего года на расширенном заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ говорилось о том, что ОПК при поддержке государства инициирует научно-технический прогресс, создает множество инновационных идей, а материализует эти идеи малый, средний и в конечном итоге крупный бизнес. Преимущественную концентрацию высоких технологий только в ОПК можно считать ошибочной. Отмечалось и то, что для увеличения государственной поддержки высокотехнологичных производств необходимо конкретными проектами доказать, во-первых, целесообразность этой поддержки и, во-вторых, готовность промышленности и бизнеса соразмерно увеличить свой инновационный вклад в этот процесс.

Перед ОПК и бизнесом была поставлена конкретная задача: не менее 15-20 процентов технических решений "оборонки" должны найти широкое гражданское применение (в США этот показатель составляет 40 процентов).

На этом же заседании президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что в РСПП уже накоплен опыт взаимодействия бизнеса и ОПК, в частности при создании продукции для ТЭКа и по другим направлениям, однако имеется ряд причин, по которым бизнес еще не уделяет "оборонке" достаточного внимания. Это проблемы передачи технологий "двойного назначения" и ноу-хау из оборонного сектора в гражданский, нерешенность вопросов интеллектуальной собственности на научные разработки и технологии, созданные за счет государства, слабое привлечение иностранных инвестиций, недостаточное стимулирование инновационной активности (введение налоговых стимулов, создание технопарков и т.д.).

С другой стороны, по мнению президента РСПП, сегодня значительная часть важнейших инновационных продуктов и технологий появляется сначала в гражданском секторе науки и экономики, которые затем применяются в "оборонке". Поэтому без тесной интеграции с другими отраслями ОПК может быстро потерять свою конкурентоспособность. Главный вопрос видится в том, чтобы "раздвинуть" границы ОПК, имея в виду использование его производственной и технологической базы для других отраслей и бизнеса.

- Юрий Сергеевич, чем привлекла вас идея создания технопарка на базе "Салюта"?

- Организация научных и технологических парков - один из наиболее эффективных механизмов ускоренной и эффективной разработки наукоемких технологий, их коммерциализации и вывода на рынок.

Первые технопарки, организованные в пятидесятых годах прошлого века в основном на базе вузовской науки в Стэнфордском университете, Массачусетском технологическом институте, Оксфорде, проверены временем и, как известно, дали прекрасные результаты. Например, сегодня в Оксфорде насчитывается около 300 малых предприятий в области hi-tech, большинство разработок которых ведутся "под заказы компаний", а годовой доход составляет 4 млрд. долл. Широко известны технополисы "Силиконовая долина" и "Шоссе-128" (США), "Цукуба" (Япония). В Западной Европе возникновение технопарков датируется 70-ми годами прошлого века: университеты Хериота-Ватта и Кембриджа (Великобритания), Гренобль, Нанси и Ницца (Франция), Лейвен (Бельгия). Позднее, в 80-х, технопарки начали формироваться в ФРГ, Австрии, Норвегии, Финляндии и других странах Западной Европы.

По данным Федерального агентства по науке и инвестициям, в России в настоящее время существует около 60 технопарков в Обнинске, Зеленограде, Дубне, Троицке, Новосибирске, Черноголовке, Пущино и пр.

- А что "Салют" сможет предложить будущему технопарку?

- ФГУП "Салют", на мой взгляд, наиболее подходящая площадка для отработки научных и опытно-конструкторских решений по созданию новейшего энергосберегающего и экологически чистого оборудования, предназначенного для нужд не только Москвы, но и других регионов России.

Отмечу, что прежде всего наше предприятие - всемирно известный флагман российского авиадвигателестроения и машиностроения. Но в связи с переходом на конверсионную тематику мы на базе авиационных двигателей военного и гражданского назначения освоили выпуск газотурбинных и парогазовых комплексов для электро- и теплоэнергетики, развиваем производство современного энергосберегающего оборудования, проектируем заводы по утилизации отходов, осваиваем новые технологии для автономной и малой энергетики.

Сегодня доля продукции гражданского назначения на "Салюте" составляет около 20 процентов. В том числе и поэтому для ускорения разработки нового энергетического оборудования в рамках концепции диверсификации производства "Салют" предлагает создать на территории завода промышленно-энергетический технопарк, использующий уникальные для России преимущества.

Так, мы находимся в центре Москвы, в непосредственной близости от государственных органов власти, представительств крупнейших российских и зарубежных компаний, коммерческих и банковских структур, в одном из наиболее экологически чистых районов - вблизи крупнейших лесопарков "Измайлово" и "Сокольники". Мы имеем лучший в России станкоинструментальный парк (более 500 единиц самого современного оборудования лучших зарубежных фирм), современный центр автоматизированного проектирования и информационных технологий, собственный пакет перспективных проектов для энергетики (высокоэкономичные автономные теплоэлектростанции, газоперекачивающие установки, экологически чистые холодильные установки, мусороперерабатывающие заводы и т.д.), мощный кадровый потенциал высококвалифицированных специалистов и собственный институт целевой подготовки специалистов, прямые связи с ведущими московскими научными учреждениями, вузами, инновационными центрами и фондами.

На первом этапе "Салют" готов выделить под технопарк двухэтажный производственный корпус (цех № 5) общей площадью 8.500 кв. м с прилегающей к нему территорией.

С учетом размещения на других площадях, имеющихся на ММПП, в состав технопарка будут входить: административный блок, научно-инновационный сектор с Центром трансферта технологий, промышленно-производственный сектор, консалтинговый, учебный и информационный центры, выставочный комплекс.

Предполагается, что участниками технопарка станут инновационные предприятия и фирмы малого и среднего бизнеса, вузы, научные учреждения, получившие рекомендацию экспертного совета технопарка для продвижения своих разработок. К ним могут присоединиться государственные предприятия и учреждения, венчурные фонды, ассоциации, партнерства, маркетинговые и рекламные фирмы, коммерческие и инвестиционные структуры, частные инвесторы (бизнес-ангелы), оказывающие содействие в реализации целей создания технопарка.

Ну и напоследок такая немаловажная деталь, как предоставление участникам технопарка льгот по налогообложению (мораторий по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу; распространение льготы по НДС (п.16 ст.149 НК РФ, ч.II) на НИОКР, выполняемые участниками технопарка за счет собственных и привлеченных средств).

Миссией промышленно-энергетического технопарка станет укрепление национальной энергетической безопасности за счет концентрации инновационных, интеллектуальных и технологических ресурсов, создания новейшего энергосберегающего и экологически чистого оборудования, предназначенного как для нужд столичного региона, так и для других регионов России.

Что же касается выгод самого "Салюта", то создание первого в Москве промышленно-энергетического технопарка позволит предприятию значительно расширить номенклатуру выпускаемого энергетического и высокотехнологичного оборудования и ускорить достижение поставленной перед коллективом задачи: довести объем выпускаемой продукции гражданского назначения до 50 процентов.

В завершение беседы хочу от всей души поздравить военнослужащих, работников ОПК и всех мужчин России с наступающим Днем защитника Отечества. Желаю им здоровья и всех благ, успехов в нелегком ратном труде, укреплении обороноспособности Отчизны.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 21 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красное знамя». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Ту-334, Ан-180, Бе-200, Ан-70, Су-24, Ан-148, Самолетостроение (в процессе тестирования)